Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Программа дисциплины «Имагология: взаимные образы западноевропейцев в новое время»
Направление подготовки:
История»
Магистерская программа:
«История стран Западной Европы в новое время:
Социальные риски»
Квалификация (степень) выпускника:
магистратура
Саратов – 2011
Цели и задачи освоения дисциплины
Целью курса является знакомство студентов с историей возникновения имагологических штудий, их основными теоретическими положениями.
В курсе дается обзор утверждения «имагологии» как самостоятельного направления в социо-гуманитарном знании, выявляется влияние на него философии феноменологии, прослеживается становление имагологической проблематики в исторических исследованиях. На примере анализа конкретных работ историков ХХ в. выявляются основные теоретические и методологические подходы, установки, положения, принятые в современных исследованиях, посвященных изучению «Другого» или «Чужого».
Из всех возможных аспектов имагологии (гендерном, возрастном, социальном, профессиональном, конфессиональном, культурном и т.д.) акцент сделан на этнической имагологии.
Вторая часть курса посвящена вопросам конкретной истории взаимных этносоциальных представлений европейцев друг о друге. Рассматриваются такие варианты как: «французы и русские», «англичане и французы», «немцы глазами европейцев», «северяне глазами южан» и т.д. Выявляются закономерности и особенности взаимовосприятий на уровне архетипов, стереотипов и собственно «образов».
Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
По учебному плану курс изучается в первом семестре первого года обучения. Входит в цикл М.1.В.2.
Связь с предшествующими дисциплинами, изучаемыми на бакалавриате
Курс предполагает наличие у магистрантов знаний по курсам «История стран Западной Европы и Америки в новое время», «Этнология», «Историческая демография», «Историческая география и демография стран Запада», «Идея нации, национальные движения и национализм нового времени».
Связь с последующими дисциплинами, изучаемыми в магистратуре
Знания и навыки, полученные магистрантами при изучении данного курса, могут быть полезными при изучении курсов, предусмотренных магистерской программой: «Историческая антропология». «Компаративистика социально-политических систем стран Запада в новое время»,«История Церкви и религиозных движений в странах Запада в новое время», «История повседневности и быта стран Западной Европы в новое и новейшее время», при написании магистерской работы.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
– современную научную парадигму в области имагологии и динамику её развития;
– систему принципов и методических приёмов имагологического исследования;
– иметь углубленные знания в области сопоставления художественных текстов и культур, принадлежащих к различным народам и эпохам.
Уметь:
– использовать фундаментальные знания по имагологии в сфере профессиональной деятельности;
– учитывать специфику национального мышления в сфере профессиональной деятельности.
Владеть:
– основами имагологии при изучении художественной литературы и культуры.
Уровень освоения содержания курса предполагает формирование у магистрантов системы общенаучных компетенций, специальных знаний и умений применять эти знания в профессиональной деятельности, а именно:
а) общекультурные (ОК):
- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень (ОК-1);
- порождать новые идеи (ОК-2);
б) профессиональные (ПК):
общепрофессиональные:
- способность использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-1);
- способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение (ПК-3);
- способность применять современные методы и методики исследования (ПК-5);
- способность к междисциплинарному взаимодействию и умению сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач (ПК-6);
Способностью к инновационной деятельности; умением ставить и решать перспективные научно-исследовательские и прикладные задачи (ПК-7);
- критически анализировать собственную научную и прикладную деятельность; (ПК-8);
- способность анализировать, синтезировать и критически осмыслять информацию на основе комплексных научных методов (ПК-9);
- способностью к использованию в исследовательской практике современного программного обеспечения (с учетом потребностей соответствующей области знаний) (ПК-10);
- в научно-исследовательской деятельности:
Способностью к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в соответствии с профилем ООП магистратуры, с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин ООП магистратуры (ПК-11);
Способностью к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов (ПК-12);
- знание современных методологических принципов и методических приемов исследования (ПК-13)
- использовать в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы. (ПК-14);
- способностью к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций (ПК-15);
в педагогической деятельности:
- умением анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а так же роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК-17);
в организационно-управленческой деятельности:
- способностью к подготовке аналитической информации (с учетом исторического контекста) для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления (ПК-21).
