Мышление как биологический процесс
К этому направлению относятся работы Ж.Пиаже и его сотрудников. Пиаже использует понятие "интеллект", а не мышление. Он определяет ителлект как "прогрессирующую обратимость мобильных психических структур", считает, что "интеллект является состоянием равновесия, к которому тяготеют все последовательно расположеные адаптации сенсомоторного и когнитивного порядка, так же как и все ассимилятивные и аккомодирующие взаимодействия организма со средой." Для выявления специфики мышления Пиаже сравнивает его с восприятием, т.е. с другой формой познания. "Восприятие - это знание, приобретаемое нами об объектах или их движениях в результате прямого и непосредственно осуществляемого контакта с ними, тогда как интеллект - это знание, существующее лишь тогда, когда в процессе взаимодействия субъекта с объектом имеют место различного рода отклонения и когда возрастают пространственно-временные растояния между субъектом и объектом."
Одним из исходных явлений различение объекта и субъекта. Объект - это некоторая внешняя данность, существующая вне субъекта, он неизменен. Субъект это индивидуальный субъект, рассматриваемый с точки зрения действия. Между ними складываются определеные отношения.
Теория Пиаже включает в себя два основных компонента: значение о функциях интелекта и учение о стадиях развития интеллекта.
В самом общем виде интеллект понимается как дальнейшее развитие некоторых фундаментальных биологических характеристик, фундаментальных в том смысле, что они неотделимы от жизни. В качестве таких характеристик выделяется следующие: организация и приспособление (адаптация). Адаптация в свою очередь включает в себя два взаимосвязанных процесса, называется ассимиляцией и аккомодации. Организация и адаптация - это основная функция интеллекиа, или функциональные инварианты. Инвариантные характеристики рассматриваются как свойства биологического функционирования вообще. Организованность интеллектуальной деятельности означает, что в каждой интеллектуальной активности субъекта можно вычленить нечто целое и нечто входящее в это целое в качестве элемента с их связями. Смысл термина "асимиляция" сводится к подчеркиванию воссоздания субъектом, в ходе его познавательной активности, некоторых характерстик познаваемого объекта. "Аккомодация" - это процесс приспособления самого познающего субъекта к разнообразным требованиям, выдвигаемым объективным миром. Происходит воспроизведение индивидом отдельных и целостных характеристик познаваемого объекта, но и сам субъект меняется в ходе познавательной деятельности. Тот познавательный опыт, который накоплен данным человеком к определенному периоду, Пиаже називает познавательной структурой. Одна из особеностей функционирования человеческого интеллекта в том, что не всякое содержание, получаемое из внешнего мира, может быть усвоена (ассимилировано), а лишь то, которое хотя бы приблизительно соответствует внутренним структурам индивида. При описани функционирования интеллекта в качестве одного из основых используется термин "схема". Это познавательная структура, относящаяся к классу сходных действий, имеющих определенную последовательность, которая представляет собой прочное взаимосвязанное целое. В понятии "схема" находит дальнейшую конкретизацию идея Пиаже об организованной природе интеллекта.
Учение о стадиях развития интеллекта включает в себя выделение четырех стадий: 1) сенсомоторный интеллект (0-2 лет), 2) дооперациональное мышление (2-11 лет), 3) период конкретных операций (7-8 - 11-12 лет), 4) период формальных операций. Развитие интеллекта начинается до овладения речью. Одно из первых проявлений интеллектуальной активности ребенка - прослеживание будущих результатов движения. Становление элементарных целенапрвленных двигательных актов есть становление генетически исходных форм интеллекта. Основным признаком конкретных операций - привязанность к предметам. Формальные операции как бы оторваны от предметов. Развитой интеллект понимается как система операций. Операция - это внутреннее действие, которое произошло из внешних предметных действий, осуществляется с помощью знаков, символов, образов, обладает свойством обратимости. Развитие детского мышления - это смена вышеперечисленых стадий. Последовательность стадий выражает внутренню закономерность развития. Стадии привязаны к определенному возрасту хотя и неоднозначно.
"+" 1. Генетический подход при решении общепсихологических задач; выделение конкретных стадий развития.
2. Тщательная разработка клинического метода
3. Подчеркивание того, что интеллектуальная деятельность не просто воспроизводит особенности некоторых внешних предметов, но и характеризуется изменением самого познающего субъекта.
4. Стремление связать интеллект с более широким классом процессов жизнидеятельности.
"-" 1. Выделяет основные характеристики интеллекта с помощью првлечения биологических и даже физических понятий (например, педставления о равновесии).
2.Развитие структуры интеллекта описывается с помощью понятий логики и математики.
3. Представления о том,что интеллек есть организованное целое, является правилом , но столь общим, что не дифференцирует его от поведения, напрвленного на добычу пищи. Интеллект человека оказывается биологической функцией.
В учени о развитии абсолютизируется момент самодвижения, недооценивается значение целенаправленных, формирующих воздействий извне. Периоды развития операций слишком привязаны к возрасту.