Психические состояния спортсменов на актуальных отрезках спортивной деятельности

психическое состояние - это специфическое, характерное для определенного актуального отрезка деятельности соотношение и взаимодействие этих компонентов на определенный период времени. Оно выступает как временно возникающая система, направленная на достижение определенного результата.

В сознании, как в высшей форме психики человека, представлены всегда два аспекта - переживание и знание.

Переживаниеявляется ключевым понятием в понимании психического состояния, так как это реакция субъекта на какие то объективные обстоятельства, она может быть связана и ситуацией жизнедеятельности, и с эмоциями, и с потребностями, и с волевым усилием, а следовательно и с произвольным вниманием и произвольной памятью.

Под влиянием состояния перестраивается структура индивидуального сознания, меняется субъективный вес тех или иных событий в тренировке или соревновании, нарушается логика, трансформируется смысл явлений.

Чем интенсивней аффективное содержание состояния, тем отчётливее меняется направленность сознания, приобретая характер аффективно-персеверативного реагирования на ключевой раздражитель.

В спортивной деятельности объективными обстоятельствами являются особенности конкретного вида спорта, этапы подготовки, уровни обученности и тренированности, особенности соревновательной деятельности, степень одаренности спортсмена. Системно реагируя на них, спортсмен переживает различные психические состояния.

Жизнь спортсмена - это непрерывная череда разнообразных психических состояний. Однако все они имеют одну ярко выраженную индивидуальную особенность - являются текущей модификацией психики данной личности.

Пути предотвращения и средства регуляции неблагоприятных психических состояний спортсмена.

Приведём практические рекомендации тренерам и спортсменам по предотвращению неблагоприятных психических состояний в тренировочных условиях и в соревновательной деятельности.

Тревожность

Для предотвращения состояния тревожности у спортсменов рекомендуется:

• развитие волевых качеств (решительности, уверенности, самообладания);

• обеспечение спортсмена перед соревнованием необходимой информацией для принятия решений;

• формирование у спортсменов адекватной самооценки;

• развитие у спортсменов эмоциональной устойчивости;

• сбалансирование уровня притязаний с возможностями спортсмена;

• обеспечение страховки при выполнении упражнений и эмоциональной поддержки перед стартом.

Фрустрация

Поскольку состояние фрустрации возникает при ожидании спортсменом успеха в деятельности, если достигнуть его не удаётся, то для предотвращения этого состояния необходимо;

• предотвращение тревожности у лиц со слабой нервной системой;

• предотвращение агрессии у лиц с сильной нервной системой;

• сбалансирование уровня притязаний у спортсмена с его возможностями на данный момент;

• избегание повторных неудовлетворений спортсмена при разучивании сложных упражнений, при выступлении на соревнованиях;

• снижение эмоциональной возбудимости спортсмена;

• развитие волевых качеств (настойчивости, упорства, терпеливости).

Монотония

Для предотвращения этого состояния рекомендуется:

• разнообразие содержания тренировочных занятий;

• включение элементов новизны в тренировочные занятия;

• проведение тренировочных занятий в меняющихся условиях, на различных спортивных базах;

• проведение тренировочных занятий самостоятельно, без контроля со стороны тренера;

• усиление мотивации занимающихся;

• установление поэтапных целей, разбивая тренировочное задание на серии;

• увеличение темпа работы на занятиях;

• чередование выполняемой работы на тренировочном занятии.

Психическое пресыщение

Состояние пресыщения может возникать вслед за монотонней и развиваться самостоятельно. Основной путь предотвращения психического пресыщения – правильно организованный тренировочный процесс при использовании различных форм переменности: волнообразной, ударной, маятникообразной. Тренер должен контролировать ответную реакцию организма на тренировочную нагрузку и при первых появлениях признаков монотонии и психического пресыщения пересмотреть содержание занятия.

Страх

В качестве основных мер для предотвращения состояния страха рекомендуется:

• обязательное соблюдение в тренировочном процессе принципов

доступности, последовательности, алгоритмизации обучения;

• учёт степени готовности (физической, координационной, психической) перед разучиванием сложных новых упражнений;

• развитие волевых качеств у спортсменов (смелости, решительности, уверенности);

• предупреждение травматизма на занятиях и соревнованиях;

• использование внушения и самовнушения перед выполнением опасных упражнений, перед встречей с сильным соперником.

Стресс

Для предотвращения возникновения у спортсмена стрессового состояния рекомендуется:

• исключение чрезвычайных внешних раздражителей, внешних грубых воздействий, высоких физических и психических нагрузок перед стартом;

• сбалансирование притязаний спортсмена с его возможностями;

• развитие волевых качеств у спортсменов (уверенности, решительности, самообладания);

• исключение чрезмерного внешнего стимулирования спортсменов перед соревнованиями; повышение у спортсменов устойчивости к стрессу.

Наши рекомендации