Классификации внимания
Можно указать следующие виды внимания (Джемс): оно относится
а) или к восприятиям (внимание чувственное),
б) или к воспроизведенным представлениям (внимание интеллектуальное) .
Затем внимание может быть:
в) непосредственным или
г) опосредствованным; непосредственным—в том случае, когда объект внимания интересен сам по себе без всякого отношения к чему-нибудь постороннему; опосредствованным — когда объект моего внимания лишь путем ассоциации связан с непосредственным вниманием, носит название апперцептивного внимания.
Наконец, внимание может быть или
д) пассивным, рефлекторным, непроизвольным, не сопряженным ни с каким усилием, или
е) активным, произвольным.
Виды внимания (по Ланге). Смотря по тому, какой характер имеет господствующее впечатление, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание, далее непосредственное и посредственное. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-нибудь чувственное впечатление, например цвет, запах, звук и т. п., в интеллектуальном — какое-нибудь отвлеченное представление или мысль. При непосредственном внимании роль впечатления в сознании определяется его собственными особенностями, например силой впечатления (громкий звук, яркий блеск); посредственным же вниманием называют те случаи, когда господствующая роль впечатления зависит не от того, что в нем содержится, но от того смысла или значения, которое оно для нас имеет: тихо, шепотом произнесенное слово может по своему смыслу поразить нас, сделать совсем нечувствительными к посторонним, хотя и громким звукам. Это внимание тесно связано с так называемой апперцепцией. Первоначальными формами внимания надо считать внимание чувственное и непосредственное, интеллектуальное же и посредственное развиваются позднее, то же, конечно, было и в общей теории эволюции человечества. Умственное развитие в значительной степени состоит именно во все большем развитии этих последних форм внимания.
Активное и пассивное внимание. Активным вниманием называются иногда случаи внимания посредственного, т.е. апперцептивного, в котором значение и роль впечатления зависят от того смысла, который мы сами в него влагаем. Но лучше называть активным вниманием лишь те случаи, в которых внимание обусловлено особым чувством нашего усилия, пассивным же — когда это усилие не наблюдается. Активное внимание всегда действует непродолжительно, усилие производит моментальное усиление для нас данного впечатления, но этот результат очень быстро исчезает, и требуется затем новый акт усилия. О том, в чем состоит, в сущности, это усилие и почему и как оно может изменять значение или силу для нас впечатления, разные психологические теории судят разно.
Сравнительная характеристика непроизвольного, произвольного и послепроизвольного внимания.
О произвольном внимании можно говорить, если есть волевые усилия. Волевые усилия есть там и тогда, когда есть вероятность выбора.
Произвольное внимание всегда бывает апперцептивным. Мы делаем сознательные усилия для направления нашего внимания на известный объект только в том случае, если он связан лишь косвенно с каким-нибудь интересом. Но первый и второй виды внимания оба могут быть и непроизвольным, и произвольным.
Д-р Карпентер говорит о сосредоточении внимания в известном направлении путем сознательных усилий. Этими усилиями и характеризуется то, что мы назвали активным, или произвольным, вниманием. Всякий знает, что это такое, но в то же время почти всякий согласится, что это—нечто не поддающееся описанию. В области наших внешних чувств мы прибегаем к произвольному вниманию, когда нам нужно уловить какой-нибудь едва уловимый оттенок в зрительном, слуховом, вкусовом, обонятельном или осязательном ощущении, а также когда мы хотим выделить какое-нибудь ощущение из массы подобных других или когда мы стараемся сосредоточиться на предмете, обыкновенно имеющем для нас мало привлекательности, и при этом противодействуем влечениям в направлении более сильных стимулов. В области умственной мы применяем произвольное внимание в совершенно аналогичных случаях.
Произвольное внимание продолжается не долее нескольких секунд подряд. То, что называется «поддержкой» произвольного внимания, в сущности есть повторение последовательных усилий сосредоточить внимание на известном предмете.
Непроизвольное внимание – это ярко выраженный ориентировочный, наследственный рефлекс; эта реакция выполняется автоматически, без каких –либо усилий.
