Механизм влияния в лидерстве
Согласно проведенному в 1.2 анализу трактовок лидерства, к числу доминирующих сегодня относится понимание его как процесса влияния. Но что понимается под влиянием применительно к лидерству?
Идентификация как механизм влияния.Р. Лорд и его коллеги, например, основываясь на материалах ряда литературных источников [Ваггу & \Уа15оп, 1996; Каг.г & Капп, 1966], дают следующий ответ на поставленный выше вопрос. «Влияние, - пишут они, - есть процесс, посредством которого индивид (источник влияния) выбирает определенные способы поведения, будучи уверен, что именно они, а не какие-либо иные факторы, явятся причиной изменений в действиях другого индивида (объекта влияния)» [Ього! ег. а1., 2001. Р. 299].
Подобный взгляд на влияние, фактически предполагающий специальное его планирование и поиск способа реализации скорее, как мне кажется, относится к лидерству, взятому не в собственно психологическом, а в управленческом, организационном понимании этого феномена. На что, кстати, указывают и литературные источники, послужившие основой приведенного выше определения.
Что же касается лидерства как именно психологического (или, точнее, социально-психологического) феномена, то в этом случае более продуктивной представляется точка зрения ряда авторов [Гибш и Форверг, 1972; Но11апс1ег & ДиНап, 1969], согласно которой влияние рассматривается как проявление идентификационного процесса. Говоря более конкретно, речь идет об идентификации последователей с лидером. Данная точка зрения и положена в основу дальнейшего обсуждения механизма влияния в лидерстве. Но прежде чем представить
5. О влиянии в более широком понимании, безотносительно к лидерству, можно прочитать в ряде публикаций последних лет: [Зимбардо и Ляйппе, 2000; Куницына и др., 2001; Чалдини, 1999].
соответствующие исследовательские данные, необходимо хотя бы вкратце остановиться на содержании самого понятия «идентификация».
Согласно анализу литературных данных [Кричевский, 1985; Кричевский и Дубовская, 1981], несмотря на имеющиеся различия в предлагаемых исследователями трактовках идентификации, обнаруживается и нечто общее в ее понимании. Этим общим является акцентировка большинством авторов момента влияния во взаимоотношениях людей, «запечатленного» в феномене идентификации.
Отмечаемые специалистами идентификационные проявления типа уподобления значимому другому, отождествления с ним, заимствования важных личностных его характеристик, согласия на контроль с его стороны и т. п. - все это не что иное, как результат влияния, оказываемого значимым другим на окружающих его индивидов. Следовательно, есть основание полагать, что феномен идентификации характеризует собой влияние, оказываемое одним из участников взаимодействия на других его участников. Подобное влияние выражается в стремлении этих других следовать определенным личностным и поведенческим характеристикам влияющего лица и воспроизводить их в своем поведении.
Иными словами, операционально идентификация может рассматриваться как следование поведенческим или личностным характеристикам другого лица, как реальное их воспроизведение либо в сходных поведенческих актах, либо в символических эквивалентах поведения. Последнее подразумевает, что идентификация не сводится к слепой имитации поведения, как это бывает в случае подражания. Скорее речь идет об усвоении мотивации поступков значимого другого (модели). Это значит, что, даже не будучи тождественными, действия субъекта идентификации и модели тем не менее «созвучны но настроению» [Бронфенбреннер, 1976].
Как же разворачивались исследования идентификации в лидерстве?
