Психические состояния спортсменов на актуальных отрезках спортивной деятельности
психическое состояние - это специфическое, характерное для определенного актуального отрезка деятельности соотношение и взаимодействие этих компонентов на определенный период времени. Оно выступает как временно возникающая система, направленная на достижение определенного результата.
В сознании, как в высшей форме психики человека, представлены всегда два аспекта - переживание и знание.
Переживаниеявляется ключевым понятием в понимании психического состояния, так как это реакция субъекта на какие то объективные обстоятельства, она может быть связана и ситуацией жизнедеятельности, и с эмоциями, и с потребностями, и с волевым усилием, а следовательно и с произвольным вниманием и произвольной памятью.
Под влиянием состояния перестраивается структура индивидуального сознания, меняется субъективный вес тех или иных событий в тренировке или соревновании, нарушается логика, трансформируется смысл явлений.
Чем интенсивней аффективное содержание состояния, тем отчётливее меняется направленность сознания, приобретая характер аффективно-персеверативного реагирования на ключевой раздражитель.
В спортивной деятельности объективными обстоятельствами являются особенности конкретного вида спорта, этапы подготовки, уровни обученности и тренированности, особенности соревновательной деятельности, степень одаренности спортсмена. Системно реагируя на них, спортсмен переживает различные психические состояния.
Жизнь спортсмена - это непрерывная череда разнообразных психических состояний. Однако все они имеют одну ярко выраженную индивидуальную особенность - являются текущей модификацией психики данной личности.
Пути предотвращения и средства регуляции неблагоприятных психических состояний спортсмена.
Приведём практические рекомендации тренерам и спортсменам по предотвращению неблагоприятных психических состояний в тренировочных условиях и в соревновательной деятельности.
Тревожность
Для предотвращения состояния тревожности у спортсменов рекомендуется:
• развитие волевых качеств (решительности, уверенности, самообладания);
• обеспечение спортсмена перед соревнованием необходимой информацией для принятия решений;
• формирование у спортсменов адекватной самооценки;
• развитие у спортсменов эмоциональной устойчивости;
• сбалансирование уровня притязаний с возможностями спортсмена;
• обеспечение страховки при выполнении упражнений и эмоциональной поддержки перед стартом.
Фрустрация
Поскольку состояние фрустрации возникает при ожидании спортсменом успеха в деятельности, если достигнуть его не удаётся, то для предотвращения этого состояния необходимо;
• предотвращение тревожности у лиц со слабой нервной системой;
• предотвращение агрессии у лиц с сильной нервной системой;
• сбалансирование уровня притязаний у спортсмена с его возможностями на данный момент;
• избегание повторных неудовлетворений спортсмена при разучивании сложных упражнений, при выступлении на соревнованиях;
• снижение эмоциональной возбудимости спортсмена;
• развитие волевых качеств (настойчивости, упорства, терпеливости).
Монотония
Для предотвращения этого состояния рекомендуется:
• разнообразие содержания тренировочных занятий;
• включение элементов новизны в тренировочные занятия;
• проведение тренировочных занятий в меняющихся условиях, на различных спортивных базах;
• проведение тренировочных занятий самостоятельно, без контроля со стороны тренера;
• усиление мотивации занимающихся;
• установление поэтапных целей, разбивая тренировочное задание на серии;
• увеличение темпа работы на занятиях;
• чередование выполняемой работы на тренировочном занятии.
Психическое пресыщение
Состояние пресыщения может возникать вслед за монотонней и развиваться самостоятельно. Основной путь предотвращения психического пресыщения – правильно организованный тренировочный процесс при использовании различных форм переменности: волнообразной, ударной, маятникообразной. Тренер должен контролировать ответную реакцию организма на тренировочную нагрузку и при первых появлениях признаков монотонии и психического пресыщения пересмотреть содержание занятия.
Страх
В качестве основных мер для предотвращения состояния страха рекомендуется:
• обязательное соблюдение в тренировочном процессе принципов
доступности, последовательности, алгоритмизации обучения;
• учёт степени готовности (физической, координационной, психической) перед разучиванием сложных новых упражнений;
• развитие волевых качеств у спортсменов (смелости, решительности, уверенности);
• предупреждение травматизма на занятиях и соревнованиях;
• использование внушения и самовнушения перед выполнением опасных упражнений, перед встречей с сильным соперником.
Стресс
Для предотвращения возникновения у спортсмена стрессового состояния рекомендуется:
• исключение чрезвычайных внешних раздражителей, внешних грубых воздействий, высоких физических и психических нагрузок перед стартом;
• сбалансирование притязаний спортсмена с его возможностями;
• развитие волевых качеств у спортсменов (уверенности, решительности, самообладания);
• исключение чрезмерного внешнего стимулирования спортсменов перед соревнованиями; повышение у спортсменов устойчивости к стрессу.