Выготский выделяет 2 группы факторов, определяющих непроизвольное внимание: 1) определенное внутреннее состояние человека; и 2) особенности внешних раздражителей.
Особенности внешних раздражителей:
· Сила раздражителя (высокая интенсивность и сигнал);
· Внезапность (неожиданное событие);
· Новизна явления или предмета, что –то специфическое, незнакомое;
· Контрастность стимула;
· Характер, степень организованности объектов восприятия.
Особенности состояний человека:
· Актуальные потребности человека;
· Интересы человека;
· Физическое состояние человека (степень энергичности, активности);
· Опыт и знания (мы обращаем внимание только на то, что знаем).
Непроизвольное внимание при восприятии бывает апперцептивным в том случае, если внешнее впечатление, не будучи само по себе сильным или инстинктивно привлекательным по природе, связано с такими впечатлениями, предшествующим опытом и воспитанием. Такие предметы могут быть названы мотивами внимания. Впечатление черпает в них интерес или даже, быть может, сливается с ними в один сложный объект, результатом чего является то, что они попадают в фокус внимания.
Непроизвольное внимание, направленное на воспроизведение представления, непосредственно, если мы следим мыслью за рядом образов, которые сами по себе привлекательны и интересны; оно апперцептивно, когда объекты интересуют нас как средства для осуществления более отдаленной цели или просто в силу ассоциации их с каким-нибудь предметом, который придает ему ценность.
Послепроизвольное внимание – оно начинается с волевых усилий, а характер протекания как у непроизвольного.
Виды внимания | Условия возникновения | Основные характеристики | Механизмы возникновения |
Непроизвольное | Под действием внешних раздражителей с особенными признаками | Отсутствие волевых усилий; легкость возникновения; переключение | Ориентировочный рефлекс; доминанта |
Произвольное | Когда есть постановка и принятие задачи | Направленность в соответствии с задачей; наличие волевых усилий | В основном базируется на 2 –ой сигнальной системе |
Послепроизвольное | Наличие задачи, появление интереса, высокая мотивация, ее изменение | Сохраняется целенаправленность на задачу, но снимается напряжение | Доминанта |
Свойства внимания.
Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем, прежде всего встает вопрос о степени этой сосредоточенности, т. е. о концентрированности внимания.
Концентрированность внимания—в противоположность его распыленности — означает наличие связи с определенным объектом или стороной действительности и выражает интенсивность этой связи. Концентрация—это сосредоточенность, т. е. центральный факт, в котором выражается внимание. Концентрированность внимания означает, что имеется фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность.
Наряду с этим пониманием концентрации внимания под концентрированным вниманием часто в психологической литературе понимают внимание интенсивной сосредоточенности на одном или небольшом числе объектов. Концентрированность внимания в таком случае определяется единством двух признаков — интенсивности и узости внимания.
Объединение в понятии концентрации интенсивности и узости внимания исходит из той предпосылки, что интенсивность внимания и его объем обратно пропорциональны друг другу. Эта предпосылка, в общем, правильна, лишь когда поле внимания состоит из элементов, друг с другом не связанных. Но когда в него включаются смысловые связи, объединяющие различные элементы между собой, расширение поля внимания дополнительным содержанием может не только не снизить концентрированности, но иногда даже повысить ее. Мы потому определяем концентрацию внимания только интенсивностью сосредоточения и не включаем в нее узости внимания. Вопрос об объеме внимания, т. е. количестве однородных предметов, которые охватывает внимание,—особый вопрос.
Для определения объема внимания пользовались до сих пор главным образом тахистоскопическим методом. В тахистоскопе на короткое, точно измеряемое время выставлялись подлежащие наблюдению экспонаты, как-то: буквы, цифры, фигуры.