98_____________ Глава 3. МЕХАНИЗМЫ И ДИНАМИКА ЛИДЕРСТВА
История вопроса.Начало немногочисленным попыткам изучения идентификации в групповом поведении, в частности в связи с феноменом лидерства, положено классической работой 3. Фрейда [1925]. Он рассматривал идентификацию, понимавшуюся им как сугубо эмоциональный феномен, в качестве решающего и универсального условия группообразования. Причем, согласно 3. Фрейду, первичным моментом образования группы является идентификация ее членов с лидером, а уже затем, через посредство общности «Я-идеала», - и друг с другом. Таким образом, создатель психоанализа одним из первых обратил внимание на очень важный аспект межличностного влияния в группе, относящийся к идентификации ее членов (по современной терминологии - последователей) с лидером. Позднее, в рамках опять-таки психоанализа, к вопросу о взаимосвязи между идентификацией и лидерством обратился Ф. Редл [Кес11, 1942]. Лидер рассматривался им как главный объект идентификации в группе, как важнейший источник межличностного влияния - центральная фигура, по терминологии автора. Интерпретация этого факта получила со стороны Ф. Редла чисто психоаналитическую трактовку. Идентификация с лидером объяснялась как следствие функционирования защитных механизмов, актуализации агрессивных тенденций, переживания чувства вины, страха и т. д. Гораздо более реалистичный анализ проблемы был дан в работе известных специалистов в области лидерства Е. Холлан-дера и Д. Джулиана [НоИапа'ег & .]иНап, 1969]. По их мнению, идентификация с лидером во многом зависит от представлений последователей о лидерской роли, обусловливающих принятие или непринятие определенного члена группы в качестве ее лидера. Предполагалось также, что идентификация последователей с лидером подразумевает наличие между ними важных психологических связей, существенно сказывающихся на способности лидера оказывать влияние. Ученые, кроме того, вполне резонно ставили вопрос о необходимости строго научного изучения причин и последствий идентифи-
.1.2. Механизм штдппл ц,...„-^-_______________
кации с лидером, подчеркивая, что лабораторное экспериментирование в этом случае принесет мало пользы. Необходима работа с реальными группами за пределами лаборатории. До некоторой степени сходную точку зрения относительно идентификации в лидерстве высказывали в свое время и немецкие социальные психологи Г. Гибш и М. Форверг [1972]. Рассматривая ряд функций лидерства, они отмечали, что частная функция управления выпадает на долю лиц, которые могут служить объектом идентификации. Последняя, по мнению ученых, во многом зависит от имеющихся у людей представлений о лидере, а также от индивидуального опыта субъектов идентификации (например, в объекте идентификации, т. е. модели, люди могут усматривать черты своего отца). Материалы немногочисленных работ по обсуждаемой проблематике позволили предположить, что:
• лидер является наиболее ярким объектом идентифика
ции в группе;
• одно из условий идентификации с лидером состоит в
необходимости наличия у последователей определенных пред
ставлений о лидере, лидерской роли;
• идентификация последователей с лидером может уси
ливаться благодаря развитию между ними тесных психоло
гических (эмоциональных) связей.
Замечу, однако, что какие-либо конкретные эмпирические факты в поддержку этих предположений в обсуждавшихся выше работах, ввиду их преимущественно теоретического характера, отсутствовали. Данное обстоятельство обусловило проведение серии эмпирических исследований с целью проверки указанных гипотез.
Эмпирическое изучение идентификации влидерстве. Оно проводилось мной с сотрудниками (Е. М. Дубовская, М. А. Хаза-нова) в несколько этапов на протяжении ряда лет. Полученные результаты изложены в диссертационных работах [Дубовская,
Глава 3. МЕХАНИЗМЫ И ДИНАМИКА ЛИДЕРСТВА
5.2. Механизм влияния в лидерстве
1984; Кричевский, 1985] и ряде публикаций [см., например: Ду-бовская и Кричевский, 1980; Кричевский и Дубовская, 1981]. Ниже приводятся небольшие фрагменты выполненных исследований, представляющие, как мне кажется, не только научный, но и методический интерес.
Вначале, однако, несколько слов об объекте исследования. Эмпирическая работа проводилась в ученических (главным образом) и спортивных (команды в игровых видах спорта) коллективах старшеклассников. Выбор данной возрастной группы во многом был обусловлен особенностями методики измерения идентификации - экспериментальным сочинением (его содержание приводится чуть ниже), - требующей от респондента значительного самораскрытия, откровенности, непосредственности, т. е. качеств, гораздо чаще проявляющихся в юности, нежели у взрослых. Вместе с тем методика рассчитана на достаточно высокий уровень рефлексии респондентов, что ограничивает ее применение в более ранних возрастных группах.
Приведу фрагмент исследования, проведенного в 14 ученических коллективах старшеклассников Москвы и Московской области и полностью описанного ранее [Кричевский и Дубовская, 1981].
