Билет 10. Характеристика воображения как психического процесса
Воображение- это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.
Приемы и способы процесса воображения:
• Агглютинация – "склеивание", комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ.
• Акцентирование или заострение – выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе.
• Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение.
• Схематизация – сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними.
• Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе.
ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ:
Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
• Творческое,
• воссоздающее ,
• антиципирующее.
Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
• преднамеренное,
• непреднамеренное.
Функции воображения:
1. Представление действительности в образах и возможность пользоваться ими.
2. Регулирование эмоциональных состояний.
3. Формирование внутреннего плана действий.
4. Планирование и программирование деятельности.
5. Управление психофизиологическим состоянием организма.
Формы проявления воображения
• мечты,
• грезы,
• галлюцинации,
• сновидения.
Билет 11. Характеристика внимания как психического процесса.
ВНИМАНИЕ-направленность и сосредоточенность сознания в отношении определенных объектов или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.
Внимание существенно отличается от всех прочих психических процессов. Своеобразие заключается в том, что оно не является самостоятельным видом психической деятельности как формы отражения. Мы можем внимательно воспринимать, запоминать, но не можем быть «заняты вниманием».
ФУНКЦИИ ВНИМАНИЯ легко вывести из самого определения. Первой функцией является отбор значимых, релевантных(соответствующих данной деятельности, потребностям) воздействий и торможение, устранение других- несущественных воздействий. Второй функцией является удержание (сохранение ) данной деятельности до тех пор, пока не завершится познавательная деятельность. Последняя функция внимания- регуляция и контроль.
ВИДЫ ВНИМАНИЯ
В зависимости от активности личности:
Непроизвольное (непреднамеренное) вниманиевозникает без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без заранее поставленной цели, без усилий воли.
• Интенсивность раздражителя.
• Новизна, необычность объектов.
• Резкая смена, а также динамичность объектов.
Произвольное (преднамеренное) вниманиеактивное, целенаправленное сосредоточение сознания, поддержание уровня которого связано с определенными волевыми усилиями, необходимыми для борьбы с более сильными воздействиями.
• Целенаправленность.
• Организованность.
• Повышенная устойчивость.
Послепроизвольное внимание – внимание, наступающее после произвольного через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате чего сосредоточенность сохраняется в течение длительного времени без напряжения и волевых усилий.
По характеру направленности:
Внешне направленное (перцептивное) внимание направлено на окружающие объекты и явления.
Внутреннее направленное– внимание направлено на собственные мысли и переживания.
По происхождению:
· Природное внимание – это врожденная способность человека избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.
· Социально обусловленное внимание складывается в течение жизни субъекта (прижизненно) в результате обучения и воспитания. Оно связано с избирательным сознательным реагированием на объекты, с волевой регуляцией поведения.
По механизму регуляции:
· Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направленно и который соответствует актуальным интересам и потребностями человека.
· Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов.
По своей направленности на объект:
• сенсорное (направлено на восприятие),
• интеллектуальное (направлено на мышление, работу памяти),
• моторное (направлено на движение).
По динамике интенсивности:
• Статическимназывается такое внимание, высокая интенсивность которого легко возникает в самом начале работы и сохраняется на протяжении всего времени ее выполнения.
• Динамическоевнимание отличается противоположными качествами; в начале работы оно не интенсивно; человеку требуется известное усилие для того, чтобы заставить себя быть внимательным к данному виду действий; он медленно втягивается в работу; первые минуты проходят у него в постоянных отвлечениях, и лишь постепенно и с трудом он сосредоточивается на работе.