Телесное самочувствие и волевая саморегуляция подростка
Нас же интересует значение развитие телесности с точки зрения формирования возрастноадекватного самочувствия подростка.
Большинство психологов, изучающих подростковый возраст, подчеркивают важность физических изменений и восприятия собственного тела в подростковом возрасте. Телесное существование подростка становится одной из актуальных линий развития в подростковом возрасте. А переживания по поводу восприятия собственного тела окружающими очень острыми.
В своей научной работе И. С. Кон пишет о важности того «как сам подросток воспринимает, переживает и оценивает пубертатные изменения и события, подготовлен ли он к ним» [23].
Большинство психологов подчеркивают. Что рост самосознания и интереса к “я” вытекает непосредственно из процессов полового созревания, физического развития, которые являются одновременно социальными символами, знаками повзросления. На них обращают внимание и за ними пристально следят другие: взрослые и сверстники. Постановка вопроса «Кто я?» - закономерный результат всего предшествующего развития психики. Рост самостоятельности означает не что иное, как переход от системы внешнего управления к самоуправлению [7] .
Но всякое самоуправление требует информации об объекте. При самоуправлении это должна быть информация объекта о самом себе, т.е. самосознание и самочувствие. А построить самочувствие подростка можно именно через его телесность, т.е. через овладение собственным телом.
Суть кризиса в том, что в подростковом возрасте происходит рассогласование на трех уровнях. Л.С. Выготский различал три точи созревания, на которых происходит рассогласования: органическое, половое, социальное [11]. Рассогласования происходят по причине того, что изменения, происходящие с подростком рушат все его прежние опоры, а новые еще не сформированы.
Поэтому у подростка возникает колоссальная потребность в опорах, получении самочувствования. И это самочувствование он может получить именно через развитие самоощущения собственного тела.
Более того, Б.Д. Эльконин в своей работе “Введение в психологию развития” указывает, что необходимым условием существования человека в мире является его самоощущение, вне которого, вне чувства собственной активности, ощущения собственного действования (“первое телесно-практическое самоопределение человека в мире”) невозможно никакое действие, никакая активность вообще [59]. Именно так мы и понимаем телесное самочувствие подростка.
В критическом периоде, если он понимается как акт развития (вслед за Б.Д. Элькониным), активность должна превращаться в поведение. Для осуществления этого подросток должен «обнаружить себя действующего» или «застать себя действующим» в ситуации пробы, т.е. появившееся переживание, связанное с наличием новообразования и возможностью его реализовать, заставляет подростка совершать действия, а именно пробы «себя нового», своего нового статуса [61]. У подростка происходят телесные изменения: органические, половые. Психолог выступает как посредник, который организует ситуация пробы для новых телесных ресурсов подростка, чтобы он смог через переживания себя пробующего и преодалевающего почувствовать себя по-новому.
Первичным условием структуризации целостного образа «Я» выступает необходимость «присвоения» человеком своего тела, его внутреннего и внешнего содержания [1]. И именно через овладение своим телом происходит раскрытие содержание образа «Я». И выполняются главные задачи возраста- самопознание. Действительно, суть не в трудно- (или легко-) воспитуемости, но в изменении, в том, что ребенок становится иным по отношению к самому себе прежнему. И эти изменения должны им пережиться и осознаться [40].
Также основанием многолетних наблюдений была замечена корреляция между восстановлением телесной чувствительности и нормализацией эмоционального реагирования у детей, имеющих нарушения аутистического спектра [1].
Таким образом телесность может выступать предметом овладения, а построение телесного самочувствия средством приращения других ресурсов подростка, таких как произвольность, самостоятельность, ответственность, и тем самым способствует снижению степени риска аддикций у подростков. Они становятся нерискующими по степени аддиктивного поведения.
В советской детской психологии центральной линией развития личности ребенка рассматривается развитие произвольности. Согласно концепции Л.С. Выготского, «личность охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения», и соответственно развитие личности есть становление способности владеть своим поведением и своими психическими процессами [10]. Д.Б. Эльконин неоднократно указывал на то, что формирование личностного поведения- это возникновение произвольных действий и поступков [62]. А.Н. Леонтьев полагал, что формирование общей произвольности имеет кардинальное, решающее значение для развития личности ребенка [30]. Л.И. Божович также утверждала, что проблема воли и произвольности является центральной для психологии личности и ее формирования [6]. Понимание произвольности и воли как сознательной саморегуляции поведения выдвигает на первый план проблему опосредованности поведения и средств овладения собой [10].
