Компьютерной психодиагностики
«Лень – основной двигатель прогресса», то есть весь научный и технический прогресс как простое желание жить легче.
Внедрение компьютеров. Исторический аспект:
В начале 1960-х годов компьютер еще не был способен на какие-либо самостоятельные операции и выступал лишь в роли вспомогательного инструмента.
Компьютерная психодиагностика за рубежом появилась в 60-е годы: автоматизированы все трудоемкие процедуры обработки диагностической информации. На следующем этапе: разработан значительный арсенал стандартизированных методик. Компьютер все чаще выступает в роли экспериментатора. Третий этап развития − с 1970–х годов, меняется процедура обследования – общение испытуемого с ЭВМ приобретает форму диалога. Первые собственно компьютерные тесты, то есть тесты, специально созданные для компьютера.
Отечественная психодиагностика оформляется только к середине 1980-х годов (см. тему 2). Ее развитие связано не столько с развитием информационных технологий, сколько с идеологическими вопросами развития нашего общества. Интенсивное развитие компьютерной психодиагностики в России начинается с 90-х годов прошлого тысячелетия.
Вопрос 2
Понятие компьютеризированных
И компьютерных тестов.
Все выполняемые на компьютере тесты делятся: на компьютеризованные (приспособленные для выполнения на ПК) и компьютерные (разработанные изначально для выполнения на компьютере).
Достоинства современных компьютеризированных методик:
-постоянство условий тестирования за счет неизменности реализуемой программы;
-обеспечение точности и однозначности регистрации множества возможных реакций испытуемого;
-возможность восстановить и проследить последовательность действий испытуемого;
-достаточно легкое формирование банков психодиагностических данных, установления эмпирически обоснованных тестовых норм;
-создание возможностей для автоматизированного конструирования тестов;
-обеспечение возможности расширения практики группового тестирования и тиражирования методик;
-расширение возможностей применения мощного математико-статистического аппарата анализа данных;
-облегчение сохранения конфиденциальности результатов тестирования;
-упрощается хранения диагностических данных;
-создание благоприятных условий для применения экспресс-методик;
-появление возможности актуализации «игровой» мотивации у испытуемых, повышение достоверности результатов;
-обеспечение испытуемого при необходимости быстрой интерпретирующей обратной связью по результатам тестирования;
-возможность предъявлять испытуемому динамические объекты средствами компьютерной графики (динамическая стимульная среда);
Наряду с очевидными преимуществами, которые дает использование компьютера, есть и принципиальные сложности, продиктованные самой процедурой.
Слабая сторона − это принципиальная невозможность переложения ряда методик в компьютерный режим. Для тех же, чей перевод возможен, это ведет к существенному изменению их диагностических качеств, прежде всего валидности и надежности.
В компьютерной психодиагностике мы нередко сталкиваемся с заключениями, состоящими из общих, стереотипных высказываний.
Вопрос 3
Компьютеризация как одно из
Основных направлений современной
Психодиагностики.
Круг лиц, имеющих на практике отношение к психодиагностике можно разделить на три социальные группы (исследование мотивации «за» и «против» проведено под руководством О. К. Тихомирова и Л. Н. Собчик):
1) заказчики (представители администрации);
2) психодиагносты;
3) обследуемые.
Мотивы представителей администрации, часто препятствующие компьютеризации, они связаны: насколько целесообразно экономически дорогостоящее компьютерное оборудование, особенно в небольших организациях; до настоящего времени не разработаны юридические обоснования использования компьютерной техники для диагностики персонала; у администратора определенную роль могут играть осознанные или неосознаваемые защитные мотивы, включающие нежелание тестироваться самому.
Позитивное отношение к компьютерной психодиагностике у заказчиков может быть связано с привлекательностью, легкостью, удобством форм диагностики; престижной мотивацией; кроме того, ссылаясь на данные компьютера и авторитет психолога, руководитель может замаскировать ими собственные управленческие решения.
Мотивы психодиагноста:
а) определяющие негативное отношение: нежелание менять привычный способ работы; в случае, когда компьютеру передается интерпретация типовых данных, составленная другими психологами, учитывается элемент творчества психолога-практика в составлении психологического диагноза, который может находиться на недостаточном уровне (особенно остро данная проблема стоит для опытных психодиагностов).
б) определяющие позитивное отношение: - избавление от рутинной работы; познание и освоение новой интересной деятельности освоения компьютера; возможность переложить ответственность за результаты обследования на компьютерную программу; точность и безошибочность регистрации результатов, а также точный обсчет данных; повышение уровня стандартизации диагностической процедуры.
Мотивы обследуемых:
а) позитивная мотивация: конфиденциальность автоматизированного тестирования позволяет испытуемому быть более откровенным и естественным во время эксперимента; специфические мотивы (познавательные, коммуникативные и игровые); чувство удовлетворения от того, что испытуемые попутно узнают что-то новое о работе на компьютере; более легкая работа с компьютером, чем с опросниками и бланками;
б) отрицательные мотивы: недоверие к компьютеру, страх разоблачения; чувство быстрого утомления от монитора; страх, что не справятся с управлением или не поймут инструкцию и т. д.
Вопрос 4