Определение понятия «память»
Память -форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний , навыков , умений и их последующего использования. Сохранение опыта создает возможность для обучения человека и развития его психики (восприятия, мышления, речи и т.д.) служит необходимым условием единства психической жизни человека, единства его личности.
Процессы памяти
Различают основные процессы памяти :
1. Запоминание (запечатление, закрепление материала)
2. Сохранение } противоположные
3. Забывание } процессы
4. Воспроизведение (актуализация и припоминание как два варианта воспроизведения)
Главный среди них запоминание,-которое определяетполноту и точностьвоспроизведения материала, прочность и длительность его сохранения. Основные условия продуктивности запоминания связаны с тем , протекает оно в форме непроизвольного или произвольного процесса. Использование человеком приобретенного опыта осуществляется посредством восстановления ранее усвоенных знаний, умений и навыков. Наиболее простой его формой являются узнавание, осуществляемое в условиях повторного воспроизведения объектов, закрепившихся ранее в памяти.
Более сложным является воспроизведение таких объектов прошлого опыта, которые в данный момент не воспроизводятся нами. Узнавание и воспроизведение также могут быть произвольными и непроизвольными. Забывание проявляется по-разному - от отдельных ошибок в припоминании и узнавании до невозможности не только припомнить, но и узнать ранее воспринятое. Забывание может быть
устойчивым, длительным и временным.
Функция памяти.
Определяющее значение памяти: она обеспечивает единство и целостность сознания и личности. Базовая функция памяти - «нанизывать» образования на один стержень. Основной объект для памяти - прошлое ==> основная функция памяти - фиксировать воспроизводить, работать с прошлым, изменяя тем самым поведение личности.
Иногда память может подменять восприятие и мышление; это проявляется в установках, стереотипах, иллюзиях и других ошибках памяти.
С.Л. Рубинштейн: «Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, Безвозвратно исчезало бы в прошлом. Не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков. Не было бы психической жизни, смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть.»
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования учений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых сейчас находится.
Классификации памяти
I. По характеру психической активности:
1) Двигательная (моторная) память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости воспроизведения с достаточной точностью многообразных, сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных умениях и навыков . Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.
2) Эмоциональная память - это память на чувства и переживания. Особенно она проявляется в человеческих отношениях. На эмоц. памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоц. переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.
3) Образная память (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и т.д.)
4) Словесно-логическая память тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства , смысл читаемого текста и т.п.
II.По характеру целесообразности деятельности:
1) непроизвольная память (запечатление идет без участия воли, постановки целей, задач);
2) произвольная память (ставятся цель, задачи); здесь она часто отождествляется с мнемической деятельностью.
III. По использованию дополнительных средств:
1) опосредованная память ( мнемическая деятельность опирается на использование конкретных средств);
2) непосредственная, или механическая, память ( путем многократных повторений).
Когда речь идет о произвольном опосредованном запоминании, то говорят о мнемотехниках.
IV. По продолжительности сохранения материала:
1) мгновенная память;
2) кратковременная память;
3) долговременная память;
4) оперативная память.
V. По участию наследственных механизмов:
1) генотипическая память (наследственная, видовая) : информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур.
2) фенотипическая память (индивидуальная)
3) импринтинг (этот термин ввел этолог Лоренц) - способность новорожденных в первые часы и дни жизни рецепторно фиксировать и запоминать подвижные предметы, находящиеся в непосредственной близости. Впоследствии эти предметы вызывают на себя устойчивую ориентировку животного. Импритинг имеет огромное приспособительное биологическое значение благодаря установлению экстренной связи детеныша с родителем.