Методическое отступление. Идентификация со сверстником выявлялась посредством экспериментального сочинения. В основу методики была положена сформулированная выше операциональная трактовка идентификации. Инструкция к экспериментальному сочинению предлагала респонденту:
1. Рассказать, какие черты характера и особенности по
ведения одноклассника (одноклассников) респонденту
больше всего нравятся, какими из этих черт он хотел бы
обладать. Описать ситуации, в которых подобные чер
ты характера или манера поведения одноклассника рас
крылись наиболее ярко.
2. Написать, не замечал ли респондент за собой в ка
ких-либо ситуациях стремления поступать так же, как
этот человек.
3. Указать, не замечал ли респондент каких-либо из
менений в своем характере под влиянием кого-то из
одноклассников. Если такие изменения имеют место,
в чем они выражаются? Повторяет ли респондент чер
ты характера своего одноклассника, в каких ситуаци
ях это особенно заметно?
4. Отметить, не является ли кто-нибудь из однокласс
ников образцом для респондента в каких-либо поступ
ках в той или иной ситуации. Не задумывался ли ре
спондент, прежде чем совершить какой-то поступок, а
как бы поступил в этом случае его одноклассник? Ес
ли это имело место в действительности, требовалось
описать такие случаи подробнее.
При анализе сочинений проявлениями идентификации считались:
• желание следовать чертам характера или поступ
кам своего товарища;
• реальное их воспроизведение, по мнению рес
пондента, в каких-то ситуациях;
• определенные характерологические и поведен
ческие изменения под влиянием сверстника;
• отношение к однокласснику как к образцу;
• сопоставление предполагаемого собственного по
ступка с воображаемым поведением одноклассника.
При обработке сочинений из них выписывались все качества учеников данного класса, но которым отмечалась идентификация (эти качества были нгшапм ш)еп-тификацгюнными). Фиксировалась частота упоминания каждого качества, и выяснялось, сколько таких упоминаний приходится на долю каждого ученика.
Лидерство измерялось специальным опросником, выявлявшим суммарный уровень социальной активности учащихся в трех сферах жизнедеятельности классного коллектива:
Глава 3. МЕХАНИЗМЫ И ДИНАМИКА ЛИДЕРСТВА
12. Механизм влияния в лидерстве
Еще одним важным доказательством преимущественной идентификации с лидерами-сверстниками является тот факт, что именно лидерам приписывалось наибольшее число идентификационных качеств, причем таких, которые в том или ином классе представляли для респондентов особую ценность.
Возможно, читателю будет интересен набор наиболее ярких идентификационных качеств, выявленных в описываемом исследовании (прошу обратить внимание -конца 1970-х - начала 1980-х годов). Вот их перечень: доброта, отзывчивость, хороший товарищ, трудолюбие, оптимизм, смелость, ответственность, принципиальность, честность, общительность, воля, коллективизм.
В-третьих, обнаружилось влияние эмоционального фактора на идентификацию с лидерами. Так, оказалось, что у 50% респондентов, в той или иной мере испытывавших влияние лидеров, имело место совпадение выбора высокостатусного партнера по «эмоциональному вопросу» с предпочтением того же партнера в качестве объекта идентификации в экспериментальном сочинении. Это позволяет думать, что фактор эмоционального предпочтения способен усиливать идентификацию членов коллектива с лидерами и вполне согласуется с литературными данными [Но11апс1ег & ,]иНап, 1969].
Дополнительно Е. М. Дубовская [1984] в исследовании, проведенном в юношеских спортивных командах, рассмотрела связь между идентификацией и структурными компонентами лидерства. Оказалось, что как объекты идентификации эмоциональные лидеры значительно (в количественном выражении) превосходят деловых лидеров. Это лишний раз подчеркивает роль эмоционального фактора в усилении влияния лидера на последователей.
Итак, материалы эмпирических исследований подтверждают выдвинутые ранее предположения о том, что в группе лидер является наиболее ярким объектом идентификации. Причем последняя может усиливаться за счет тесных психологических связей между лидером и последователями.