Согласно ряду исследований, обнаруживших при этом существование довольно значительных индивидуальных различий в объеме внимания, объем внимания взрослого человека достигает в среднем примерно 4—5, максимум 6 объектов; у ребенка он равен в среднем не более 2—3 объектам. Речь при этом идет о числе друг от друга независимых, несвязанных между собой объектов (чисел, букв и т. п.). Количество находящихся в поле нашего внимания связанных между собой элементов, объединенных в осмысленное целое, может быть много больше. Объем внимания является поэтому изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой то содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал. При чтении осмысленного текста объем внимания может оказаться существенно отличным от того, который дает его измерение при концентрации на отдельных осмысленно между собой не связанных элементах. Поэтому результаты тахистоскопического изучения внимания на отдельные цифры, буквы, фигуры не могут быть перенесены на объем внимания в естественных условиях восприятия связанного осмысленного материала. В практике, в частности педагогической, школьной, следовало бы, тщательно учитывая доступный учащимся объем внимания, не создавая в этом отношении непосильной перегрузки, расширять объем внимания, систематизируя предъявляемый материал, вскрывая его взаимосвязи, внутренние отношения.
С объемом внимания тесно связана и распределяемость внимания. Говоря об объеме, можно, с одной стороны, подчеркивать ограничение поля внимания. Но оборотной стороной ограничения, поскольку оно не абсолютно, является распределение внимания между тем или иным числом разнородных объектов, одновременно сохраняющихся в центре внимания. При распределении внимания речь, таким образом, идет о возможности не одного, а много, по крайней мере двухфокального внимания, концентрации его не в одном, а в двух или большем числе различных фокусов. Это дает возможность одновременно совершать несколько рядов действий и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них из поля своего внимания. Наполеон мог, как утверждают, одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов. Некоторые шахматисты могут вести одновременно с неослабным вниманием несколько партий. Распределенное внимание является профессионально важным признаком для некоторых профессий, как, например, для текстильщиков, которым приходится одновременно следить за несколькими станками. Распределение внимания очень важно и для педагога, которому нужно держать в поле своего зрения всех учеников в классе.
Распределение внимания зависит от ряда условий, прежде всего от того, насколько связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизированы действия, между которыми должно распределяться внимание. Чем теснее связаны объекты и чем значительнее автоматизация, тем легче совершается распределение внимания. Способность к распределению внимания весьма упражняема. При определении концентрированности и объема внимания необходимо учитывать не только количественные условия. Из качественных моментов, в частности, один играет особенно значительную роль: связность смыслового содержания. Внимание—как и память—подчиняется различным законам в зависимости от того, на каком материале оно осуществляется. Очень рельефно это сказывается на устойчивости внимания.
Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация внимания, т. е. его временной экстенсивностью. Экспериментальное исследование показало, что внимание первично подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды колебаний внимания по данным ряда прежних исследований, в частности Н. Ланге, равны обычно 2—3 сек., доходя максимум до 12 сек. К колебаниям внимания относились, во-первых, колебания сенсорной ясности. Так, часы, которые держат неподвижно на одном и том же расстоянии от испытуемого, кажутся ему, если он их не видит, то приближающимися, то удаляющимися в силу того, что он то более, то менее явственно слышит их биение.
Эти и подобные им случаи колебания сенсорной ясности, очевидно, непосредственно связаны с утомлением и адаптацией органов чувств. Иной характер носят колебания, сказывающиеся при наблюдении многозначных фигур; в них попеременно то одна, то другая часть выступает как фигура: глаз соскальзывает с одного поля на другое. Такой же эффект дает изображение усеченной пирамиды, стоит более длительное время на нее посмотреть, чтобы убедиться в том, что усеченное основание то выступает вперед, то отступает назад.
Однако традиционная трактовка проблемы устойчивости внимания, связанная с установлением периодических его колебаний, требует некоторой ревизии.
