Твой начальник – директор. Именно ему ты и подчиняешься, и именно он дает указания

2. У директора узнай цели и задачи школы и под эти цели и задачи составь свой план работы.

§ Изучи правовую базу (Положение о службе практической психологии в системе образования от 22.10.1999 г. №636; права и обязанности школьного психолога; этический кодекс психолога (газета «Школьный психолог» №44 за 2001г.); рекомендуемые временные нормативы диагностической и коррекционной деятельности (газета «Школьный психолог» №6 за 2000 г.)

§ Узнай, какой видит работу психолога директор, детально оговори свои должностные обязанности (это очень важно!), предложи свой вариант деятельности (с какой возрастной группой хотела бы работать, соотношение нормативного времени с должностными обязанностями, обоснуй свое мнение).

§ Детально оговори с директором: кто и как будет контролировать твою деятельность, сроки и формы текущей отчетности.

§ Обсуди с директором распорядок твоей работы, наличие методического дня, возможность обработки данных вне школы.

§ Директор и завучи принимают участие в обсуждении твоего годового плана, так как он является частью годового плана школы.

§ Директор обязательно заверяет своей подписью и печатью твой годовой план, должностные обязанности.

3. Твой основной помощник в работе – газета «Школьный психолог». Много полезной информации можно найти в журналах «Вопросы психологии» и «Психологическая наука и образование»

4. Книги Марины Битяновой помогают сделать удачный старт: a) «Организация психологической работы в школе». В книге кандидата психологических наук, доцента М. Р. Битяновой излагается целостная авторская модель организации психологической службы в школе. Издание знакомит читателя со схемой планирования работы школьного психолога в течение учебного года, дает авторские варианты содержательного наполнения основных направлений его работы: диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной и др. Особое внимание уделено вопросам взаимодействия психолога с педагогами, детским сообществом, школьной администрацией. Книга будет интересна школьным психологам, педагогам, руководителям образовательных организаций и методистам.

б) «Работа психолога в начальной школе». В книге излагается система работы школьного психолога с детьми 7-10 лет. Приводятся конкретные диагностические, коррекционно-развивающие и консультативные методики и технологии. Предлагается авторский подход к построению работы психолога в течение учебного года, основанный на идее психолого-педагогического сопровождения. Авторы построили книгу таким образом, чтобы психологи могли воспользоваться ею как практическим руководством для организации работы с детьми, их родителями и педагогами.

5. В выборе приоритетов деятельности есть некоторые нюансы:

§ Если в школе существует психологическая служба, то ты работаешь по имеющемуся годовому плану, заранее обсудив особенности своей деятельности.

§ Если ты в школе единственный психолог, то лучше организовать деятельность на основании плана, утвержденного школьной администрацией. Возьми «под крыло» основные моменты развития ребенка: 1-е классы (адаптацию к школе), 4-е классы (психологическую и интеллектуальную готовность к переходу в среднее звено), 5-е классы (адаптация к среднему звену),8-е классы (наиболее острый период подросткового возраста), 9-11-е классы (профориентационная работа, психологическая подготовка к экзаменам).

6. Основные направления деятельности:

Диагностическое – одно из традиционных направлений

ПОДСКАЗКА 1:

§ Перед диагностикой задай себе вопрос: «Зачем?», «Что я получу в результате?»

§ Проводи ее в крайних случаях, ведь диагностика, обработка результатов, интерпретация занимает много времени.

§ Результаты диагностик обсуждаются (в рамках дозволенного – «НЕ НАВРЕДИ РЕБЕНКУ») на педагогическом консилиуме, в который входят завучи по среднему и начальному звену, психолог, логопед, школьный врач (в идеале), намечаются пути, которые будут эффективны при решении выявленных проблем.

Коррекционно-развивающая работа

Консультативное направление

ПОДСКАЗКА 2:

§ Не жди, что к тебе сразу пойдут с вопросами, проблемами. ИДИ сама. Провела диагностику – обсуди (в рамках дозволенного – «НЕ НАВРЕДИ РЕБЕНКУ») с учителем реальность выполнения рекомендаций. Если ребенку нужны коррекционные или развивающие занятия, предложи свою помощь. Если в должностных обязанностях этот вид деятельности не предусмотрен, то порекомендуй специалиста, готового помочь.

ПОДСКАЗКА 3:

§ График твоей работы, когда и в какое время ведешь консультации для детей, родителей, педагогов, должен висеть на двери твоего кабинета, в учительской, в фойе школы.