11у а в какой мере представления последователей о лидере, лидерской роли стимулируют их к идентификации с лидером? Ответ на этот вопрос также в определенной степени содержится в полученных нами [Дубовская и Кричевский, 1980; Кричевский и Дубовская, 1981] данных. Замечу еще, что они довольно хорошо «работают» в поддержку гипотезы о наличии особого социально-перцептивного механизма развертывания идентификационного процесса. Суть гипотезы состоит и следующем.
В основе идентификации со значимым другим (в частности, лидером) в значительной мере лежит процесс межличностной перцепции, заключающийся в сличении эталонных (т. е. особо ценимых индивидом в других людях) качеств субъекта идентификации с ценными для него качествами (характеристиками) значимого другого. Если эти характеристики значимого другого входят в эталонный ряд качеств субъекта идентификации, но в реальной жизни развиты у него слабо или вообще отсутствуют и он хотел бы развить их у себя в будущем, - в таком случае вполне вероятна идентификация со значимым другим по каким-то поведенческим или личностным параметрам.
Опишу вкратце методический инструмент, использованный для проверки указанной гипотезы.
Методическое отступление. Респондентам предлагалось дать ответ по следующим пунктам специально разработанного мной самоперцептивного опросника:
1. Какие качества, черты характера ты особенно це
нишь в людях?
2. Как ты думаешь, какие из этих качеств, черт харак
тера у тебя развиты слабо или совсем отсутствуют?
3. Какие из отсутствующих или слабо развитых у те
бя качеств, особенно тобой ценимых, ты хотел бы раз
вить у себя в будущем?
Глава 3. МЕХАНИЗМЫ И ДИНАМИКА ЛИДЕРСТВА
3.2. Механизм влияния в лидерстве
4. Какими, по-твоему, качествами, чертами характера должен обладать лидер классного коллектива?
Используя материалы экспериментальных сочинений и ответов на пункты опросника, по каждому обследованному классу можно было составить 5 рядов качеств так, что номер каждого ряда начиная со второго строго отвечал номеру соответствующего пункта опросника:
1-й ряд - идентификационные качества (ИК), т. е. взятые из сочинений качества, по которым в данном классе осуществляется идентификация;
2-й ряд - эталонные качества (ЭК), т. е. качества, которые особенно ценятся в людях учащимися данного класса;
3-й ряд - слабо развитые или отсутствующие эталонные качества учеников данного класса (СиОЭК);
4-й ряд - слабо развитые или отсутствующие эталонные качества, предпочтительные в данном классе для дальнейшего развития (ЭКР);
5-й ряд - качества, которыми, по мнению учащихся, должен обладать лидер классного коллектива (ЛК).
Затем выявлялось наличие значимой связи между ИК, с одной стороны, и ЭК, СиОЭК, ЭКР, ЛК соответственно, с другой. Необходимые расчеты производились с помощью специального математического критерия, разработанного С. В, Чесноковым и предназначенного для определения связи между близкими по длине рядами признаков (свойств, качеств), исходя из общности признаков, образующих эти ряды. Подробно критерий описан ранее в работах: [Дубовская, 1984; Дубовская и Кричевский, 1979].
Полученные с помощью экспериментальных сочинений и самоперцептивного опросника данные показали, что в большинстве своем связи между интересующими нас рядами признаков оказываются значимыми. Содержательно каждая такая значимая корреляция свидетельствует о том, что признаки, со-
ставляющие один из указанных рядов, преимущественно входят и в другой. Например, качества, которые для многих учащихся выступают как эталонные, в подавляющем большинстве классов являются одновременно и идентификационными.
Интересно, что треть респондентов, как и предполагалось, стремится идентифицироваться со значимым другим (как правило, лидером) именно по тем характеристикам, которые, будучи компонентами их эталонного ряда, реально в нем либо отсутствуют, либо выражены крайне слабо, но развитие которых респонденты считают для себя необходимым в будущем. Вот примеры:
«Больше всего мне нравится в ней (однокласснице) общительность, умение разговаривать с людьми, хорошо ориентироваться в трудных ситуациях. Мне не хватает общительности... Я часто замечаю, что подражаю ей именно в разговоре. Я стала смелее в общении с людьми» (из сочинения Валентины Л.). «Мне очень нравится в любом человеке хладнокровность, простота мысли и трезвость рассуждений. Этими чертами характера обладают Вера Р. и Павел Ч., мои одноклассники... Эти черты привлекают меня больше всего, так как они отсутствуют у меня, и я очень хочу развить их в себе» (из сочинения Ларисы В.).