Положение с этой проблемой аналогично тому, какое создалось в психологии памяти в связи с установленной Эббингаузом и его последователями кривой забывания. Учебная работа была бы бесплодным, сизифовым трудом, если бы кривая Эббингауза отражала общие закономерности забывания всякого материала. Учебная и производственная работа была бы вообще невозможна, если бы пределы устойчивости внимания определялись периодами, установленными в опытах с элементарными сенсорными раздражителями. 'Но в действительности такие малые периоды колебания внимания, очевидно, ни в коем случае не составляют всеобщую закономерность. Об этом свидетельствуют наблюдения на каждом шагу. Очевидно, проблема устойчивости внимания должна быть поставлена и разработана заново. При этом существенно не столько экспериментально установить собственно очевидный факт значительно большей устойчивости внимания, сколько вскрыть конкретные условия, которыми объясняются частые периодические колебания в одних случаях, значительная устойчивость—в других.
Наша гипотеза заключается в следующем: наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи. Там, где в связи с поставленной перед собой задачей мы, сосредоточиваясь на каком-нибудь предмете, можем развернуть данное в восприятии или мышлении содержание, раскрывая в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, внимание может очень длительное время оставаться устойчивым. Там, где сознание упирается как бы в тупик, в разрозненное, скудное содержание, не открывающее возможности для дальнейшего развития, движения, перехода к другим его сторонам, углубления в него, там создаются предпосылки для легкой отвлекаемости и неизбежно наступают колебания внимания.
Подтверждение этого положения имеется в наблюдении Гельмгольца. Изучая борьбу двух полей зрения, Гельмгольц отметил замечательный факт, в котором заключается ключ для объяснения устойчивости внимания, несмотря на периодические колебания сенсорных установок. «Я чувствую,—пишет Гельмгольц,—что могу направлять внимание произвольно то на одну, то на другую систему линий и что в таком случае некоторое время только одна эта система сознается мною, между тем как другая совершенно ускользает от моего внимания. Это бывает, например, в том случае, если я попытаюсь сосчитать число линий в той или другой системе. Крайне трудно бывает надолго приковать внимание к одной какой-нибудь системе линий, если только мы не связываем предмета нашего внимания с какими-нибудь особенными целями, которые постоянно обновляли бы активность нашего внимания. Так поступаем мы, задаваясь целью сосчитать линии, сравнить их размеры и т. д. Внимание, предоставленное самому себе, обнаруживает естественную наклонность переходить от одного нового впечатления к другому; как только его объект теряет свой интерес, не доставляя никаких новых впечатлений, внимание, вопреки нашей воле, переходит на что-нибудь другое. Если мы хотим сосредоточить наше внимание на определенном объекте, то нам необходимо постоянно открывать в нем все новые и новые стороны, в особенности когда какой-нибудь посторонний импульс отвлекает нас в сторону». Эти наблюдения, Гельмгольца вскрывают самые существенные условия устойчивости внимания. Наше внимание становится менее подверженным колебаниям, более устойчивым, когда мы включаемся в разрешение определенных задач, в интеллектуальных операциях раскрываем новое содержание в предмете нашего восприятия или нашей мысли. Сосредоточение внимания—это не остановка мыслей на одной точке, а их движение в едином направлении. Для того чтобы внимание к какому-нибудь предмету поддерживалось, его осознание должно быть динамическим процессом. Предмет должен на наших глазах развиваться, обнаруживать перед нами все новое содержание. Лишь изменяющееся и обновляющееся содержание способно поддерживать внимание. Однообразие притупляет внимание, монтонность угашает его.
На вопрос о том, благодаря чему ему удалось прийти к открытию законов тяготения, Ньютон ответил: «Благодаря тому, что я непрестанно думал об этом вопросе». Ссылаясь на эти слова Ньютона, Кювье определяет гений как неустанное внимание. Основание гениальности Ньютона он видит в устойчивости его внимания. Но обратная зависимость более существенна. Богатство и содержательность его ума, открывавшего в предмете его мысли все новые стороны и зависимости, были, очевидно, существенными условиями устойчивости его внимания. Если бы мысль Ньютона при размышлении о тяготении уперлась в одну неподвижную точку, будучи не в силах развернуть этот вопрос, раскрывая в нем новые перспективы, его внимание быстро иссякло бы.
