Интерпретация результатов

Диагностика стратегий импунитивного поведения в конфликтных ситуациях (ДСИПВКС)

[Диагностика стратегий импунитивного поведения в конфликтных ситуациях [Электронный ресурс] – режим доступа: http://brunner.kgu.edu.ua/index.php/psy-metodiks/20/384-strategia-konflikt]

[Диагностика стратегий импунитивного поведения в конфликтных ситуациях // Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Институт психотерапии, 2002. – C. 438-442.]

[Диагностика стратегий импунитивного поведения в конфликтных ситуациях // Барлас Т.В. Психологический практикум для «чайников»: Введение в профессиональную психологию. — М.: Класс, 2001. – 176 с. – (библиотека психологии и психотерапии, вып. 93). – С. 67-74.]

Цель– определить доминирующую стратегию импунитивного поведения в конфликтных ситуациях.

Теоретическая основа.

Важнейшей составной частью управления конфликтами является их внутреннее, психологическое разрешение.

От него непосредственно зависит наше переживание конфликта, его влияние на психику и реальное поведение.

Исходным моментом внутреннего преодоления конфликта является переоценка самого конфликта, за ним следует выбор форм разрешающего поведения.

Существуют два основных типа разрешения внутреннего конфликта – адаптивный и паллиативный.

Адаптивное поведение направленно на активное изменение конфликтных отношений, реальное устранение конфликтной ситуации.

Его характеризуют, например, такие формы преодолевающего поведения, как поиск информации, поэтапное решение, переосмысление, обращение за помощью и т.д.

Паллиативное поведение означает внутреннее психологическое приспособление к конфликту в целях ограничения его нервных, эмоциональных и т.п. издержек посредством таких поведенческих форм, как прямое выражение чувств, разрядка, замещающая деятельность (сублимация), фантазия, юмор, сдерживание, отстранение и др.

Использование такого поведения наиболее целесообразно при неразрешимых конфликтах.

При разрешении конфликта возможно сочетание обоих названных выше типов преодолевающего поведения.

Возраст: с 16 лет.

Специфика.

Работа с опросником преодолевающего поведения имеет не только диагностическую, но и психокоррекционную направленность: анализ эффективности стратегий преодоления и выявление дополнительных неиспользованных возможностей.

Результаты проделанной работы должны быть ясны не только психологу, но прежде всего самому испытуемому.

В зависимости от обстоятельств работы с испытуемым можно изменить инструкцию и проанализировать какую-либо конкретную ситуацию, предложенную психологом или испытуемым.

Один из наиболее существенных аспектов анализа – соотношение эмоционально-ориентированного и проблемно-ориентированного преодоления.

Первое из них наиболее уместно и естественно в ситуации потери как ситуации, в которой уже ничего нельзя изменить.

Поэтому проблемно-ориентированное преодоление, если таковое и отмечается, то скорее как варианты решения проблем, появляющихся в результате потери (например, финансовых, бытовых и прочих трудностей, возникающих после развода или смерти члена семьи).

Соотношение двух форм преодоления в ситуации угрозы может быть разным, в зависимости от особенностей конкретной ситуации и возможностей испытуемого повлиять на нее.

В ситуации новой возможности проблемно-ориентированное преодоление, как правило, уместно или целесообразно.

Если у испытуемого и в этой ситуации отмечается в основном эмоционально-ориентированное преодоление, его можно интерпретировать как недостаточно эффективное преодолевающее поведение.

Если испытуемый выбрал относительно небольшое количество номеров утверждений для каждой из ситуаций (десять или менее), какой-либо вид преодолевающего поведения считается характерным для испытуемого или ситуации, даже если он представлен лишь одним утверждением.

Когда выбрано существенно больше десяти утверждений, то имеет смысл считать конкретный вид преодолевающего поведения характерным для испытуемого или для ситуации, если испытуемый отметил хотя бы одно утверждение из двух, имеющихся в ключе, не менее двух – из трех или четырех и не менее трех, если в списке их более четырех.

Однако четких количественных критериев анализа данная методика не имеет, и в сомнительных случаях стоит опираться на интуицию и здравый смысл либо воздержаться от недостаточно обоснованных выводов.

Инструкция.

Изучение разрешающего поведения проводится на материале трех обобщенных ситуаций, связанных с длительными или сильными конфликтами:

1) утрата (смерть, разлука, ссора, потеря работы, здоровья, жизненных ценностей и т.п.);

2) угроза (для ценностей, перечисленных выше, или иных);

3) новые возможности (новое знакомство, переезд в другой дом или город, поступление на новую работу, ответственное дело, возможность достижения личного успеха и т.п.).

Вспомните по одной ситуации потери, угрозы и открывшейся новой возможности за последний год (если вы выберете более давние ситуации, то должны хорошо их помнить).