Если гипотеза о механизме развертывания идентификационного процесса верна, она в значительной мере позволяет объяснить, почему с лидером идентифицируются чаще, чем с последователем. Ведь характеристики лидера в силу их ценности и значительного количественного выражения гораздо чаще находят «отклик» в имеющемся у члена группы эталонном наборе признаков, нежели характеристики последователя. Вполне вероятно поэтому, что именно лидерские характеристики являются теми свойствами (качествами), к воспроизведению которых прежде всего стремится индивид. Отсюда большая вероятность идентификации с высокостатусным чле-ном коллектива.
Глава 3. МЕХАНИЗМЫ И ДИНАМИКА ЛИДЕРСТВА
.13. Динамика лидерства
Наконец, в качестве заслуживающего внимания факта отмечу, что в подавляющем большинстве обследованных классов обнаружились значимые связи между рядами ИК и ЛК. Этот факт, учитывая значительный процент идентификационных сочинений, посвященных классным лидерам, несомненно, свидетельствует в пользу гипотезы, согласно которой наличие у последователей определенных представлений о лидере является одним из условий идентификации с ним.
Подведем некоторые итоги.Материалы проведенных исследований (полная их сводка содержится в работе: [Кричевский, 1985]) позволяют говорить об особой функции идентификации в лидерстве. Суть ее состоит в том, что именно через посредство идентификации реализуется и запечатлевается влияние, оказываемое лидером на последователей. Иными словами, идентификация выступает в качестве своеобразного «внутреннего» условия развертывания межличностного влияния, характеризующего динамику лидерского процесса, или как один из механизмов функционирования лидерства.
Вместе с тем идентификация может рассматриваться и в качестве своеобразной результирующей межличностного влияния. Это дает основание для двоякой ее интерпретации: и как процесса, и как результата. Именно последняя форма идентификации наиболее часто встречалась в сочинениях старшеклассников, поскольку им, очевидно, легче было фиксировать у себя последствия влияния значимого другого, нежели анализировать сам процесс принятия этого влияния.
К сказанному следует добавить одно приниципиальное замечание. Как мы знаем, лидерство не является процессом однонаправленного влияния по схеме «лидер -» последователь», где стрелка указывает направление влияния; напротив, лидерство представляет собой процесс двунаправленного влияния по схеме «лидер «♦ последователь».
Следовательно, правомерно говорить не только об идентификации последователей с лидерами, но и об идентификации
мидеров с последователями. Хотя подобный вопрос специально здесь не рассматривался, можно сказать, ссылаясь на данные Е. М. Дубовской [1984], что такого рода идентификация действительно имеет место. Согласно этим данным, в 71% сочинений лидеров ученических коллективов описываются проявления идентификации с одноклассниками. Причем «героями» примерно половины сочинений являются учащиеся-последователи.
От обсуждения механизмов лидерства перейдем далее к рассмотрению его динамики.
Динамика лидерства
Понимание лидерства как процесса, разворачивающегося в групповом взаимодействии (а такое понимание, замечу, в той или иной форме неоднократно звучало в предыдущих параграфах и главах), требует обязательного изучения динамики обсуждаемого феномена, его трансформаций на разных этапах жизни конкретной социальной группы. К сожалению, вопрос этот, особенно в содержательной своей части, разработан пока что довольно слабо.
Как показывает специальный анализ [Кричевский, 1985; Кричевский и Рыжак, 1985], немногочисленные исследования, в той или иной мере касающиеся динамики лидерства, удобнее нсего сгруппировать по двум основным направлениям.