ПОДСКАЗКА 4:

§ В учительской рекомендую оформить свой стенд с оригинальным названием. Там можно поместить план на месяц, план – сетку родительских собраний (пустую, учителя записываются), статью из газеты «Школьный психолог», помогающую учителям проводить тематические классные часы, популярный тест для эмоциональной разрядки.

Просветительская работа (педсоветы, родительские собрания, беседы с детьми, лектории, и т. д.)

ПОДСКАЗКА 5:

§ Предложи классному руководителю 7-8-х классов провести, например, с классом тренинг общения, креативности или «Познай себя», заинтригуй и учителя, и ребят.

§ В учительской напиши оригинальное объявление о проведении родительских собраний с приблизительными темами, повесь план – сетку (пустую) на месяц, куда учителя смогут записать свой класс. И им будет приятно, что о них заботятся, и Вы без перегруза времени запланируете на месяц работу.

ПОДСКАЗКА 6:

§ А еще мы с завучем по воспитательной работе стали проводить общешкольные родительские собрания по параллелям. Один месяц – одна параллель. Очень удобно и эффективно.

Диспетчерская работа (рекомендация психолога обратиться родителям, детям за консультацией к смежному специалисту: логопеду, психоневрологу)

7. Документация: а) Папка с документацией (удобно завести папку с файлами):

1) Положение о службе практической психологии в системе образования от 22.10.1999г. №636

2) Должностные обязанности (заверенные печатью и подписью директора)

3) Перспективное планирование на год (заверенные печатью и подписью директора, с целями школы, целью и задачами психолога или службы, видами деятельности и сроками)

4) Этический кодекс психолога («Школьный психолог» №44 за 2001г.)

5) Рекомендуемые временные нормативы диагностической и коррекционной деятельности психолога («Школьный психолог» №6 за 2000г.)

6) Тематика родительских собраний на год.

7) План-сетка родительских собраний (вкладывается каждый месяц)

8) План психолого-медико-педагогического консилиума школы.

9) Различные приказы, инструкции.

б) Журналы

1) Планы работы на неделю, четверть.

2) Журнал консультаций.

ПОДСКАЗКА 7:

§ В журнале указывают, кто обратился за консультацией: учитель (У), ребенок (д), родители (Р) или класс. Такая система помогает экономить время при подсчете количества консультаций за месяц.

3) Журнал учета групповых видов работ.

4) Папки с результатами обследований.

ПОДСКАЗКА 8:

§ В папках с файлами очень удобно хранить результаты обследований.

5) Папки с методическими материалами.

ПОДСКАЗКА 9:

§ Удобно иметь папки по различным разделам: работа с родителями, работа с учителями, работа с учащимися, методические разработки, сказкатерапия, консультирование. (Интересные материалы переснимать из журналов и газет, а «Школьный психолог» раскладывать по темам).

ПОДСКАЗКА 10:

§ Чтобы не было рутины в ведении документации, заполняй журналы в конце каждого рабочего дня, обобщай все в пятницу. В конце месяца останется только проанализировать, все ли выполнено, эффективность работы, подсчитать количество проведенных консультации, родительских собраний, коррекционных или развивающих занятий, тренингов.

8. Методики. Пользуйтесь стандартизированными методиками, например фирмы «Иматон», издательствам «Речь», «Генезис», «Смысл».

9. Особенности построения взаимоотношений. а) Психолог и школьная администрация. Трудности могут возникнуть из – за «вечного вопроса»: кому ты подчиняешься, перед кем отчитываешься. Бывает, что администратор нагружает психолога работой, не входящей в его должностные обязанности. Что же делать? Внимательно изучи пункт № 2 данной статьи.

б) Психолог и коллектив учителей. Суть этих взаимоотношений – равноправное сотрудничество. И у учителя, и у психолога есть общая цель – РЕБЕНОК, его развитие и благополучие. Общение с учителем должно строиться на принципах уважения его опыта и (или) возраста, дипломатии и компромисса. В коллективе всегда найдется группа учителей, которые с интересом включатся в вашу с ней совместную деятельность. И у тебя появятся единомышленники.