Выберите из приведенного списка фразы, соответствующие вашим мыслям, чувствам и действиям в этих ситуациях, и выпишите номера фраз для трех ситуаций (сами ситуации не надо описывать).

Текст опросника.

Используйте следующие варианты ответов для анализа своих трех конфликтных ситуаций.

В ситуации потери, угрозы, новой возможности вы:

1. Искали профессиональную помощь.

2. Не выражали свои чувства.

3. Мечтали о лучших временах.

4. Выросли как личность.

5. Получили толчок для творчества.

6. Упорно стояли на своем.

7. Пытались отдохнуть.

8. Старались забыться.

9. Шутили по поводу ситуации.

10. Больше спали.

11. Отказывались верить.

12. Обвиняли себя.

13. Во всем винили других.

14. Надеялись на чудо.

15. «Сорвали чувство» на другом человеке.

16. Чувствовали, что должны просто подождать.

17. Положились на судьбу.

18. Старались больше узнать о ситуации.

19. Попытались найти что-то хорошее в ситуации.

20. Сосредоточились на хорошем.

21. Разговаривали с кем-то другим, прося помощи.

22. Дали выход чувствам.

23. Фантазировали, что будет, когда все это кончится.

24. Вышли из этого лучше, чем были до этого.

25. Изменились.

26. Продолжали еще более усердные попытки.

27. Слишком много ели, пили или использовали лекарства.

28. Не позволяли себе столкнуться с проблемой вплотную.

29. Относились к ситуации несерьезно.

30. Были озабочены сохранением сил и энергии.

31. Не изменили точку зрения.

32. Критиковали себя.

33. Пытались не быть опрометчивым.

34. Желали бы изменить прошлое.

35. Стали раздражительным.

36. Выжидали, что будет.

37. Успокаивали себя тем, что у других дела не лучше.

38. Составили и выполняли план.

39. Сказали себе, что будет лучше.

40. Просили совета.

41. Говорили о своих чувствах.

42. Думали о нереальном.

43. Нашли новую веру.

44. Научились чему-то новому.

45. Сохраняли тот же образ действий.

46. Использовали способы самоуспокоения.

47. Старались изгнать ситуацию из мыслей.

48. Видели сметную (оборотную) сторону.

49. Откладывали и медлили.

50. Отказывались считать проблемой.

51. Приняли основную тяжесть на себя.

52. Пытались приспосабливаться.

53. Желали, чтобы ситуация исчезла.

54. Что-то разбили, разрушили.

55. Ничего нельзя было сделать.

56. Приняли как неизбежное.

57. Анализировали ситуацию.

58. Искали поддержки.

59. Контролировали чувства.

60. Пересмотрели свои ценности.

61. Появилось новое понимание себя.

62. Действовали так, будто ничего не произошло.

63. Обратились к другой деятельности.

64. Концентрировались на следующем этапе ситуации.

65. Не давали другим узнать, в чем суть дела.

66. Отнеслись так, как будто это случилось не с вами, а с кем-то другим.

67. Чувствовали себя виноватым.

68. Пересмотрели поспешно принятые решения.

69. Желали, чтобы все скорее окончилось.

70. Предприняли прямые действия, связанные с ситуацией.

71. Уверовали в высшую силу.

72. Непосредственно выражали чувства.

73. Проводили время в мечтах.

74. У вас не было эмоциональной реакции.

75. Думали о другом.

76. Осуществляли действия поэтапно.

77. Отдалились от других.

78. Думали и не принимали решения.

79. Сравнивали свои заботы с чужими.

80. Искали удовлетворение где-то еще.

81. Избегали поиска причин.

82. Выискивали, кого обвинить.

Вопросы для анализа и обсуждения с испытуемым после прохождения теста:

1. Что общего в поведении испытуемого в трех различных ситуациях?

Выделите виды преодолевающего поведения и конкретные его формы (по анализу отдельных утверждений).

Можно ли считать их характерными способами преодоления для данного испытуемого?

2. Чем различается поведение испытуемого в трех ситуациях?

Какие виды и формы преодолевающего поведения можно считать характерными для ситуаций потери, угрозы, новой возможности?

3. Какие из использованных видов преодолевающего поведения можно отнести к проблемно-ориентированным, а какие – к эмоционально-ориентированным?

Каково соотношение проблемно-ориентированного и эмоционально-ориентированного преодолевающего поведения в трех ситуациях?

4. Каких видов или конкретных форм преодолевающего поведения следовало бы избежать в каждой из ситуаций?

5. Какие виды преодолевающего поведения целесообразно было бы использовать, хотя в действительности они использованы не были?

6. Какие виды преодолевающего поведения испытуемый не использовал ни разу?

(Отвечать на вопрос имеет смысл, если испытуемый использовал большинство из имеющихся в опроснике видов преодолевающего поведения.)

7. Оцените в целом эффективность стратегии преодоления в каждой из ситуаций.

Обработка данных.