Но если бы мысль лишь переходила с одного содержания на другое, можно было бы скорее говорить о рассеянности, чем о сосредоточенности внимания. Для наличия устойчивого внимания необходимо, очевидно, чтобы изменяющееся содержание было объединено совокупностью отношений в одно единство. Тогда, переходя от одного содержания к другому, оно остается сосредоточенным на одном предмете. Единство предметной отнесенности соединяется с многообразием предметного содержания. Устойчивое внимание—это форма предметного сознания. Оно предполагает единство предметной отнесенности многообразного содержания. Таким образом, осмысленная связанность, объединяющая многообразное, динамическое содержание в более или менее стройную систему, сосредоточенную вокруг одного центра, отнесенную к одному предмету, составляет основную предпосылку устойчивого внимания.
Если бы внимание при всех условиях было подвержено таким колебаниям, какие имеют место, когда нам даны разрозненные и скудные по содержанию чувственные данные, никакая эффективная умственная работа не была бы возможна. Но оказывается, что само включение умственной деятельности, раскрывающей в предметах новые стороны и связи, изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания. Устойчивость внимания, будучи условием продуктивной умственной деятельности, является в известной мере и ее следствием.
Осмысленное овладение материалом, раскрывающее посредством анализа и синтеза систематизацию материала и т. д., внутренние связи четко расчлененного содержания существенно содействуют высшим проявлениям внимания.
Устойчивость внимания зависит, конечно, помимо того, от целого ряда условий. К числу их относятся: особенности материала, степень его трудности, знакомости, понятности, отношения к нему со стороны субъекта—степени его интереса к данному материалу, и, наконец, индивидуальные особенности личности. Среди последних существенна прежде всего способность посредством сознательного волевого усилия длительно поддерживать свое внимание на определенном уровне, даже если то содержание, на которое оно направлено, не представляет непосредственного интереса, и сохранение его в центре внимания сопряжено с определенными трудностями.
Устойчивость внимания не означает его неподвижности, она не исключает его переключаемости. Переключаемость внимания заключается в способности быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям. Способность к переключению означает гибкость внимания—весьма важное и часто очень нужное качество.
Переключаемость, как и устойчивость, и объем внимания, и как внимание в целом, не являются какой-то самодовлеющей функцией. Она—сторона сложной и многообразно обусловленной сознательной деятельности в отличие от рассеяния или блуждания ни на чем не концентрированного внимания и от внимания неустойчивого, попросту неспособного длительно удержаться на одном объекте. Переключаемость означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В таком случае очевидно, что Переключаемость внимания в сколько-нибудь сложной и быстро изменяющейся ситуации означает способность быстро ориентироваться в ситуации и определить или учесть изменяющуюся значимость различных в нее включающихся элементов.
Легкость переключения у разных людей различна: одни—с легкой переключаемостью—легко и быстро переходят от одной работы к другой; у других «вхождение» в новую работу является трудной операцией, требующей более или менее длительного времени и значительных усилий. Легкая или затруднительная Переключаемость зависит от целого ряда условий. К числу их относятся соотношение между содержанием предшествующей и последующей деятельности и отношение субъекта к каждой из них; чем интереснее предшествующая и менее 'интересна последующая деятельность, тем, очевидно, труднее переключение; и оно тем легче, чем выраженное обратное соотношение между ними. Известную роль в быстроте переключения играют и индивидуальные . особенности субъекта, в частности его темперамент. Переключаемость внимания принадлежит к числу свойств, допускающих значительное развитие в результате упражнения. Рассеянность в житейском смысле слова является по преимуществу плохой переключаемостью. Имеется бесчисленное множество более или менее достоверных анекдотов о рассеянности ученых. Тип рассеянного профессора не сходит со страниц юмористических журналов. Однако, вопреки прочно укоренившемуся в обывательском понимании представлению, «рассеянность» ученых является, наоборот, выражением максимальной собранности и сосредоточенности; но только сосредоточены они на основном предмете своих мыслей. Поэтому при столкновении с рядом житейских мелочей они могут оказаться в том смешном положении, которое живописуют анекдоты. Для того чтобы уяснить себе наличие сосредоточенности у «рассеянного» ученого, достаточно сравнить его внимание с вниманием ребенка, который выпускает из рук только что привлекшую его игрушку, когда ему показывают другую; каждое новое впечатление отвлекает его внимание от предыдущего; удержать в поле своего сознания оба он не в состоянии. Здесь отсутствует и концентрированность и распределяе-мость внимания. В поведении рассеянного ученого также обнаруживается дефект внимания, но он заключается, очевидно, не в легкой отвлекаемости, так как его внимание, наоборот, очень сосредоточено, а в слабой переключаемости. Рассеянность в обычном смысле слова обусловлена двумя различными механизмами—сильной отвлекаемостью и слабой переключаемостью.
