Развитие внутреннего образа семьи (коррекционная работа)

Семья с развитыми представлениями о себе лучше, чем семья с примитивным самосознанием, умеет видеть свою проблему, осуществлять мысленные эксперименты в поисках её решения. Следовательно, задачей психолога нередко является стимулирование процесса активизации семейных представлений.

Эта задача не простая: способность продуцировать развернутые картины возникает при наличии благоприятных для этого усилий, и не "сама собой" и не срезу, без усилий - люди учатся этому так же, как и многим другим вещам. Общее развитие представлений происходит на протяжении всей жизни семьи: когда человек учится осознавать происходящее в семье, понимать взаимосвязь различных сторон её жизни, взаимоотношения, чувства всех её членов. Происходит это, благодаря социализации (ребенок учится этому у родителей в ходе повседневного общения и переносит полученные навыки в семью, которую создает сам), благодаря культуре и средствам массовой информации, литература о семье, публицистика и благодаря межличностному общению, в которое включена семья (Bowen М., 1966, 1971).

К методам коррекции семейных представлений относят:

·прямое стимулирование развития семейного представления и преодоления барьеров его активизации.

·опросники и системы самоисследования для членов семьи.

·упражнения и задания на преодоление барьеров активизации.

Прямое стимулирование развития семейного представления и преодоления барьеров его активизации используется в случае, когда семья имеет низкий уровень активизации, не осознает свои мысли, чувства, повседневное поведение. Психолог просит рассказать, что человек делал чувствовал, думал только что или минуту назад. Как правило, это вызывает легкое недоумение и замешательство, а в ответ звучит не описание истинных поступков, мыслей и чувств, а скорее стереотипное представление о них. На пути к осознанию своих истинных переживаний и поведения стоят барьеры повседневного автоматизма, страха перед внешним контролем. Прямое стимулирование направлено на то, чтобы в ходе психотерапевтического общения выявить моменты, когда индивид обращается не к своему истинному переживанию, а к стереотипному представлению о нем, и побудить его преодолеть барьеры.

Опросники и системы самоисследования для членов семьи используются для того, чтобы отвечая на вопросы о своей семье, члены семьи вспоминали, осознавали свою семейную жизнь. Чем больше вопросов, на которые они отвечают, тем ярче и конкретнее их представление о своей семье. И далее - чем оно конкретнее, тем больше возможностей сопоставить его с тем, что они видят.

Контакт психолога ставит каждого из супругов перед необходимостью очень точно представить себе, чего на самом деле он хочет от другого, чего ему мешает в поведении другого, какие поступки ему выгоднее всего совершать в ответ на желательное для него поведение. Оказывается, делится опытом В.В. Юстицкис, что, для того чтобы ответить на все эти вопросы, приходится всерьёз задуматься. Суть процедур, специально предназначенных для того, чтобы подготовить супругов к переговорам о контракте, - побудить каждого искренне ответить самому себе на ряд вопросов.

Поиск ответов помогает увидеть и описать поведение других членов семьи и мотивы, стоящие за ним (Peterson, 1971).Все вопросы, которые члены семьи должны задать себе в соответствии с методикой подготовки к заключению контракта, не являются для них чем-то новым. Те же самые вопросы они часто задают себе в повседневной жизни семьи, но на ходу, мельком, автоматически, без должного внимания. В ходе же подготовки семейного контакта, в силу самой значимости этого события, все привычное деавтоматизируется, привлекает к себе пристальное внимание, и каждый обнаруживает, что плохо представлял себе истинные цели и желания других членов семьи.

Упражнения и задания на преодоление барьеров активизации необходимы для осознания барьеров.

Упражнение "Неразрешимые проблемы" заключается в том, что перед членом семьи ставится задача, неразрешимая именно в силу имеющихся у него барьеров: описывается проблемная ситуация, похожая на ту, с которой столкнулся он сам, но происшедшая с другими людьми (обычно их число равняется 20), и сообщается, что все они нашли какие-то решения, при этом все - разные. Клиенту предлагается угадать эти решения, выдвигая самые неожиданные версии (по аналогии с методом "мозгового штурма"). Психолог одобряет каждую из них, стараясь как можно ярче представить ситуацию, которая лежит в основе версии, пусть даже неуверенно предложенной пациентом, и помочь ему увидеть её и поверить, что она более вероятна и реальная, чем ему показалось в первый момент.

