Характеристика образов воображения ребенка-дошкольника
Никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения — своеобразной формы отражения действительности, заключающейся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений и понятий.
Появление зачатков воображения относят к концу раннего возраста. Именно в этот период ребенок начинает дополнять, замещать реальные предметы и действия воображаемыми, называть их. Вначале этот процесс дети совершают в игре, ибо «сама детская фантазия необходимо порождается игрой, возникая именно на этом пути проникновения ребенка в реальность»[127].
«Так, например, Лида (2,4) длительно играет с куклой: сначала лечит ее, потом танцует с ней и т. д. Заметив на столе спичку, она поднимает ее, водит по голове куклы, говоря: «Цысать леля» (причесать куклу), показывает спичку воспитательнице и говорит: «Леля чик» (куклу стричь), снова показывает спичку воспитательнице и говорит «нось» (ножницы), водит спичкой по голове куклы, стрижет ее» (из исследований Д. Б. Эльконина).
Воображение преддошкольника еще слабо развито и носит пассивный, воссоздающий характер, возникает без сознательно поставленной цели.
Существенные изменения в развитии воображения происходят в дошкольный период. Наряду с дальнейшим развитием непроизвольного воображения появляется качественно новый тип воображения — произвольное воображение. Появление и дальнейшее развитие целенаправленного воображения в дошкольном возрасте психологически связывают с возникновением новых, более сложных видов деятельности, с изменением содержания и форм общения ребенка с окружающими, в первую очередь — со взрослыми.
Вначале образы произвольного воображения возникают под влиянием словесных воздействий взрослого в сюжетно-ролевой игре.
Несколько позже произвольное воображение проявляется и в других видах деятельности, требующих предварительного планирования (рисование, лепка, конструирование, труд и др.). Целенаправленность воображения ребенка, устойчивость его замыслов возрастают от младшего к старшему дошкольному возрасту. Это, в частности, находит выражение и в увеличении продолжительности игры на одну тему, в большей устойчивости ролей, в более детальном предварительном планировании ее хода (Т. А. Репина, А. П. Усова и др.).
Важную роль в развитии воображения ребенка играет внешняя опора. На первых этапах, в период своего зарождения, воображение дошкольника практически неотделимо от реальных действий с воспринимаемым им игровым материалом. Сам процесс воображения ребенка в ролевой игре определяется характером игрушек, наличием атрибутов роли. Если в руках у малыша игрушечный руль — он становится шофером; надел сделанную воспитателем матросскую шапку-бескозырку — и он уже моряк; взял в руки медицинскую трубку — теперь он врач, слушающий больного. Наиболее значимо сходство предметов-заместителей с заменяемыми предметами в играх детей младшего и среднего дошкольного возраста. У старших дошкольников уже нет столь тесной зависимости игры от игрового материала, их воображение уже может находить опору в таких предметах, которые не похожи на замещаемые. Особенно легко (как показало исследование Т. А. Репиной) развертывается игра у старших дошкольников, когда в качестве игрового материала они используют природный материал (шишки, камешки, листья, палки).
Особая яркость, наглядность, подвижность и изменчивость отличают образы воображения дошкольников. Заглянем в мир фантазии маленького Кристофа, героя известного романа Р. Роллана «Жан Кристоф».
«А вот он дома сидит на полу на коврике, подобрав под себя ноги. Он только что выдумал новую игру: коврик — это лодка, а пол — река. Если сойти с коврика — утонешь. Кристофа очень удивляет и даже сердит, что другие этого не видят и ходят как ни в чем не бывало по всей комнате.
Он хватает мать за юбку:
— Мама! Там же вода! Надо идти по мостику (мост — это полоска из красных плиток). Мать даже не слушает и проходит мимо. Кристоф обижается на нее, как мог бы обидеться автор, увидев, что публика разговаривает во время представления его пьесы.
Через минуту все уже забыто. Пол больше не море. Кристоф лежит плашмя, упершись подбородком в каменную плитку, распевает какую-то арию собственного сочинения. Он погружен в созерцание узкой щели между плитками. Щели слагаются в узор, и эти узоры гримасничают, как живое человеческое лицо. Чуть заметное углубление ширится, превращается в ущелье, вокруг простираются горы...»[128]
Нельзя не обратить внимания на высокий уровень эмоциональной окрашенности образов детского воображения. Особенно заметно эмоциональность детского воображения проявляется в творческих играх. Дети стремятся к привлекательным (с их точки зрения), эмоционально насыщенным ролям (поэтому может оказаться не занятой роль начальника гаража и не хватить машин для желающих быть шоферами и т. п.). Огромное значение игры в психическом развитии ребенка в значительной степени объясняется тем, что чувства, испытываемые играющим ребенком, настоящие. Немало искренности вкладывают дошкольники в созданные ими образы. И не зря крупнейший советский режиссер К. С. Станиславский советовал актерам учиться игре у детей.
Высокой эмоциональностью отличаются рисунки, стихи, сказки дошкольников. В рисунках дети изображают веселый праздник, поразивший их своей красочностью, необычностью, цирк и любимца Петрушку, персонажей взволновавших их сказок, мультфильмов... Важнейшие события, нашедшие отклик в душе ребенка, отражаются в его воображении.
Одну из глав своей книги «Психология раннего детства» известный немецкий психолог В. Штерн называет «Беззаботность детской фантазии». В этой беззаботности и усматривает он преимущество детской фантазии.
Так ли уж беззаботна детская фантазия, действительно ли дети, как говорил Гете, «могут из всего сделать все»? В экспериментах Д. Б. Эльконина детям предлагалось съесть вначале третье блюдо, затем второе и лишь в конце — первое, что вызывало протест дошкольников не только старших, но также и средних и даже младших. Не все возможно с точки зрения ребенка и в сказке[129]. Возмущение возникало у старших дошкольников, когда в сказке, придуманной экспериментатором, в калоше варили кашу, чернильница сторожила дом, «лаяла». «Нет, это не ее дело,— возражали дети.— Лучше бы она плевалась чернилами». Своеобразный реализм, стремление следовать правде поведения в жизни проявляется и в рассказах, сказках, сочинениях самих детей.
«Отлет же от действительности» детского фантазирования заключается главным образом в том, что ребенок, как справедливо отмечал Л. С. Выготский, не знает основных закономерностей объективной действительности, не учитывает их и потому легко нарушает жизненную реальность. И видимое богатство детской фантазии является в действительности скорее проявлением слабости критической мысли ребенка, чем силы его воображения.
Воображение ребенка развивается в процессе его жизни под влиянием условий жизни и воспитания. Его развитие предполагает накопление опыта и выработку умения мысленно объединить образы в новые сочетания.