Занятие 17. Введение представлений о подготовке к переговорам. Тренировка переговоров с подготовкой
Десятое занятие строится в целом по той же процедурной схеме, что и девятое. Разница состоит во введении такта подготовки к переговорам. Ситуации для работы в тройках даются другие. Группы передают их по кругу далее.
Усложненная технология ведения переговоров с подготовкой
Элементы (шаги) | Вопросы для прояснения элементов. Что должно происходить |
1. Предмет переговоров | На что притязают обе стороны (все стороны)? Необходимо точно сформулировать предмет в присутствии всех сторон. Стороны должны согласиться с формулировкой предмета конфликта. |
2. Цели сторон и участников | Каких целей стремятся достигнуть стороны? Какой результат устроит каждую сторону? |
3. Интересы сторон | Что в действительности заботит стороны? Что их беспокоит в этой ситуации? На что они больше всего реагируют? Стороны должны сформулировать и уяснить истинные интересы друг друга. |
4. Варианты решений | Какие решения можно принять в сложившейся ситуации? Необходимо вместе придумать как можно больше решений, затем вместе отбросить наименее реалистичные решения. |
5. Аргументы для решений | Какие аргументы для реализации решений покажутся обеим сторонам наиболее справедливыми? Необходимо называть действенные, убеждающие стороны аргументы. Аргументы нельзя придумать, их нужно найти. |
6. Легитимность процедуры | Нет ли в том, как проходят или планируются переговоры, дискриминации одной из сторон? Все ли стороны знают, как процедурно будут проходить переговоры? Стороны должны договориться о процедуре переговоров и «правилах игры». Необходимо убедиться, что обе стороны поняли процедуру и «правила игры» одинаково и согласны с ними. |
7. Ресурсы сторон | Чем стороны обладают реально для выполнения договоренностей? К каким ресурсам у сторон есть доступ? К каким затруднен? К каким ресурсам доступа нет? (Время, деньги, знания и навыки, оборудование, среда и т.п.). Стороны должны понимать границы собственных возможностей и возможностей друг друга. |
8. Участники переговоров | Кто втянут в ситуацию, кто ей задет и от нее зависит? Необходимо назвать всех людей (группы). Необходимо, чтобы все присутствовали. |
9. Кто что будет делать и почему | Какова перспектива совместного действия сторон? Кто за что возьмется? Почему? Можем ли мы кого-нибудь привлечь? Насколько это вероятно? |
Далее изучаются формуляры для подготовки. Студенты разбиваются на тройки, и первым тактом происходит индивидуальная подготовка к предстоящим переговорам.
Формуляр для подготовки к переговорам
№ | Элементы (шаги) | Анализ | |
С нашей стороны | С «их» стороны | ||
1. | Участники переговоров | ||
2. | Предмет переговоров | ||
3. | Интересы сторон | ||
4. | Цели сторон и участников | ||
5. | Варианты решений | ||
6. | Аргументы для решений | ||
7. | Легитимность процедуры | ||
8. | Ресурсы сторон | ||
9. | Кто что будет делать и почему |
Следует обратить внимание, что информации для готовности к переговорам, как правило, не хватает. Необходимо, чтобы формуляры использовались в качестве средства для выбора индивидуального сценария. При этом сценарий не дан сразу, он строится в ходе подготовки, проведения и обсуждения переговоров.
После того как изучены и проанализированы формуляры, преподаватель просит всех сосредоточиться на процедурной части предстоящих переговоров. Основное в процедурной части - повестка переговоров и ее организация. Преподаватель объясняет, что повестка - это компактное и конкретное изложение предмета переговоров. Повестка - это перечень вопросов, относительно которых нужно принять решения. Организация повестки - это порядок расположения обсуждаемых вопросов в списке.
Вторым шагом, необходимо исходя из работы с формулярами подготовки составить повестку переговоров. Обратите внимание: порядок вопросов имеет значение. После того как повестка составлена каждым участником, ее согласуют в тройках и затем приступают к работе.
После завершения работ в тройках студенты и преподаватель в кругу обсуждают результаты работы. Особое внимание при обсуждении уделяется анализу интересов, легитимности и ресурсов.
Ситуация для анализа
Итальянские журналисты новостных агентств, ежедневных газет и интернет-порталов проводят сегодня однодневную забастовку. Такое решение приняло накануне вечером правление отраслевого профсоюза — Национальной федерации печати.
Возмущение журналистов вызвано тем, что их контракты истекли 28 февраля 2005 года, но с тех пор так и не были продлены. Журналисты также требуют увеличения зарплаты и числа рабочих мест. Издательства, напротив, стремятся на треть сократить оклады, заменить многих штатных работников вольнонаемными, а также снизить взносы в пенсионный фонд, что сами работники считают неприемлемым.
Руководство журналистского профсоюза предупредило, что сотрудники печатных органов не будут заниматься профессиональной деятельностью в среду 15 ноября и, таким образом, в четверг в Италии не выйдет ни одна общенациональная газета. Пока договоренности достичь не удалось, несмотря на то что президент Италии Джорджо Наполитано лично призвал участников конфликта к конструктивным переговорам. Забастовка журналистов проводится в Италии уже четвертый раз за последние несколько месяцев. В марте акция протеста была вызвана тем, что журналистам до сих пор не продлили рабочие контракты по причине отказа руководителей СМИ внести в них пункт о независимости репортеров. Ранее такую же забастовку итальянские журналисты проводили в декабре прошлого года. «Мы требуем, чтобы руководители средств массовой информации внесли в наши рабочие контракты пункт, который гарантировал бы независимость журналистов при поиске и подготовке материалов. Сейчас нам зачастую приходится жестко следовать указаниям начальства и при выборе тем, и при сборе фактов», — сказала член редакционного комитета новостной программы TG-1 на первом канале итальянского государственного телевидения Росселла Алименти. Недовольство в последнее время высказывают не только журналисты печатных СМИ, но и телевизионные журналисты. До конца года профсоюз грозит организовать недельную акцию протеста.
Источник: Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Психология конфликта и переговоры. М., 2003.