Особенно продуктивным это упражнение становится в групповом варианте проведения. Все члены группы по очереди выдвигают свои версии, психолог же прилагает все усилия, чтобы поддержать их. Важным является завершающее обсуждение, ранжирование выдвинутых версий-предложений. Спонтанно возникающая в этих случаях дискуссия становится упражнением на конкретизацию: стремясь убедить других членов группы, что "так бывает, причем чаще, чем вы думаете", стараясь как можно ярче показать окружающим, как именно это бывает, убеждающий прибегает к конкретизации.

Очень полезными являются домашние задания, которые формируются исходя из проблемы и требуют обязательного выполнения.

Диагностическая процедура "Наивная семейная психология" (НСП) имеет своей целью поставить клиента перед необходимостью применить имеющиеся у него семейные представления для решения практически важных для него задач. Процедура организовывается следующим образом. В начале исследования у клиента создается впечатление, что изучается его социальная компетенция - экспериментатор спрашивает его: хорошо ли он знает людей? умеет ли определить их настроение? может ли, понаблюдав за человеком, в общих чертах определить особенности его характера? Затем психолог рисует всевозможные картинки типа "точка, точка, запятая, минус - рожица кривая" и просит определить выражение лица. Ответ неизменно признается правильным, и испытуемому говорится, что он хорошо знает людей. Основные задания так же предъявляются как задачи "на знание людей". Психолог описывает определенную семейную ситуацию, герой которой стоит перед выбором, сообщает, что ситуация эта действительно имеет место, и предлагает, используя знания людей и жизни, угадать, каков был выбор. Получив такое задание, испытуемый обычно (примерно 80%случаев) замечал, что, для того чтобы угадать поведение героя, надо что-то знать о нем. Психолог соглашается с этим и просит задать любое количество вопросов об особенностях ситуации и личности героя. "Спрашивается до тех пор, - говорил психолог, - пока не сможете с полной уверенностью угадать, как поступил герой". Можно задавать лишь те вопросы, на которые можно ответить "да" или "нет". Испытуемого инструктировали следующим образом: "Сосредоточьте внимание на своих ответах, мыслях и чувствах, а не на психологе". Это делалось для профилактики возможной агрессии человека, оказавшегося в трудной ситуации восприятия неопределенных ответов психолога. Когда испытуемый задает вопросы, они признаются очень интересными, но ответ на них дается уклончивый (экспериментатор сообщал, что, к сожалению, как раз этого момента он не знает) или неопределенный (например, на вопрос, доволен ли герой своей семейной жизнью, следовал ответ: "и да, и нет"). Цель такой тактики ответов побудить клиента к дальнейшим вопросам. Психологический расчет, заложенный в основу диагностической процедуры, заключается в том, чтобы максимально заинтересовать клиента в конечном результате - угадывании, как именно поступил герой. Поскольку речь идет об угадывании реального поступка, то индивид был заинтересован в применении реальных, а не провозглашаемых (престижных и т.п.) представлений. Для угадывания предлагались типовые ситуации.

Пример диагностической процедуры

"Наивная семейная психология" (НСП)

1. П: "Сейчас мы будем изучать, хорошо ли вы знаете людей, умеете ли предвидеть их поступки, угадывать мысли, чувства, желания. Как вы сами считаете, хорошо ли вы знаете людей ?"

К (отвечает).

П (после ответа, вне зависимости от содержания): "Такой ответ - хороший признак. Видимо вы хорошо знаете людей!"

2. П: "Представьте себе, что вы видите идущих по улице молодых людей - парня и девушку. Они идут вместе. Он положил ей руку на плечо. Можете ли вы более или менее уверенно определить, увидев такую пару, насколько они друг другу нравятся, какие чувства испытывают?"

К (отвечает)

П (вне зависимости от содержания): "Очень хорошо!"

3. П: "Можете ли вы по содержанию лица человека определить чувства, которые он испытывает? Давайте попробуем!"

П (рисует лица типа "точка, точка, запятая...").

К (пытается установить выражаемое чувство).

П (одобряет вне зависимости от содержания ответа).

4. П: "А теперь переходим к самому главному заданию. Я расскажу вам о случае, который действительно имел место. Этих людей я хорошо знаю. Попробуйте установить, чем кончился этот случай!"

П (зачитывает случай 1).

