Межличностные взаимоотношения в юношеском возрасте. Жизненное самоопределение и профессиональное становление
Для юности характерны стремления к автономии:
1. Поведенческая – потребность решать самостоятельные вопросы личностного характера.
2. Эмоциональная – потребность и право иметь собственные привязанности, которые не зависят от выбора родителей.
3. Морально – целостное – потребность и право на собственные взгляды.
Кроме родителей появляются другие авторитеты, в родителях юноши хотят видеть друзей и советчиков. Отношения с учителем более сложные и дифференцированные, на первый план выходят человеческие качества. Отношение к учебе – на первый план выходят предметы, которые потребуются в будущем, уровень качества снижается. Важна принадлежность к референдным группам. Возникает юношеская субкультура – включает набор ценностей и норм поведения, вкусы, внешний вид, чувство групповой солидарности, манеры поведения, жаргон. Возникает дружба – важный вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений данного возраста. Существует очень много форм дружбы, от простого время при провождения, до глубокого раскрытия. Ценность дружбы представляет из себя школу самораскрытия, школа понимания другого человека. Взаимоотношение юноши и девушки раскрывает психосексуальное развитие:
1. Половое поведение – поступки в которых проявляется половое влечение.
2. Психосексуальные установки – отношение к вопросам пола, нормам половой морали.
3. Эротические фантазии и переживания.
Взаимоотношения юноши и девушки сталкиваются с множеством моральных проблем, начиная с ухаживания и заканчивая нравственными проблемами.
Характеристика периода молодости. Кризис 30 лет.
Молодость (20 – 23 до 30 – 35) – время создания семьи, время выбора профессии. Одна из сторон социальной ситуации развития – выбор спутника жизни создание семьи. Идет полное переосмысление. 50% разводов происходит в молодости, ломаются социальные стереотипы, может повлиять беременность. Важнейшее новообразование – семейные отношения и чувство профессиональной компетентности. Продолжается интеллектуальное развитие, не теряется способность км усвоению нового. Заканчивается обще – соматическое развитие. Ведущий вид деятельности – профессиональная.
1. Происходит овладевание избранной профессии.
2. Проявляется чувство профессиональной компетентности.
3. Стремление к самовыражению.
4. Реализация индивидуального смысла жизни.
Кризис тридцати лет
Примерно к тридцати годам человек переживает кризисное состояние, некий перелом в развитии, связанный с тем, что его представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, уже не удовлетворяют его.
Анализируя пройденный путь, свои достижения и провалы, человек обнаруживает, что при уже сложившейся и внешне благополучной жизни личность его несовершенна, что много времени потрачено впустую, что он мало сделал по сравнению с тем, что мог бы, что его юношеские идеалы небесспорны.
Иными словами, происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего «Я». Человек обнаруживает, что уже многого не может изменить в своей жизни, в себе: образование, профессию, привычный образ жизни. Кризис тридцатилетия проявляется в необходимости «что-то предпринять» и свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную ступень – во взрослость.
Конечно, кризис тридцатилетия – название очень условное. Это состояние может наступить и раньше, и позднее, и случаться неоднократно, наплывами.
Для мужчин в это время характерна смена работы или изменение образа жизни, однако их сосредоточенность на работе и карьере не меняется. Наиболее частым мотивом ухода со старой работы является неудовлетворенность чем-то на данном месте – обстановкой, зарплатой, напряженностью графика.
У женщин во время кризиса тридцатилетия часто меняются приоритеты, установленные в начале ранней взрослости. Женщин, ориентированные на замужество и воспитание детей, теперь в большей степени начинают привлекать профессиональные цели. А те, кто отдавал все силы работе, часто направляют их в лоно семьи и брака.
Переживая кризис тридцати лет, человек ищет возможность укрепления своей ниши во взрослой жизни, подтверждения своего статуса взрослого, он хочет иметь хорошую работу, он стремится к безопасности и стабильности. Человек еще уверен в том, что возможно полное воплощение его надежд и мечтаний, и усердно трудится для этого.
При этом драматизм и острота переживания кризиса могут быть самыми разными. От ощущения простого внутреннего дискомфорта и мягкого, безболезненного процесса перемен до бурного, очень эмоционального, с нешуточными страстями, приводящими, порой к резкому разрыву прежних взаимоотношений, сопровождающиеся глубокими переживаниями, вплоть до заболеваний. Самые распространённые недомогания в такой период - это депрессия, хроническая усталость, бессонница, повышенная тревожность, немотивированные страхи.
Благополучное разрешение кризиса в немалой степени зависит от того, насколько эффективно человек решает свои задачи развития.