Различные свойства внимания—его концентрация, объем и распределяемость, переключаемость и устойчивость—в значительной мере независимы друг от друга: внимание хорошее в одном отношении может быть не столь совершенным в другом. Так, например, высокая концентрация внимания может, как об этом свидетельствует пресловутая рассеянность ученых, соединяться со слабой переключаемостью.
Мы охарактеризовали внимание как проявление избирательной направленности психической деятельности, как выражение избирательного характера процессов сознания. Можно было бы к этому прибавить, что внимание выражает не только как бы объем сознания, поскольку в нем проявляется избирательный характер сознания, но и его уровень—в смысле степени интенсивности, яркости.
Внимание неразрывно связано с сознанием в целом. Оно поэтому, естественно, связано со всеми сторонами сознания. Действительно, роль эмоциональных факторов ярко сказывается в особенно существенной для внимания зависимости его от интереса. Значение мыслительных процессов, особенно в отношении объема внимания и его устойчивости, было уже отмечено. Роль воли находит себе непосредственное выражение в факте произвольного внимания.
1. Объем внимания –это количество простых изолированных, четко воспринимаемых элементов, которые могут войти в поле внимания и быть удержанными.
Впервые это свойство определил Вундт, экспериментально подтвердил Кеттелл. Он предложил методику с использованием тахистоскопа: на определенное время задается определенный зрительный стимул. Количество объектов варьируется; сколько испытуемый увидит объектов, таков и объем. Стирающие образы даются для того, чтобы исключить влияние памяти.
Объем зрительного внимания – 7 -+ 2; объем слухового внимания –4-+2; объем осязательного внимания – 6-8 объектов.
Объем внимания зависит от:
· Степени связанности объектов между собой;
· Степени знакомства с объектами (знакомое нам видится как более дифференциальное);
· Расположения в поле восприятия (центр или периферия);
· Внутренней установки.
2.Концентрация внимания – степень интенсивности сосредоточения, отвлеченности от других раздражителей.
Нужно различать узость внимания и его концентрацию. Концентрация – это сужение границ. Явление, противоположное концентрации, - рассредоточение.
Физиологические механизмы концентрации – это сильное возбуждение в определенных участках коры и сильное торможение в других.
Страхов выделяет разные уровни концентрации внимания:
1. слабая концентрация (сильные колебания);
2. поверхностная (есть колебания с малой амплитудой);
3. рабочая (колебания преодолеваются усилием воли);
4. полная поглощенность в объекте (колебания отсутствуют).
2. Устойчивость внимания – длительность сохранения интенсивного восприятия объекта, удержание высокой интенсивности длительное время. Это временной показатель.
Устойчивость внимания зависит от:
· Особенностей объектов внимания (изменчивость, яркость, подвижность);
· Активности личности (внешняя активность способствует концентрации на тех объектах, которые необходимы, внутренняя - решение мыслительных задач);
· Особенностей личности (свойства НС, уровень мотивации, состояние организма в целом).
Физиологическими механизмами внимания является работоспособность нервных клеток в определенных участках коры.
3. Колебания внимания – периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности восприятия. Механизм колебания сводят к механизму самонастройки сенсорных систем.