Как справедливо отмечает Д.А. Леонтьев, психологические предпосылки превращения индивида в личность заключаются прежде всего в овладении своим поведением, в формировании внутренней саморегуляции деятельности [31]. В связи с этим можно утверждать, что именно процесс становления произвольности является магистральным для развития личности ребенка.
Рассмотрим подробнее, что можно понимать под произвольностью в широком смысле этого слова. Фактически речь идет о преодолении полевого поведения, о преодолении непосредственного побуждения, о «не-действии» в ответ на яркий раздражитель, о субъектно направляемом действии [20]. Чем именно направляется действие - вопрос, на который следует отвечать в онтогенетическом исследовании всякий раз конкретно применительно к рассматриваемому возрасту, но суть остается неизменной: если действие направлялось извне, с приобретением произвольности оно становится внутренне обусловленным.
Как можно описать ситуацию произвольного действия? Это всегда действие вопреки непосредственному внешнему импульсу [7]. Непроизвольное действие реактивно: оно есть реакция на внешний раздражитель. Произвольное - активно. Произвольное действие (в противоположность упрямству) требует анализа ситуации действования и сопоставления этого анализа с собственным побуждением, т.е. произвольное действие обязательно требует обнаружения субъектом отношения своего побуждения и внешних обстоятельств. Следовательно, необходимо дополнить определение: произвольное действие определяется не только побуждением самого субъекта, но и его анализом отношения побуждения и условий, в которых действие может быть совершено [32].
Появление таких способностей «различения» или развитие субъективных представлений о внутренней структуре ситуаций принятия решений (выбора, пробы) атрибутировано подростковому возрасту. «Критическим периодом для трансформации детской спонтанности в свободу как осознанную активность является подростковый возраст, когда при благоприятных обстоятельствах осуществляется интеграция свободы (форм активности) и ответственности (форм регуляции) в единый механизм автономной самодетерминации зрелой личности [54]. Психологически неблагоприятные условия развития личности в онтогенезе, связанные с нестабильным самоотношением и отсутствием права на собственную активность, напротив, приводят к переживанию жизни как всецело обусловленной внешними требованиями, ожиданиями и обстоятельствами. Степень развития индивидуальной свободы проявляется в основаниях личностных выборов» [45]. Формой активности может выступать именно телесная активность, а формой регуляции телесной активности специально организованная форма овладения собственным телом, в нашем примере это танцы.
Поэтому так необходима развитие волевой составляющей (нужно остановиться и какое-то время «не подействовать», чтобы возникла возможность выбора) [33] .
Н.А.Бернштейн писал: «Координация движений есть преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа, иными словами, превращение его в управляемую систему» [4, с. 183]. Орудийное действие (действие с орудием) есть пример внутреннего (произвольного) управления. Но при некоторых расстройствах (треморе - дрожании) человек уже не полностью контролирует эту бесконечную свободу своих мышц, возникает внешнее (внесубъектное) управление действием. Преодоление избыточных степеней свободы (внешнего управления действием) требует их остановки, торможения, преодоления -возникновения внутреннего, субъектного «управления» [1]. Возникает действие по отношению к ситуации действования. Появляется способность к собственному «управлению» действием именно через телесность. Превращение тела в «управляемую систему» происходит именно за счет развития волевых структур.
Овладение собственным телом значительно расширяют патерны поведения подростка, что дает ему ощущение свободы.
Развитие волевой саморегуляции позволяет подростку противостоять различным манипуляциям, когда кто-нибудь ему предлагает осуществить аддиктивную пробу.
Таким образом, понятие телесное самочувствие подростка определяется как набор телесных самоощущений, получаемых в ситуациях, проживание которых определёнными способами даёт возможность почувствовать свое тело, определить и развить возможности своего организма, а также телесное самочувствие подростка включает в себя переживания связанные с этими телесными самоощущениями.
Уровень волевой саморегуляции подростка, понимаемый нами как уровень овладения и регуляции собственного поведения, является ресурсом или следствием возрастного развития подростка. И тем самым являетсяресурсом профилактики аддиктивных форм поведения в подростковом возрасте. Овладение собственным телом, есть важная часть в регуляции поедения. Повышение уровня произвольности и самостоятельности позволяет подростку ощущать себя взрослым, помогает ему справляться с жизненными трудностями. Развитие волевых процессов позволяет ему принимать конструктивные решения. Тем самым способствует решению задач подросткового возраста. И снижает риск аддиктивного поведения.
Нам удалось теоретически обосновать связь телесного самочувствия и волевой саморегуляции подростка и описать их влияние на риск аддиктивного поведения.