в) Психолог и учащиеся. Открытость, улыбчивость, искренность, умение выйти из щекотливой ситуации – все это обеспечивает твой авторитет. Важен и стиль твоего поведения: как приглашаешь детей прийти на обследование, как идешь по коридору во время перемены, как реагируешь на провокации, агрессию, неожиданный приход подростков. И напоследок, закрывайте дверь в кабинет только в случае консультации или обследования. На перемене выходите в рекреацию пообщаться с ребятами или пусть ребята (особенно младших классов) прибегают к вам.

ГЛОССАРИЙ

1. АВЕРСИВНАЯ ТЕРАПИЯ ( от лат. - отвращение) – общее название группы терапевтических методов, основанных на применении неприятных (аверсивных) стимулов, вызывающих у клиента неприязнь, отвращение, крайне неприятные ощущения. Применяется, как правило, при коррекции т. н. девиантного поведения.

2. АГРЕССИЯ ( от лат. – нападение) – черта характера, выражающаяся во враждебном отношении человека к людям, к животным, к окружающему миру.

3. АДАПТАЦИЯ (от лат. – приспособлять) – приспособление к изменяющимся условиям.

4. АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (от лат. – склонность, пагубная привычка; рабски преданный) – особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния.

5. АДЕКВАТНЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ – стиль общения человека с людьми, который позволяет ему легко и быстро достигать поставленной цели, оказывать нужное влияние на людей и сохранять с ними хорошие отношения.

6. АМБИВАЛЕНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ – двойственное, противоречивое, как положительное, так и отрицательное, отношение к человеку.

7. АНАМНЕЗ ( от греч. - воспоминание) – совокупность сведений об обследуемом, получаемых при обследовании путем опроса самого обследуемого (субъективный) и/или лиц, знающих его (объективный).

8. АНГЕДОНИЯ – психическое состояние, которое характеризуется общим отсутствием интереса к жизни, утратой способности наслаждаться, радоваться.

9. АНТИПАТИЯ – отрицательное отношение, явно выраженная неприязнь к человеку.

10. АПАТИЯ (от греч. – бесчувственность) – психическое состояние, характеризующееся полным отсутствием эмоций, влечений и желаний.

11. АУТОТРЕНИНГ (от греч. – сам рождаю) – метод психотерапевтического, психокоррекционного воздействия на человека, основанный выработке у него и практически примененных в жизни специальных умений и навыков, связанных с психологической саморегуляцией состояний и поведений.

12. БАЗИСНАЯ МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛИЕНТА – собственные интересы и потребности клиента, опираясь на которые, можно мотивировать, стимулировать клиента к достижению поставленных целей, к практическому выполнению психотерапевтических рекомендаций, полученных в ходе проведения психологического консультирования.

13. БЕЗОЦЕНОЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА К КЛИЕНТУ – отказ психолога-консультанта от оценивания личности или поведения клиента в терминах «хорошо» или «плохо»; настрой психолога-консультанта на то, что бы лучше понять клиента как личность, принять его таким, каков он есть.

14. БЕЗРАЗЛИЧИЕ – равнодушие, холодность человека к кому-либо или к чему-либо, характеризующаяся отсутствием у него интереса, положительных или отрицательных эмоциональных реакций на соответствующий объект.

15. ВЕРБАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА КЛИЕНТА – способ речевого стимулирования клиента на активное сотрудничество с психологом-консультантом во время проведения психологической консультации.

16. ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ – разновидности психологического консультирования, выделяемые по характеру решаемых в них проблем, например, интимно-личностное, семейное, психолого-педагогическое, деловое.

17. ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА – перечень того, что реально может или не может, способен или не способен сделать психолог-консультант в практическом решении проблем, с которыми к нему обращаются клиенты.

18. ГИПОТЕЗА – в психологии компонент процесса мышления, направляющий поиск решения задачи посредством предположительного дополнения (экстраполяции) субъективно недостающей информации, без которой результат решения не может быть получен.

19. ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ – область практической психологии, совокупность психокоррекционных методик, рассчитанных на оказание коллективной психологической помощи клиентам, на работу психолога-консультанта сразу с группой клиентов.

20. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – направление в западной, преимущественно амер., психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях.

21. ДЕПРЕССИЯ – состояние психологической подавленности человека, характеризующееся снижением его активности, общего жизненного тонуса и преобладанием в его психологии отрицательных эмоций.

22. ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ – вопросы, которые можно решить в процессе проведения психологического консультирования, его цели и конечные результаты.

23. ЗАЩИТНЫЙ МЕХАНИЗМ – система регуляторных механизмов в психике, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта.