Выясните по ключу, какие стратегии совладающего поведения вы используете чаще всего.

Ключ.

Формы совладающего поведения:

1. Разрядка – 15, 35, 54.

2. Рациональные действия – 18, 38, 57, 70.

3. Поиск помощи – 1, 21, 40, 58.

4. Настойчивость – 6, 26, 45.

5. Отстранение – 62, 66, 74.

6. Фатализм – 16, 17, 36, 55, 56.

7. Выражение чувств – 22, 41, 72.

8. Позитивное мышление – 19, 20, 39.

9. Отвлечение – 63, 75, 80.

10. Фантазия – 3, 23, 42, 73.

11. Отрицание- 11, 31, 50.

12. Самообвинение – 12, 32, 51,67.

13. Поэтапные действия – 64, 76.

14. Сравнение – 37, 79.

15. Успокоение – 7, 10, 27, 46.

16. Контроль эмоций – 2, 59.

17. Осторожность – 33, 52, 68.

18. Приобретение силы – 4, 5, 24.

19. Уход – 65, 77.

20. Самоизменение – 25, 44, 60, 61.

21. Преодоление вне реальности – 14, 34, 53, 69.

22. Сдерживание – 8, 28, 47, 81.

23. Юмор – 9, 29, 48.

24. Нерешительность – 30, 49, 78.

25. Оценка вины – 13, 82.

26. Вера – 43, 71.

Интерпретация результатов.

Преодолевающее поведение может оказаться как эффективным, так и неэффективным с точки зрения разрешения конфликта или достижения психического благополучия.

Не существует универсально эффективных форм преодоления.

Например, попытка отложить решение проблемы "в долгий ящик" и постараться на время забыть о ней в одних случаях лишь усугубит трудности, а в других – позволит впоследствии посмотреть на проблему более спокойно, что поможет успешно ее решить.

Снятие напряжения с помощью успокоительных средств (лекарств или алкоголя) может быть совершенно необходимым в одних случаях и вредным в других.

Некоторые механизмы эмоционально-ориентированного преодоления, которые показали свою эффективность:

1) Выражение чувств, сколь бы интенсивными они ни были, желательно, если оно уместно и не создает трудностей в социальном взаимодействии.

Это могут быть слезы, крик, "облегчение души" в откровенном разговоре, дневниковые записи, письма и многое другое – в зависимости от ситуации.

2) Замещающая деятельность сродни психоаналитическому понятию сублимации, только несколько шире.

В ней могут найти выход стремления, непосредственная реализация которых невозможна.

Так, те, кто лишен семейного тепла, часто заводят домашних животных для реализации потребности в любви и тепле; те, кто не смог состояться профессионально, "уходят" в различные хобби или общественную деятельность.

3) Разрядка в узком смысле (более мягкий вариант психологической защиты вымещения) – это перенос негативных эмоций на предметы, которые можно сломать, разбить или испортить.

Подобные действия обычно осуждаются окружающими, однако, если осуждения можно избежать (остаться одному), а материальный ущерб невелик, то подобный способ "справиться с чувствами" иногда целесообразен.

4) Разрядкой в широком смысле слова являются любые интенсивные физические нагрузки (занятия спортом, дальние прогулки, пробежки, тяжелая домашняя работа), в которых находит выход энергия, связанная с отрицательными эмоциями.

5) Фантазия (преодоление вне реальности) позволяет достичь желаемого хотя бы в воображении, а возникающие при этом положительные эмоции дают силы для существования в трудных жизненных ситуациях.

6) Эффективность творчества как преодолевающего поведения основана на действии нескольких или даже всех из вышеперечисленных форм преодоления.

Оно позволяет выразить чувства (например, на бумаге или в актерской игре), служит социально одобряемым вариантом замещающей деятельности, дает разрядку и позволяет воплотить фантазии в созданном произведении.

7) Сдерживание (аналог психологической защиты вытеснения) – это сознательное или полуосознанное избегание неприятных мыслей, дел или проблем.

Часто сочетается с отвлечением на другие занятия и мысли.

8) Отстранение – это восприятие ситуации без эмоциональной реакции (эмоции как бы "выключены") или с ощущением нереальности происходящего (все происходит "как бы не на самом деле" или "как бы не со мной").

9) Юмор – это переосмысление проблемы с подчеркиванием ее смешных сторон.

10) Переоценка ценностей и самоизменение: ситуация преодоления конфликта и кризиса оценивается как источник личностного роста, приобретения ценного жизненного опыта и изменения к лучшему.

Самовосприятие изменяется в сторону представления о себе как о более сильном, уверенном и зрелом человеке.

Кризис порой становится основой для изменения системы ценностей, приобщения к новым философским или религиозным воззрениям.

Поэтому любой, даже тяжелый, неудачный или трагический опыт будет иметь положительный аспект, если послужит основой для позитивного самоизменения.

Наши рекомендации