О пренатальном воспитании

Об этом у нас как-то умалчивают вообще. Пренатальное воспитание — это воспитание ребенка, когда он находится в утробе матери. К сожалению, на это у нас мало кто обра­щает внимание, хотя состояние будущей матери, когда она вынашивает ребенка, оказывает нередко решающее влияние на его судьбу.

Трудно сказать, какое влияние оказало на Вечного Принца состояние матери — переживания по поводу гибели первого ребенка или, главное, принятие на первых месяцах беременно­сти токсических веществ с целью добиться самопроизвольного аборта. Верно, повлияло и то и другое, поскольку на всех его фотографиях начиная с полугодовалого возраста было довольно печальное выражение лица. В бытовом сознании да и в на­уке существует миф, что ребенок до рождения, находясь в утробе матери, не подвержен психическим травмам и живет как в раю, что воспитывать его еще не надо. Слава Богу, этот миф пытаются уже развеять. Сейчас в науке существу­ет такое мнение, что неправильное воспитание в первые годы жизни формирует малоадаптивный характер и патологичес­кий сценарий, который в лучшем случае приводит к заболева­нию неврозом и психосоматическим расстройствам. Суще­ствует взгляд (Станислав Грофф), что психотравмы, а не только соматические болезни, которые переносит мать, ког­да вынашивает младенца, передаются и ему. Некоторые ви­дят в этом причину более тяжелых заболеваний, таких как шизофрения, эпилепсия, алкоголизм и наркомания. Они пред­лагают такой метод лечения, который в настоящее время называется «Второе рождение» (Грофф) и «Первичный крик» (Янов). При помощи определенных техник (частое дыхание) человек впадает в такое состояние, в котором он был, когда находился в утробе матери. Во время этих сеансов он очища­ется от «скверны», которой был поражен, когда был в утро­бе матери, и как бы повторно рождается, освободившись от тех комплексов. Одно время этот метод лечения был в моде. По-видимому, в какой-то степени так оно и есть.

Мои наблюдения позволили прийти к несколько иному вы­воду. Я думаю, то, что часто называют неврозом беременных, на самом деле является внешним выражением невротичности женщины, которая была компенсирована до беременности. Когда женщине приходится кормить сразу двоих, а воздей­ствия на нее остаются прежними, она не выдерживает. «Не­вроз беременных» - это очередной миф, в котором живут многие люди. Хотя не вызывает сомнения, что у здоровой в психологическом плане женщины больше шансов родить здо­рового ребенка не только внешне, но и внутренне. Напраши­вается вывод, что ребенка воспитывать следует уже в ут­робе матери. У нас уже есть некоторые соображения, как это следует делать. Этим занимаются некоторые мудрые буду­щие мамы, которые разговаривают со своими детьми, особен­но после 4—5 месяцев, когда они уже начинают шевелиться. Они хвалят своих детей и извиняются, что не могут понять их претензий. Мы нашим воспитанницам предлагаем задавать в этот период своим детям вопросы и самим давать ответы.

Когда ответы совпадают с желанием ребенка, дети начина­ют вести себя спокойнее. У меня пока еще нет достаточного количества наблюдений, доказывающих и статистически обо­сновывающих такой подход. Хотя отдельные положительные моменты уже имеются. Хочу привести такой пример. Моло­дая женщина Г., 27 лет, посетила несколько наших семина­ров вместе с мужем. У них довольно быстро стали хорошими отношения, и они решили завести ребенка. За две недели до родов она пришла к нам на пятидневный семинар, У нее в это время была одна проблема — косое положение плода. Ставился вопрос о кесаревом сечении вместо естественных родов. Она стала разговаривать с ребенком по нашей методике. На тре­тий день положение плода выправилось. Роды прошли обычным порядком и благополучно. Сейчас девочке 1 год и 7 месяцев. Воспитывает мать ее по нашим рекомендациям. Ребенок раз­вивается, превосходя среднюю норму. Еще ничем не болел, хотя мать вскоре после родов стала вести себя достаточно актив­но. То есть не вызывает сомнений, что будущих мам следует воспитывать так, чтобы они избавлялись от признаков невротичности в структуре своей личности, тогда в состоянии беременности они будут спокойны и не нанесут невольно пси­хической травмы своему плоду.

Итак, у нашего Вечного Принца неблагоприятный сцена­рий начал складываться еще с момента, когда его родители нашли друг друга, а продолжилось, по-видимому, его форми­рование в процессе внутриутробного развития. К моменту его рождения у него уже могла появиться тенденция к понижен­ной самооценке (Я—). К близким (ВЫ) формировалось пози­тивное отношение. Уже сейчас можно предположить, что для того, чтобы заслужить внимание матери, ему придется или хорошо учиться или часто болеть, а может быть, и то и другое. Кстати, доводы тех, кто выступает против абортов, мне сейчас более понятны. Ведь аборт — как ни крути, а убий­ство. Убийство Человека. Ведь новорожденный отличается от плода только в количественном отношении. Программа ЖИЗНИ уже полностью создана сразу же после зачатия. Ре­ализовать ее необходимо, она настоятельно требует своей ре­ализации.

Первые годы жизни

О своих первых трех годах я знаю тоже в основном со слов матери. Жили мы тогда вместе с родителями отца, ко­торые, несмотря на почтенный возраст (почти 80) были фи­зически здоровыми и по натуре добродушными. Это под­тверждает один факт. Бабушка зимой могла проехаться на раскатанных до льда участках асфальта, которые всегда об­разовывались на тротуарах. Так вот, воспитывала меня, точ­нее, вынянчивала, моя бабушка. Мать, поскольку была ос­новным добытчиком (напомню, отец тогда был студентом), сразу же после декретного отпуска приступила к работе. По-видимому, я был довольно беспокойным, ибо как только мама приходила с работы, бабушка передавала меня ей, не дав и капельки отдохнуть, наверное, сама уже была вымотан­ной. Несколько раз в сердцах мама кидала меня на кровать, будучи полностью обессиленной, со словами: «Сколько я еще с тобой мучиться буду, когда ты, наконец, угомонишь­ся!». В возрасте одного года я был отдан в ясли. Когда мне было года два, родители стали жить отдельно от бабушки и дедушки. Моей маме ее более состоятельные братья купи­ли в Т. дом с условием, что она заберет к себе жить своего отца, моего второго деда, так как жены братьев держать его у себя не хотели. Однако дед мой переехать в Т. отказался, и мы жили уже своей семьей.

Комментарий:

Наши рекомендации