Его фамилия Алексеев. Живет в Санкт-Петербурге. Зовут Иван Сергеевич. Ему 29 лет. Женат пятый год. Двое детей - близнецы: Толик и Таня. Работает инженером-конструктором в КБ, зарплату не получал 3 месяца. Однажды ему позвонил однокурсник из Москвы. Он предложил переехать к нему, заняться более интересной работой. Заработок на 600 деноминированных рублей вше. Одна проблема - с квартирой. Возникла идея: он пока поедет один, а через пару лет возьмет и семью. Он долго колебался. С одной стороны, и перспектива, и работа, о которой давно мечтал, а с другой - жизнь вдали от семьи. Что он выбрал?)

"Ну, сможете ли вы в точности, безошибочно угадать, что сделал этот человек?"

К (вероятный ответ): "В точности установить очень трудно. Надо знать этих людей, их жизнь".

П: "Верно! Но я хорошо знаю этих людей. Поэтому задавайте мне любые вопросы о них. Только одно условие! Вопросы можно задавать только такие, на которые можно ответить либо "да", либо "нет". Договорились?"

К (начинает задавать вопросы).

П (по каждому вопросу): 1) одобряет вопрос; 2) дает уклончивый ответ; 3) записывает вопрос.

К (вероятная реплика): "Все! Могу установить, как он поступил".

П: "Одну минуточку подождите! На сколько процентов вы уверены, что правильно установили?"

К (называет процент).

П: "Итак, ваше мнение?"

К (дает ответ).

П (вне зависимости от ответа): "Угадали верно. Пожалуйста, поделитесь секретом, как вам удалось угадать? Что вы хотели установить с помощью первого вопроса?" (записывает). "Второго?" (записывает) и т.д.

5. П (аналогичным образом, начиная с п. 4, работаем со случаем 2 и 3).

Случай 2.

Вострин Сергей Сергеевич - сменный мастер. Однажды выиграл в карты 100 долларов. Начались сомнения - внести деньги в семейную кассу или оставить у себя в качестве карманных денег. Как он поступил?

Случай 3.

Санев Сергей, 14 лет, заявил отцу, что вечером, несмотря на запрет отца, пойдет с друзъями на дискотеку. Отец нахмурился и подумал, что надо что-то сделать. Как он поступил.

После этого начинается вторая стадия обследования. Клиента просят "поделиться секретом", как ему удалось угадать решения и что он хотел узнать с помощью каждого из заданных вопросов. Целью второй части эксперимента является выявление наивно-психологических представлений, которые индивид применяет в практической ситуации.

На третьем этапе обследования проводилась обработка полученных результатов, включавшая установление уровня сложности представлений, которыми оперирует испытуемый. Каждый отдельный факт, содержавшийся в задании (рассказе психолога) и в ответах на вопросы, рассматривается в качестве элемента представления испытуемого о ситуации и о личности участвующего в ней героя. Если, например, он задавал мало вопросов, из этого можно было сделать вывод, что для уверенного предсказания ему требуется немного фактов и что, следовательно, его субъективная модель ситуации состоит из малого числа элементов, т.е. относительно проста. Если же вопросов было много, это означало, что субъективная модель сложна и состоит из большого числа элементов. Далее следует "реконструктивная" стадия обработки полученных результатов. На основе зафиксированных вопросов клиента и его пояснений к ним устанавливается совокупность его наивно-психологических представлений и реконструируется его представление о ситуации. При этом основное внимание уделяется тому, что именно в ситуации он считает очевидным и что является объектом выяснения, что он включает в свое представление о ситуации и ( что не менее важно) чего не учитывает. На основе полученных сведений устанавливается связь нарушений в семейном представлении с наблюдаемыми нервно-психическими расстройствами.

Проведение данной методики на большой группе испытуемых Э.Г. Эйдемиллером и В.В. Юстицкис показало, что сложность представлений, которыми оперируют обследованные, в значительной мере зависит не только от личности клиента, но и от ситуации, исход которой он стремится предугадать. Это означает, что кроме индивидуальной склонности к простым или сложным представлениям, существует еще ситуационно обусловленная. Клиент, обычно склонный оперировать сложными представлениями, как раз в психологически важной ситуации оперирует весьма простыми и даже примитивным представлением.

Наряду с выше указанными методами работы с семьей имеются техники, используемые в практике семейного консультирования различными направлениями, такими как системная психотерапия, психодинамическое направления, бихевиористическое направления, структурное и др. (Г. Навайтис).

Литература:

1. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М.: Педагогика, 1987.

2. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Методика диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии - 1987. - № 4.

3. Николс М. Теоретический контекст семейной психотерапии // Семейная психотерапия - СПб: Питер, 2000.

4. Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. М., 1997.

5. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.-512 с.

6. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1990.

Наши рекомендации