Структура дисциплины
4.1. Тематический план (с распределением общего бюджета времени в часах)
курс | семестр | Дидактические единицы | всего | Аудиторные занятия и СРС | Формы контроля (промежуточного, текущего, итогового) | ||||
лекции | семинар. занятия | СРС | |||||||
1. Становление имагологии как самостоятельной области научных знаний. Философские основы имагологии | выборочный контроль на лекции | ||||||||
2. Основные направления имагологических исследований в истории | выборочный контроль на лекции | ||||||||
3. Основные проблемы теории и методологии имагологических исследований. Этнические архетипы, стереотипы и образы | Опрос на семинаре, подготовка эссе «Национальный характер – миф или реальность» | ||||||||
4. Имагологическая оппозиция Запад/Восток. Основные черты взаимопредставлений жителей «Запада» и жителей «Востока». | выборочный контроль на лекции Опрос на семинаре | ||||||||
5. Представления западноевропейцев о России и русских на Западе: от средневековья к новому времени. | выборочный контроль на лекции Опрос на семинаре | ||||||||
6. Русские глазами французов до 1818 г. | выборочный контроль на лекции, Опрос на семинаре | ||||||||
7. Французы глазами русских до 1818 г. | Опрос на семинаре | ||||||||
8. Развитие взаимных представлений друг о друге русских и французов в 19 в. | Опрос на семинаре | ||||||||
9. Англичане глазами русских | Опрос на семинаре | ||||||||
10. Русские глазами англичан | Опрос на семинаре | ||||||||
11. Русские глазами немцев | Опрос на семинаре | ||||||||
12. Немцы глазами русских | Опрос на семинаре | ||||||||
13. Скандинавы и русские глазами друг друга. | Опрос на семинаре | ||||||||
14. Испания и Россия: образы «другого» в пограничных культурах | Опрос на семинаре | ||||||||
Итого: | зачет | ||||||||
Содержание дисциплины
1. Становление имагологии как самостоятельной области научных знаний. Философские основы имагологии.
Переосмысление традиционных (позитивистских, марксистских, социологизированных) схем историописания после Первой мировой войны. Поворот к субъективности. Феноменология Гуссерля. Интенциональность сознания. Теория эмпатии. «Групповой дух» Шелера. История ментальностей и школа «Анналов». Ж.Дюби. Новые постановки вопросов при интерпретации письменного источника. Коллективные восприятия. Закономерности коллективного и индивидуального восприятия (избирательность, глобализация, проективность). Понятие «Другого», «Чужого» от Платона до Дильтея. Имагология как наука об образах «Другого».
2. Основные направления имагологических исследований в истории
Предмет имагологии, основные направления. Общественная роль и значение имагологии. Гендерная, конфессиональная, социальная, возрастная, потестарная имгологии. Этническая имагология. Этнические представления как отражения двух реальностей. Ж.Шинар и Н.Ерофеев. «Метод зеркала» в изучении образа «Чужого».
3. Основные проблемы теории и методологии имагологических исследований. Этнические архетипы, стереотипы и образы.
Работы по теоретическим вопросам национального характера. Дискуссия о существовании национального характера, методики его изучения. И.С.Кон, Б.Ф. Поршнев, Ю.В. Бромлей. Динамика и внутренняя противоречивость восприятий (Ж. Ларошель). Иерархия взаимных отражений. С. Марандон. Архетип, стереотип и образ («идея», «мнение»). Понятия «архетипа» (по Юнгу) и стереотипа (по Лимпману). Пути формирования образа «Другого». Социальная дифференцированность образов (Л.Копелев). Дискуссия о реальности этнических отражений.
Этнопсихология и имагология.
4. Имагологическая оппозиция Запад/Восток. Основные черты взаимопредставлений жителей «Запада» и жителей «Востока».