Характеристика образов воображения ребенка-дошкольника

Никакой вид творческой деятельности не может обой­тись без воображения — своеобразной формы отражения действительности, заключающейся в создании новых об­разов и идей на основе имеющихся представлений и по­нятий.

Появление зачатков воображения относят к концу ран­него возраста. Именно в этот период ребенок начинает дополнять, замещать реальные предметы и действия вооб­ражаемыми, называть их. Вначале этот процесс дети со­вершают в игре, ибо «сама детская фантазия необходимо порождается игрой, возникая именно на этом пути проник­новения ребенка в реальность»[127].

«Так, например, Лида (2,4) длительно играет с куклой: сначала лечит ее, потом танцует с ней и т. д. Заметив на столе спичку, она под­нимает ее, водит по голове куклы, говоря: «Цысать леля» (причесать куклу), показывает спичку воспитательнице и говорит: «Леля чик» (куклу стричь), снова показывает спичку воспитательнице и говорит «нось» (ножницы), водит спичкой по голове куклы, стрижет ее» (из исследований Д. Б. Эльконина).

Воображение преддошкольника еще слабо развито и носит пассивный, воссоздающий характер, возникает без сознательно поставленной цели.

Существенные изменения в развитии воображения про­исходят в дошкольный период. Наряду с дальнейшим раз­витием непроизвольного воображения появляется качественно новый тип воображения — произвольное воображе­ние. Появление и дальнейшее развитие целенаправленного воображения в дошкольном возрасте психологически свя­зывают с возникновением новых, более сложных видов деятельности, с изменением содержания и форм общения ребенка с окружающими, в первую очередь — со взрос­лыми.

Вначале образы произвольного воображения возника­ют под влиянием словесных воздействий взрослого в сюжетно-ролевой игре.

Несколько позже произвольное воображение проявля­ется и в других видах деятельности, требующих предва­рительного планирования (рисование, лепка, конструи­рование, труд и др.). Целенаправленность воображения ребенка, устойчивость его замыслов возрастают от млад­шего к старшему дошкольному возрасту. Это, в частности, находит выражение и в увеличении продолжительности игры на одну тему, в большей устойчивости ролей, в бо­лее детальном предварительном планировании ее хода (Т. А. Репина, А. П. Усова и др.).

Важную роль в развитии воображения ребенка играет внешняя опора. На первых этапах, в период своего зарож­дения, воображение дошкольника практически неотделимо от реальных действий с воспринимаемым им игровым ма­териалом. Сам процесс воображения ребенка в ролевой игре определяется характером игрушек, наличием атри­бутов роли. Если в руках у малыша игрушечный руль — он становится шофером; надел сделанную воспитателем матросскую шапку-бескозырку — и он уже моряк; взял в руки медицинскую трубку — теперь он врач, слушающий больного. Наиболее значимо сходство предметов-замести­телей с заменяемыми предметами в играх детей младшего и среднего дошкольного возраста. У старших дошкольни­ков уже нет столь тесной зависимости игры от игрового материала, их воображение уже может находить опору в таких предметах, которые не похожи на замещаемые. Осо­бенно легко (как показало исследование Т. А. Репиной) развертывается игра у старших дошкольников, когда в ка­честве игрового материала они используют природный ма­териал (шишки, камешки, листья, палки).

Особая яркость, наглядность, подвижность и изменчи­вость отличают образы воображения дошкольников. За­глянем в мир фантазии маленького Кристофа, героя из­вестного романа Р. Роллана «Жан Кристоф».

«А вот он дома сидит на полу на коврике, подобрав под себя ноги. Он только что выдумал новую игру: ков­рик — это лодка, а пол — река. Если сойти с коврика — утонешь. Кристофа очень удивляет и даже сердит, что дру­гие этого не видят и ходят как ни в чем не бывало по всей комнате.

Он хватает мать за юбку:

— Мама! Там же вода! Надо идти по мостику (мост — это полоска из красных плиток). Мать даже не слушает и проходит мимо. Кристоф обижается на нее, как мог бы обидеться автор, увидев, что публика разговаривает во время представления его пьесы.

Через минуту все уже забыто. Пол больше не море. Кристоф лежит плашмя, упершись подбородком в камен­ную плитку, распевает какую-то арию собственного сочи­нения. Он погружен в созерцание узкой щели между плит­ками. Щели слагаются в узор, и эти узоры гримасничают, как живое человеческое лицо. Чуть заметное углубле­ние ширится, превращается в ущелье, вокруг простирают­ся горы...»[128]

Нельзя не обратить внимания на высокий уровень эмо­циональной окрашенности образов детского воображения. Особенно заметно эмоциональность детского воображения проявляется в творческих играх. Дети стремятся к привле­кательным (с их точки зрения), эмоционально насыщенным ролям (поэтому может оказаться не занятой роль началь­ника гаража и не хватить машин для желающих быть шо­ферами и т. п.). Огромное значение игры в психическом развитии ребенка в значительной степени объясняется тем, что чувства, испытываемые играющим ребенком, на­стоящие. Немало искренности вкладывают дошкольники в созданные ими образы. И не зря крупнейший советский режиссер К. С. Станиславский советовал актерам учиться игре у детей.

Высокой эмоциональностью отличаются рисунки, сти­хи, сказки дошкольников. В рисунках дети изображают веселый праздник, поразивший их своей красочностью, необычностью, цирк и любимца Петрушку, персонажей взволновавших их сказок, мультфильмов... Важнейшие события, нашедшие отклик в душе ребенка, отражаются в его воображении.

Одну из глав своей книги «Психология раннего детст­ва» известный немецкий психолог В. Штерн называет «Беззаботность детской фантазии». В этой беззаботности и усматривает он преимущество детской фанта­зии.

Так ли уж беззаботна детская фантазия, действитель­но ли дети, как говорил Гете, «могут из всего сделать все»? В экспериментах Д. Б. Эльконина детям предлагалось съесть вначале третье блюдо, затем второе и лишь в кон­це — первое, что вызывало протест дошкольников не толь­ко старших, но также и средних и даже младших. Не все возможно с точки зрения ребенка и в сказке[129]. Возмуще­ние возникало у старших дошкольников, когда в сказке, придуманной экспериментатором, в калоше варили кашу, чернильница сторожила дом, «лаяла». «Нет, это не ее дело,— возражали дети.— Лучше бы она плевалась чер­нилами». Своеобразный реализм, стремление следовать правде поведения в жизни проявляется и в рассказах, сказках, сочинениях самих детей.

«Отлет же от действительности» детского фантазиро­вания заключается главным образом в том, что ребенок, как справедливо отмечал Л. С. Выготский, не знает основ­ных закономерностей объективной действительности, не учитывает их и потому легко нарушает жизненную реаль­ность. И видимое богатство детской фантазии является в действительности скорее проявлением слабости критиче­ской мысли ребенка, чем силы его воображения.

Воображение ребенка развивается в процессе его жиз­ни под влиянием условий жизни и воспитания. Его разви­тие предполагает накопление опыта и выработку умения мысленно объединить образы в новые сочетания.

Наши рекомендации