Понятие об интеллекте, интеллектуальной активности и инициативе

Интеллект - 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 2) система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; 3) способность к решению проблем без проб и ошибок "в уме". Понятие интеллекта как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.

Р.Стернберг выделил три формы инеллектуального поведения: 1) вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное); 2) способность решать проблемы; 3) практический интеллект (умение добиваться поставленых целей и пр.). В начале 20 века интеллект рассматривался как достигнутый к определенному возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавтельных функций, а также в степени усвоения умственных умений и знаний. В настоящее время в тестологии принята диспозиционная трактовка интеллекта как психического свойства: предрасположенности рационально действовать в новой ситуации. Встречается также операциональная трактовка интеллекта, восходящая к А.Бине: интеллект - это "то, что измеряют тесты интеллекта".

Выделяется ряд направлений в исследовании: общепсихологическое, дифферинцеально-психологическое, психогенетическое, факторно-аналитическое и пр. Структурно-генетический подход базируется на идеях Ж.Пиаже, который рассматривал интеллект как высший универсальный способ уравновешивания субъекта со средой. Пиаже выделил четири типа форм взаимодествия субъекта и среды: 1) формы низшего типа, образуемые инстинктом и непосредственно вытекающие из анатомофизиологической структуры организма; 2) целостные формы, образуемые навыком и восприятием; 3) целостные необратимые формы оперирования, образуемые интуитивным мышлением; 4) мобильные, обратимые формы, способные группироваться в различные сложные комплексы, образуемые "операциональным" интеллектом. Когнитивистский подход основан на понимании интеллекта, как когнитивной структуры, специфика которой определяется опытом индивида. Сторонники этого направления проводят анализ основных компонентов выполнения тпадиционных тестов, чтобы выявить роль этих компонентов в детерминации тестовых результатов. Наибольшее распространение получил факторно-аналитический подход, основоположником котоого является Ч.Спирмен. Он выдвинул концепцию "генерального фактора", рассмативая интеллект как общую "умственную энергию", уровень который определяет успешность выполнения любых тестов. Наибольшее влияние фактор общего интеллекта имеет при выполнении тестов на поиск абстрактных отношений, наименьшее при выполнении сенсорных тестов. Ч.Спименвыявил также "групповые" факторы интеллекта (механический, лингвистически, математический), а также "специальные" факторы, определяющие успешность выполнения отдельных тестов.

Позже Л.Терстоун разработал мультифактоную модель интеллекта, согласно которой существуюет ряд относительно независимых умственных способностей. Однако исследования Г.Айзенка и др. показали, что между ними существует тесные связи и при обработке данных, полученных самим Л.Терстоуном, выделияется общий фактор. Известность получили также иерархические модели С.Барта, Д.Векслера и Ф.Вернона, в которых интеллектуальные факторы выстраиваются в иерархию по уровням обобщенности.

К числу наиболее распространенных принадлежит также концепция Р.Кеттела о двух видах интелекта (соответствующих двум выделенным им факторам): "текучем" и "кристаллизованном". Эта концепция занимает как бы промежуточное положение между взглядами на интеллект как на единую общую способность и представлениями о нем как о множественности умственных способностей. По Р.Кеттелу, "текучий" интеллект выступает в задачах, решение которых требует присбособления к новым ситуациям; он зависит от действия фактра наследственности; "кристаллизованный" интеллект выступает, по его мнению, при решении задач, требующих соответствующих навыков и использования прошлого опыта; он зависит от влияния среды. Помимо двух общих факторов Р.Кеттел выделил парциальные факторы, связанные с активностью отдельых анализаторов (в частности, фактор визуализации), а также фактор-операции, соответствующие по содержанию спецальным факторам Спирмена.

Не меньшую популярность имеет модель Дж. Гилфорда, который выделил три "измерения интеллекта": умственные операции, особенности материала, используемого в тестах, полученный интеллектуальный продукт. Сочетание этих элементов ("куб" Гилфорда) дает 120 интеллектуальных факторов, часть из которых удалось идентифицировать в эмпирических исследованиях. Заслугой Гилфорда является выделение "социального интеллекта" как совокупности интеллектуальных способностей, определяющих успешность оценки, прогнозирования и др поведения людей. Кроме того, он выделил способность к дивергентному мышлению (способность к порождению множества оригинальных и нестандартных решений) как основу креативности.

Сегодня большинство исследователей сходятся на том, что общий интеллект существует как универсальная психическая способность. По мнению Г.Айзенка в его основе лежит генетически детерминированное свойство нервной системы, определяющее скорость и точность переработки информации. Результаты психогенетических исследований свидетельствуют о том, что доля генетически обусловленной дисперсии результатов выполнения интеллектуальных тестов колеблется от 0,5 до 0,8 и выше. Наибольшая генетическая обусловленность выявлена у вербального интеллекта, несколько меньшая у невербального. Невербальный интеллект более тренируем. Индивидуальный уровень развития интеллекта определяется также рядом средовых влияния: "интеллектуальным климатом" семьи, профессией родителей, широтой социальных контактов в раннем детстве и т.д.

В российской психологии 20 века исследования интеллекта развивались в нескольких напрвлениях: изучение психофизических задатков общих умственных способностей (Б.М.Теплов, В.Д.Небылицин, Э.А. Русалов), эмоциональной и мотивационной регуляции интеллектуальной деятельности (О.К.Тихомиров), когнитивных стилей (М.А.Холодная) как "способность действовать в уме" (Я.А.Пономарев).

Наши рекомендации