Одно из них, непосредственно к проблематике лидерства не относящееся, включает работы, лежащие в плоскости анализа закономерностей и этапов группового развития. В рамках этого направления и в зависимости от исходных теоретических представлений относительно развития группы обращение исследователей к лидерству носит двоякий характер, а именно:
• в связи с пониманием его как важного элемента групповой структуры, возникновение и упрочение которого свиде-
110____________ Глава 3. МЕХАНИЗМЫ И ДИНАМИКА ЛИДЕРСТВА
тельствует об определенном качественном изменении в динамике группового процесса, о переходе группы на новый, более высокий уровень функционирования;
• в связи с акцентировкой внимания на последовательно сменяющих друг друга на вершине статусной иерархии группы ролях делового и эмоционального лидеров как следствии преобладания соответствующего вида групповой активности -деловой или эмоциональной.
Другое выделяемое мной исследовательское направление связано с проблематикой лидерства непосредственно. Относящиеся к нему работы выполнены главным образом в традициях так называемого ситуационного подхода, трактующего лидерство как функцию групповых ситуаций (см. 1.3). Причем в конкретном эмпирическом исследовании аналогом ситуации чаще всего выступает переменная задачи. Именно изменения «задачного» контекста группы способны, как показывают экспериментальные данные (см. 2.1), значительно влиять на перераспределение позиций в статусной иерархии группы, приводя к периодической смене ее лидеров и сообщая лидерскому процессу известную динамичность.
Кроме того, обсуждаемый здесь вопрос частично затрагивался и в ряде исследований, не вписывающихся строго в рамки названных выше направлений. Имеются в виду некоторые факты, полученные, например, при изучении структурно-функциональных аспектов лидерства, а также процессов межличностного влияния в группах (подробнее об этом см.: [Кри-чевский и Рыжак, 1985]).
В целом же, судя по данным обзоров ведущих специалистов [СЬетегз, 2001; Но11апс1ег, 1985; Ьогс! е1 а1., 2001], динамика лидерства остается пока далеко на периферии исследовательского интереса. Тем не менее, как будет показано чуть ниже, изучение данного вопроса отнюдь небесполезно: оно позволяет лучше уяснить некоторые моменты функционирования обсуждаемого феномена, а также проверить валидность используе-
мых применительно к нему теоретических схем. С этой целью остановимся далее на отдельных исследовательских данных, относящихся к динамике лидерства в группах стационарного и временного типа.
Динамика лидерства в группах стационарного типа.Имеются в виду группы, существующие достаточно длительное время, т. е. имеющие определенную историю жизни. Исследование динамики лидерства в такого рода группах, особенно если их состав достаточно стабилен, - занятие весьма неблагодарное. Дело в том, что сколько-нибудь заметные изменения в структуре лидерства случаются в подобных группах лишь по прошествии достаточно длительного времени. И, как показывает собственный исследовательский опыт [Кричевский, 1985; Кричевский и Рыжак, 1985], обнаружить их чрезвычайно трудно. Тем не менее на одном из интересных, на мой взгляд, аспектов динамики лидерства в стационарной группе стоит все же остановиться.
Речь пойдет о феномене «генерализации статуса*, впервые описанном М. Уэбстером и Д. Дрискеллом [АШэзЬег & БпзкеЦ, 1983]. Суть феномена состоит в том, что статусные характеристики индивидов, связанные с членством в других социальных группах и первоначально внешние к ситуации межличностного взаимодействия в какой-либо конкретной группе (так называемый «внешний» статус), будучи привнесенными в эту ситуацию, начинают оказывать значительное влияние на особенности разворачивающегося взаимодействия, в частности на «внутренний» статус самих его участников. По данным обзора Ц. Риджуэй [Ш(1§ешау, 2001], к числу характеристик носителя «внешнего» статуса, обусловливающих готовность членов группы к принятию его влияния, т. е. фактически признание его лидером, могут быть отнесены тендер, раса, возраст, учебные достижения, специальные умения. Причем влияние упомянутых характеристик имеет место лишь в случае их релевантности решаемым группой задачам.
Глава 3. МЕХАНИЗМЫ И ДИНАМИКА ЛИДЕРСТВА
3.3. Динамика лидерства
Аналогичные данные приводятся также Д. Ливайном с соавторами [Ьеуте е^ а1., 2001] в связи с анализом поведения новичков в малой группе. Ученые отмечают, что новички с высоким «внешним» статусом нередко привносят в жизнь группы важные для ее функционирования психологические ресурсы типа специальных знаний, опыта, мотивации и т. д. Вследствие этого они начинают рассматриваться как более полезные для достижения групповых целей члены, приобретают высокий «внутренний» статус, выдвигаются на лидерские роли.