Без всяких причин колебания происходят каждые 1,5 минуты. В зависимости от различных факторов эти колебания могут быть отодвинуты до 5 – 10 минут. Внимание аудитории может держаться 20 минут.
4. Переключение внимания – сознательное, преднамеренное перенесение внимания с одного объекта на другой.
Показатели внимания – время, потраченное на переход от одной деятельности к другой; продуктивность работы в одной деятельности и в другой.
Факторы, влияющие на скорость переключения:
· Особенности предыдущей и последующей деятельности;
· Отношение к прежней и новой деятельности;
· Степень завершенности предыдущей деятельности;
· Индивидуальные особенности личности (свойства НС).
5. Распределение внимания – одновременное успешное выполнение двух и более различных видов деятельности. На распределение внимания влияет степень автоматизированности действий.
Страхов выделяет 3 уровня распределения внимания:
1. распределение внимания легкое, когда деятельность полностью автоматизирована (например, езда на велосипеде).
2. 2 вида автоматизированного умственного труда (конспектирование).
3. Между 2 новыми мыслительными задачами, которые требуют максимальной включенности всех психических процессов.
Факторы, влияющие на распределение внимания:
· Свойства НС, сила НС;
· Состояние человека (уровень переживаний, аффекты, стрессы, утомляемость).
Психодиагностика свойств внимания.
Методы исследования внимания:
1. наблюдение (внешне заданное явление),
2. интроспекция.
3. эксперимент.
4. психодиагностические методы, тесты.
Психодиагностические исследования внимания :
1.Корректурная проба (Б. Бурдон). Исследование степени концентрации и устойчивости внимания, можно получить данные о переключаемости.
Дается бланк с цифрами или знаками. Испытуемый должен отобрать определенный набор знаков. Фиксируется количество пропущенных знаков, время выполнения задания, характер темпа; объем просмотренных знаков дает возможность выявить динамику.
Концентрация вычисляется по индексу точности:
K= S/ n, где S – число проработанных строк, n – количество ошибок.
Показатель темпа : А= S/ t, где S – количество знаков в проработанной части; t – время.
Показатель переключмости (когда разбиваются четные и нечетные строки и
выделяют разные знаки): С= So/S, где So – количество ошибочно обработанных строк, S – общее количество строк в проработанной части.
Корректурную пробу используют для оценки работоспособности, темпа психомоторной деятельности, степени устойчивости в монотонной деятельности. Существуют модификации корректурных проб: вводятся различные символы и знаки. Наиболее известная модификация - Кольца Ландольта.
2.Таблиы Шульте применяются для исследования объема и устойчивости внимания (существует 5 вариантов). В каждой такой таблице разбросаны цифры от 1 до 25. Испытуемый должен искать цифры в определенном порядке. Основной показатель – время выполнения задания. Затем строится кривая истощаемости. Существуют различные модификации (н-р, от 1 до 100).
3.Красно – черные таблицы Горобова – Шульте исследуют переключение и распределение внимания. Задание похоже на предыдущее, но еще добавляется поиск по цвету.
4.Пробы Крепелина замеряют свойства внимания при патологии. Изучаются переключение, работоспособность – утомляемость, уровень концентрации. Даются строки цифр, 1) складываются, 2) вычитаются, 3) вычитаются 2 цифры (сложение и вычитание одновременно), 4) выстраиваются ряды цифр.
5.Методика «Перепутанные линии» исследует степень концентрации внимания. Фиксируется время выполнения задания и количество ошибок.
6.Тест Мюнстенберга – исследуется избирательность внимания или способность выбирать из фона объекты.
7.Тест Торндайка: раздается стимульный материал – 100 3 –хзначных чисел; нужно найти0 10 заданных чисел. Стратегия поиска избирается испытуемым, по ней судят о мышлении и внимании. Фиксируется время и количество ошибок.
8.Тест Кюсси – исследуется избирательность внимания. Используются фигуры различной формы. Испытуемый должен найти простую фигуру на фоне сложной. Основной показатель – время, количество ошибок.
9.Методика тахитоскопа ориетирована на изучение объема внимания.
Литература к программе.