Диагностика психического развития

Диагностика психического развития в младенчестве, в раннем детстве и в дошкольном возрасте. Диагностика психического развития в младшем, среднем и старшем школьных возрастах (в подростковом и юношеском). Диагностика взрослых людей. Специфика психологической диагностики в

пожилом возрасте. Диагностика анормального психического развития. Ин-

струменты оценки развития.

Педагогическая диагностика

Педагогическое тестирование. Диагностика школьной успеваемости. Диагностика развития интеллектуальных способностей и пригодности к обучению в системе образования. Методы педагогической диагностики. Тесты учебных достижений. Из истории возникновения тестов достижений. Области применения тестов достижений: сфера образования, профессиональная диагностика. Виды тестов достижений (устные, письмен-

ные, исполнения). Возникновение, перспективы разработки и применения критериально-ориентированного тестирования интеллектуального развития детей. Специфика критериально-ориентированного тестирования. Проблема выбора критерия.

Психодиагностика в школьной психологической службе

Специфика психодиагностики в школьной психологической службе. Изучение личностного и интеллектуального развития учащихся. Изучение

психологических особенностей учащихся с целью своевременного предупреждения трудностей в обучении. Изучение ученических коллективов.

Контроль за эффективностью учебно-воспитательного процесса. Роль психодиагностики в развитии профессионализма и личности учителя. Диагностика педагогического коллектива.

Психодиагностика в психологическом консультировании

Психодиагностика как способ выявления причин, текущего состояния и прогноза развития проблем личности в ходе психологического консультирования. Различные подходы и методики для решения конкретных психодиагностических задач при консультировании.

Клиническая психодиагностика

Психодиагностика в профилактической медицине, психоневрологической и соматической клинике. Диагностика для оценки эффективности медикаментозной и нелекарственной терапий. Особенности и задачи клинического психодиагностического исследования. Оценка психического состояния пациента; оценка изменений в психическом состоянии больного; дифференциальная диагностика; судебно-психологическая экспертиза. Проведение клинического психодиагностического исследования и подготовка заключения. Методики клинико-психодиагностического исследования. Методики для исследования внимания и сенсомоторных реакций. Методики для исследования памяти. Методики для исследования уровня и течения мыслительных процессов. Психометрические методы исследования интеллекта. Методики для исследования личности. Диагностика эмоциональных нарушений. Методы нейропсихологической диагностики. Классификация психодиагностических методик, используемых в клинической психологии. Особенности применения и интерпретации тестов.

Психологическая диагностика детей с особенностями в развитии

Специфика психолого-педагогического обследования познавательных процессов при разных типах нарушений психического развития детей (при

нарушениях в развитии интеллекта, слуха, речи, двигательной сферы, эмоционально-волевой сферы, сложных нарушениях). Комплексный подход к изучению детей с нарушениями развития. Особенности психологического

изучения детей с отклонениями в развитии на разных возрастных этапах. Психологические методики изучения детей и подростков с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционального развития, сложными нарушениями развития. Методы психолого-педагогического исследования детей в психолого-медико-педагогических комиссиях. Методы

психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития. Психологическая диагностика отклонений в психическом развитии

детей. Диагностическая работа психолога в психолого-медико-педагогических комиссиях. Диагностика детей с задержкой психического развития (при легкой и глубокой степени задержки). Диагностика детей с умственной отсталостью. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций (ММД) у детей. Тест Тулуз-Пьерона для диагностики ММД и типа нарушений психической деятельности, сопутствующих ММД. Методики нейропсихологического обследования. Диагностика эмоциональных нарушений. Методики патопсихологического обследования.

Тема 4. Психодиагностика когнитивных способностей

Психодиагностика сенсорно-перцептивных свойств

Диагностика восприятия формы, пространства, движения, цвета, времени, слуховое восприятие, обнаружение изменений характеристик внешней среды, восприятие текста, зрительная работоспособность. Диагностика ориентации в пространстве.

Наши рекомендации