24. ЗЕРКАЛИЗАЦИЯ – повторение психологом-консультантом движений клиента, его высказываний вместе с той интонацией, с которой они произносятся самим клиентом, а также его позы, жестов и мимики.

25. ИДЕНТИФИКАЦИЯ – устойчивое отождествление себя со значимым др., стремление быть похожим на него.

26. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИСПОВЕДИ КЛИЕНТА – анализ психологом-консультантом совместно с клиентом его рассказа-исповеди для выяснения психологической сути проблемы клиента и причин ее возникновения, а также для выработки эффективных предложений по практическому решению этой проблемы.

27. КАТАРСИС – разрядка (снятие) напряжения и тревоги вследствие доведения до сознания подавленных идей, переживаний, желаний и воспоминаний.

28. КЛИЕНТ – человек, обратившийся в психологическую консультацию за помощью профессионального психолога для решения какой-либо проблемы.

29. КОГНИТИВНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – психологическое консультирование, проводимое по вопросам формирования и развития познавательных процессов у клиента.

30. КОНСУЛЬТАНТ-ПСИХОЛОГ – профессионально подготовленный практический психолог, занимающийся психологическим консультированием.

31. КОНФЛИКТ – противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия.

32. МАНИПУЛЯЦИЯ – коммуникативное воздействие, которое ведет к актуализации у объекта воздействия определенных мотивационных состояний, побуждающих его к поведению, желательному (выгодному) для субъекта воздействия.

33. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – формы коммуникативного поведения человека, с помощью которых неречевым путем передается информация от одного человека к другому. Например, жесты, мимика, пантомимика.

34. НЕВРОЗ – нервно-психическое заболевание, характеризующееся функциональными (временными, обратимыми) расстройствами психики и поведения человека, вызванными неблагоприятными условиями его жизни в данный момент времени.

35. ОБОБЩЕНИЕ – краткое повторение психологом-консультантом в обобщенной форме того, что в своем монологе рассказал ему клиент во время исповеди.

36. ОБРАЗ Я-КЛИЕНТА – представление клиента о самом себе, о своих психологических особенностях.

37. ОТРЕОГИРОВАНИЕ – психоаналитический термин для обозначения процесса эмоционального переживания, как правило с заметными экспрессивными компонентами (слезы, брань), в результате которого снижается или устраняется внутреннее напряжение.

38.ПОДАВЛЕНИЕ – вытеснение из сферы сознания человека влечений, потребностей, мотивов, неприятных и неприемлемых для него по каким-либо соображениям морально-этического или правового характера.

39. ПРИВЫЧКА – автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условия стало потребностью (например, делать зарядку по утрам, быстро ходить и т.д.).

40. ПРИНЦИП «ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ» - правило проведения психологического консультирования, согласно которому сознание (внимание, память, воображение и мышление) клиента во время проведения консультирования должно быть сосредоточено на том, что происходит в данный момент времени, а не на том, что было в прошлом или может произойти в будущем.

41. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ – метод психологической помощи людям в выборе и перевыборе профессии, а также планировании профессиональной карьеры в соответствии с возможностями, которые предоставляет личности общество, и ее индивидуальными качествами.

42. ПСИХОАНАЛИЗ – направление в психологии, основанное австрийским психиатром и психологом З.Фрейдом.

43. ПСИХОГИГИЕНА – часть общей гигиены, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья человека.

44. ПСИХОДИАГНОСТИКА – область знаний и умений, связанных с созданием и применением в практике методов психологической диагностики, в частности психологических тестов.

45. ПСИХОДРАМА – направление групповой психотерапии, использующая в качестве основной техники сценическую форму действия.

46. ПСИХОЗ – психическое заболевание с определенной этиологией, патогенезом и клинической картиной, включающей выраженные формы психических расстройств.

47. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ – одно из трех основных направлений в деятельности практического психолога (наряду с психодиагностикой и психологическим консультированием), включающее в себя использование психологических методов прямого воздействия на клиента для исправления недостатков в его психологии или поведении.

48. ПСИХОЛИНГВИСТИКА – наука, предполагающая комплексные исследования речевого поведения психологами и лингвистами.

49. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ – система психологических характеристик субъекта, обеспечивающая успешное обучение в школе.

50. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА – целостная реализация живого (гуманистического) психологического знания в образовательных практиках и технологиях, в науках об образовании.

51. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ – в широком смысле означает один из уровней регуляции активности живых существ, для которых характерно использование психических средств отражения и моделирования реальности.

52. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА – система практического использования психологии для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сферах производства, медицины, образования, культуры, спорта, правоохранительной деятельности.

53.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАВМА – функциональное нарушение психики человека, вызванное крайне неблагоприятными жизненными обстоятельствами, которые человек с трудом может пережить.

54. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР – внутренняя, психологическая причина, препятствующая человеку естественно, свободно и раскованно вести себя на людях, в общении с ними в определенных жизненных ситуациях.

55. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – практическое оказание действенной психологической помощи советами и рекомендациями людям, нуждающимся в этой помощи, со стороны профессионально подготовленных специалистов, психологов-консультантов.

56. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ – метод, Воспроизводящий определенную психическую деятельность с целью ее исследования или совершенствования путем имитации жизненных ситуаций в лабораторной обстановке.

57. ПСИХОЛОГИЯ – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

58. ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТНАЯ – раздел психологии, в котором изучаются вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому. На основе смены типов ведущей деятельности.

59. ПИСХОТЕРАПИЯ – лечение человека с помощью психологических средств воздействия.

60. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ – защитный психологический механизм, целенаправленная попытка человека разумно объяснить и оправдать какое-либо свое действие.

61. РЕФЛЕКЦИЯ – осознание человеком своих действий, мыслей и чувств, а также того, как он выглядит со стороны, общаясь с разными людьми.

62.САМОВНУШЕНИЕ – внушающее воздействие, оказываемое человеком на самого себя.

63. СЕМЕЙНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – консультирование членов будущей или настоящей семьи по поводу проблем, которые могут возникнуть или уже возникли в их семейных взаимоотношениях.

64. СТРЕСС – стойкое, эмоционально отрицательное психологическое состояние человека, возникающее в результате фрустрации серьезных, постоянно преследующих, его жизненных неудач, и крайне неблагоприятно сказывающееся на его психологии, поведении и состоянии здоровья.

65. СУИЦИД - преднамеренное лишение себя решение жизни, самоубийство.

66. ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ – приемы и средства, которые на каждом из основных этапов психологического консультирования в рамках соответствующих процедур консультирования применяет психолог-консультант для определения и правильного решения проблем клиента.

67. ТРЕВОЖНОСТЬ – черта характера человека, выражающаяся в его повышенном беспокойстве при решении различных жизненных проблем, особенно в ситуациях оценки людей и практического общения с ними.

68. ТРЕНИНГ – специальные тренировочные занятия, рассчитанные на приобретение человеком знаний, на формирование у него умений и навыков.

69. ФОБИИ – устойчивые невротические страхи человека, не обоснованные объективными обстоятельствами, например боязнь темноты, закрытых помещений.

70. ФРУСТРАЦИЯ – стойкое, эмоционально-отрицательное психологическое состояние, возникающее у человека в результате многочисленных жизненных неудач.

71. ЦЕЛИ ПИСХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ – ожидаемые конечные результаты психологического консультирования, цели, на фактическое достижение которых оно направлено.

72. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ – способность человека гибко, в зависимости от ситуации и настроя, менять свои собственные состояния и способы их внешнего выражения.

73. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА КЛИЕНТА ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ – эмоционально окрашенные слова и практические действия психолога-консультанта, в которых проявляется открытая, заинтересованная эмоциональная поддержка психологом-консультантом того, что говорит, делает или собирается сделать клиент.

74. ЭМПАТИЯ – особое чувство, благодаря которому психолог-консультант может как бы изнутри понимать психологию клиента, проникать в его внутренний, психологический мир, лучше и глубже познавать личность клиента и его состояния.

75. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ – последовательные шаги в проведении психологического консультирования, рассчитанные не достижения частных целей консультирования, которые преследуются в его процессе.

Учебное издание

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Учебное пособие

Составитель Петрова Ирина Николаевна

Подписано в печать 27.02.2009. Формат 60×84/16.

Бумага писчая. Печать оперативная.

Усл. печ. л. 15,5. Тираж 50 экз. Заказ №

ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический

университет им. И. Я. Яковлева»

428000, Чебоксары, ул. К. Маркса, 38

Отпечатано на участке оперативной полиграфии

ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический

университет им. И. Я. Яковлева»

428000, Чебоксары, ул. К. Маркса, 38

Наши рекомендации