Творческое мышление, или креативность

Творческое мышление имеет свои отличительные черты и не тождественно интеллекту. ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

1) ПЛАСТИЧНО, т. е. творческие люди предлагают мно­жество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два;

2) ПОДВИЖНО, т. е. для творческого мышления не состав­ляет труда перейти от одного аспекта проблемы к друго­му, не ограничиваясь одной единственной точкой зрения;

3) творческое мышление — ОРИГИНАЛЬНО, оно порож­дает неожиданные, небанальные, непривычные решения.

У людей «среднего ума» интеллект и творческие способности обычно тесно связаны друг с другом. У человека с нор­мальным интеллектом обычно имеются и нормальные твор­ческие способности. Лишь начиная с определенного уровня пути интеллекта и творчества расходятся. Этот уровень лежит в обла­сти 10 (коэффициента интеллекта), равного 120. Коэффициент интеллекта можно измерить тестами. В настоящее время для оценки интеллекта чаще всего используют тест Стенфорд-Бине и шкалы Векслера. При 1О_ выше 120 корреляция между твор­ческой и интеллектуальной деятельностью исчезает, т. е. мо­жет быть высокий коэффициент интеллекта, но недостаточный уровень творческого мышления.

Творцом, так же как и интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас. Как отмечает Фергюсон, «творческие спо­собности не создаются, а высвобождаются». Поэтому игровые и проблемные методы обучения способствуют «высвобожде­нию» творческих возможностей учащихся, повышению интел­лектуального уровня и профессиональных умений.

Так как уровень интеллектуальных способностей и твор­ческая отдача не всегда коррелируют, возникла необходимость определения как интеллектуальной одаренности и продуктив­ности, с одной стороны, так творческой одаренности и продук­тивности, с другой, Это последнее понятие получило название коэффициента креативности (Сг). Оказалось, что эти понятия не всегда взаимосвязаны. В 1960 г. Гетцельс и Джексон публи­куют данные об отсутствии корреляции между показателями интеллекта и креативности.

Креативность, или творческая одаренность, характери­зуются несколько иными параметрами:

• богатство мысли (количество новых идей в единицу вре­мени);

• гибкость мысли (скорость переключения с одной задачи на другую);

• оригинальность;

• любознательность;

• способность к разработке гипотезы;

• иррелевантность — логическая независимость реакции от стимула;

• фантастичность — оторванность ответа от реальности при наличии определенной логической связи стимула и реак­ции.

Эти вышеперечисленные параметры творческого мышле­ния входят в состав кубической модели Гилфорда — «дивер­гентное мышление»,

Дивергентное мышление определяется как «тип мышления, идущего в различных направлениях». Это мышление допуска­ет варьирование путей решения проблемы, приводит к неожи­данным выводам и результатам.

Гилфорд отмечает 6 параметров креативности: 1 —способ­ность к обнаружению и постановке проблем; 2 — способность к генерированию большого количества идей; 3 — семантичес­кая спонтанная гибкость — способность к продуцированию раз­нообразных идей; 4 — оригинальность — способность проду­цировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестан­дартные решения; 5 — способность усовершенствовать объект, добавляя детали; 6 — способность решать нестандартные про­блемы, проявляя семантическую гибкость — увидеть в объекте новые признаки, найти новое использование. Гилфорд разра­ботал батарею тестов для диагностики креативности (10 тес­тов — на вербальную креативность, 4 — на невербальную).

Торранс продолжил исследования креативности, но он внес и новый оттенок понимания креативности как способности к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткость к дисгармониям. Торранс разработал серию тестов на креативность от дошкольников до взрослых, разработал про­грамму развития творческих способностей детей: на первом этапе испытуемым предлагались задачи на анаграмму (поиск слова из переставленной бессмысленной последовательности букв) для тренировки конвергентного мышления. Затем по кар­тинкам испытуемый должен развить все вероятные и неверо­ятные обстоятельства, которые привели к ситуации, изобра­женной на картинке и спрогнозировать ее возможные послед­ствия. Позднее испытуемому предлагали разные предметы и просили перечислить всевозможные способы их применения. Согласно Торрансу, такой подход к тренингу способностей по­зволяет освободить человека от задаваемых извне рамок и он начинает мыслить творчески и нестандартно. В состав батареи Торранса входят 12 тестов, диагностирующих 3 сферы творче­ства: словесное творческое мышление, изобразительное твор­ческое мышление и словесно-звуковое творческое мышление.

Для диагностики уровня креативности могут использоваться разные методики. Многие исследователи считают, что при ди­агностике креативности следует отказаться от жестких лими­тов времени, отведенных на выполнение задания. М. Воллах и К. Коган предоставляли испытуемым столько времени, сколь-. ко им было необходимо для решения задачи, тестирование про­водилось в виде игры, принимался любой ответ. При данных условиях тестирования корреляция между креативностью и уровнем интеллекта была близка к нулю, т. е. свойство креа­тивности обнаруживает свою полную независимость от интел­лекта. Воллах и Коган выявили 4 группы детей с разными уров­нями развития интеллекта и креативности, отличающиеся спо­собами адаптации к внешним условиям и решению задач.

Дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и креатив­ности, уверены в своих способностях, имеют адекватную само­оценку, проявляют большую инициативу, личную независи­мость суждений и действий, высокоуспешны, проявляют ода­ренность, социально адаптируемы.

Дети с низким уровнем креативности, но высоким интел­лектом стремятся к школьным успехам, но крайне тяжело пе­реживают неудачи, боятся высказать свое мнение, пойти на риск, боятся удара по самолюбию, дистанцируются от своих одноклассников.

Третья группа детей с низким уровнем интеллекта и высо­ким уровнем креативности часто попадают в категорию «изго­ев», плохо приспосабливаются к школьным требованиям, час­то имеют хобби и увлечения на стороне, «странные фантазе­ры», не понятые ни учителями, ни сверстниками.

Четвертая группа детей с низким уровнем интеллекта и творческих способностей внешне хорошо адаптируются, дер­жатся в «середнячках», имеют адекватную самооценку, низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью.

Одаренным детям присущи высокий энергетический уро­вень, малая продолжительность сна, повышенная познаватель­ная активность, интеллектуальная инициатива: склонность ста­вить перед собой новые, сложные задачи, что, по мнению Д. Б. Богоявленской, является неотъемлемым признаком та­ланта.

ВОПРОС 39

Наши рекомендации