Психические сферы проявления спортивной деятельности

Мотивационная сфера.

Мотив — сложное психологическое образование, являющееся с содержательной стороны основанием действия и поступка, деятельности и поведения, а с энергетической стороны, побуждением к достижению выбранной цели.

Мотивация спортивной деятельности определяется как внутренними, так и внешними факторами, меняющими свое значение на протяжении спортивной карьеры.

На начальном этапе мотивами прихода в спорт могут быть: стремление к самосовершенствованию, стремление к самовыражению и самоутверждению, социальные установки, удовлетворение духовных потребностей.

На стадии специализации у спортсмена возникает устойчивый интерес к данному виду спорта, чему способствует как физическое развитие и формирование навыков, так и осознание того, что выбранный вид спорта отвечает его наклонностям. Целью занятий спортом становятся не только удовольствие от самого процесса, но и получение высоких результатов как следствие тяжелого и кропотливого труда. Важное место в поддержании мотивации занятий спортом начинают играть отношения с тренером.

На стадии спортивного мастерства основными мотивационными факторами являются стремление поддержать и развить насколько это возможно свои достижения, умножить престиж и славу в спортивном мире, содействовать своими успехами прославлению города, страны, способствовать развитию данного вида спорта, а так же обеспечение своего материального благополучия.

На стадии завершения активного выступления на соревнованиях основными мотивами ухода из спорта взрослых спортсменов являются: у мужчин — финансовые затруднения и невозможность их преодоления при активных занятиях спортом (67%), у женщин — вступление в брак, рождение ребенка (60%).

Управление мотивацией спортсмена очень важно при работе тренера со спортсменом. От силы и устойчивости мотива зависит успешность деятельности спортсменов. Воздействовать на мотивацию спортсмена возможно несколькими способами: похвала, моральное поощрение и порицание, наказание; соревнование (соперничество) как стимулирующий фактор; присутствие других людей; влияние общественного мнения; наличие перспективы, конкретной цели; материальное поощрение.

Эмоциональная сфера.

Спортивная деятельность, особенно соревновательная, отличается большой эмоциогенностью. Возникновение тех или иных состояний определяется многими факторами, среди которых основными являются: значимость соревнований, наличие сильных конкурентов, условия соревнования, поведение окружающих спортсмена людей (особенно тренера), индивидуальные психологические особенности спортсмена, характер и особенности взаимоотношений в коллективе (психологический климат), присутствие на соревнованиях значимых для спортсмена лиц, степень овладения способами саморегуляции.

Выделяют виды предстартовых эмоциональных состояний спортсменов: боевая готовность (характеризуется оптимальной степенью нервного и эмоционального возбуждения и наиболее благоприятно для выполнения соревновательной деятельности), предстартовая лихорадка (появляется при большом желании достичь успеха, сопровождаемом сильным эмоциональным возбуждением, в эмоциональной сфере наблюдается неустойчивость переживаний, что в поведении приводит к капризности, упрямству и грубости в отношениях с товарищами и тренерами, к снижению самокритичности), предстартовая апатия (сопровождается общей вялостью, сонливостью, снижением быстроты движений и ухудшением координации, ослаблением внимания и процессов восприятия, ослаблением волевых процессов; неуверенностью в своих силах, страхом перед соперником, малой помехоустойчивостью, ослаблением внимания, притуплением остроты восприятия, снижением памяти, ухудшением координации привычных действий, неспособностью «собраться» к моменту старта, урежением и неравномерностью пульса), состояние тревоги (возникает тогда, когда человек ожидает событие, которое его интересует, но исход которого ему неизвестен). Способами регуляции могут выступить: психическая саморегуляция, изменение направленности сознания, снятие психического напряжения путем разрядки, использование дыхательных упражнений, снижение уровня притязаний как способ снятия эмоционального напряжения, моделирование соревновательных условий.

Эмоциональная напряженность в процессе выполнения деятельности чаще всего возникает как результат трудно преодолимого препятствия на пути к достижению цели. Однако и успех в деятельности может привести к эмоциональной напряженности.

Спортивная деятельность часто сопровождается переживанием страха (боязни), который может повлиять на успешность выступления на соревнованиях или на качество тренировочного процесса. Различают три формы страха, возникающие при осознании опасности: астеническая реакция (проявляется в оцепенении, дрожи, нецелесообразных поступках), паника (захватывающая многих или всех членов команды), боевое возбуждение (связанно с активной сознательной деятельностью в момент опасности). Виды возможных страхов: страх неудачи, страх успеха, боязнь соперника, боязнь ответственности, боязнь травмы.

Волевая сфера. Спортивная деятельность непременно связана с преодолением спортсменами различных объективных и субъективных трудностей, которое зависит от развития волевой сферы спортсмена (от силы воли). В связи с этим возникает необходимость в формировании у занимающихся спортом целеустремленности, одним из проявлений которой является настойчивость — сознательное стремление личности к достижению отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие трудности и неудачи. Смелость — способность человека действовать в ситуациях, осознаваемых как опасные для жизни, здоровья и престижа, не снижая качества деятельности. Решительность — способность человека быстро принимать решение и приступать к его осуществлению в значимой для него ситуации, особенно при наличии неуверенности и боязни. Терпеливость — это способность человека долго переносить неблагоприятные состояния (в спортивной деятельности это главным образом способность долго работать на фоне усталости, не снижая интенсивности и качества работы). Упорство — это стремление к достижению цели «здесь и сейчас», на данном тренировочном занятии.

Интеллектуальная сфера. В ходе тренировочной и соревновательной деятельности спортсмену приходится постоянно решать задачи различной сложности, поэтому важную роль в успешности спортивной деятельности играют интеллект и уровень его развития. Надо знать, как использовать силу, чтобы был получен высокий спортивный результат.

Психомоторная сферачеловека — сплав психологических и физиологических механизмов управления движениями, двигательными действиями, отражающихся в проявлении двигательных качеств. Быстродействие характеризуют время сокращения и расслабления мышц, время одиночного движения, время реагирования на сигнал, частота движений. Выносливость — способность человека длительно выполнять работу без снижения ее интенсивности или качества за счет прилагаемых волевых усилий. Мышечная сила — способность человека за счет мышечных сокращений преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам. Координированность — способность человека управлять согласованностью и соразмерностью движений и удерживать необходимую позу.


Наши рекомендации