В подтверждение некоторых выводов упомянутых выше ученых приведу далее несколько конкретных примеров из исследовательской практики.
Пример 1. Ряд лет назад мной проводилось исследование структуры лидерства в одной из столичных баскетбольных команд девушек. В то время она являлась не только сильнейшей в городе, но и выиграла чемпионат страны в своей возрастной группе.
Измерение структуры лидерства в команде проводилось дважды, с интервалом более чем в полтора года. Первое тестирование имело место, когда члены команды были еще школьницами, второе - спустя полгода после окончания школы.
Среди прочего были выявлены определенные изменения в позициях двух спортсменок - Н. и Ч. В период первого тестирования Н. - признанный экспрессивный и абсолютный лидер команды, бессменный в течение ряда лет ее капитан (третья позиция в структуре инструментального лидерства). Ч. в это время занимала вторые позиции в структурах экспрессивного и абсолютного лидерства, четвертую - в структуре инструментального лидерства.
Ко времени второго тестирования положение этих спортсменок в команде разительно меняется. Ч. выходит на первые места в структурах экспрессивного и абсолютного лидерства, будучи третьей по инструментальному параметру, и становится капитаном команды. Н. занимает второе, третье и пятое
места в структурах соответственно экспрессивного, абсолютного и инструментального лидерства.
Изменения в статусе спортсменок вызваны, на мой взгляд, следующими обстоятельствами. Во-первых, в последние полтора года, т. е. в период между обоими тестированиями, Ч. намного прибавила в спортивном мастерстве, вошла в сборную команду девушек столицы. Н. это сделать не удалось. Во-вторых, после окончания средней школы обе девушки поступали на химический факультет МГУ. Успешно сдав экзамены, Ч. прошла по конкурсу и стала студенткой. Н. поступить не смогла и устроилась работать на том же факультете лаборантом. Обе девушки играли за факультетскую команду, причем ее капитаном выбрали Ч., попавшую одновременно и в сборную команду университета.
Таким образом, можно выделить ряд профессиональных (применительно к сфере спортивной деятельности) и социальных (престиж статуса студента МГУ) факторов, несомненно, повлиявших на изменение позиций Ч. и Н. в юношеской команде примерно за полуторагодичный период. Тем более что по результатам первого тестирования они располагались довольно близко друг от друга в статусной иерархии команды. В описанной выше ситуации нетрудно заметить действие феномена «генерализации статуса». Приобретенные Ч. престижные (естественно, для определенной среды и своего времени) характеристики (высокий «внешний» статус) как бы трансформировались в ее более высокий «внутренний» статус -соответствующую позицию в команде. Пример 2. В 80-е годы моя аспирантка Т. X. Аунапуу [1984] изучала детерминанты межличностного статуса в коллективах эстонских старшеклассников. Было, в частности, показано, что учащиеся, чья социокультурная микросреда характеризовалась более богатым духовным и эмоциональным содержанием, способствовавшим их личностному обогащению (в смысле приобретения разнообразных знаний и умений, формирова-
Глава 3. МЕХАНИЗМЫ И ДИНАМИКА ЛИДЕРСТВА
3.3. Динамика лидерства
ния социально ценных установок и интересов и т. п.) и дававшим им вследствие этого как бы более высокий «внешний» статус сравнительно со школьниками, чья микросреда в духовно-эмоциональном плане выглядела гораздо беднее, и в своих классах имели, как правило, наилучшие статусные показатели, т. е. высокий «внутренний» статус.
Эти данные, между прочим, хорошо укладываются в логику модели ценностного обмена (см. 3.1.1): более высокий статус среди сверстников приобретали школьники, реализовывав-шие более «богатые» наборы ценностных характеристик, т. е. делавшие более значительные сравнительно с остальными одноклассниками ценностные вклады в жизнедеятельность ученического коллектива.
Однако чтобы проследить в полном объеме логику реализации этой модели, равно как и более содержательно рассмотреть собственно динамику лидерства, необходимо обратиться к группам отнюдь не стационарного типа. В наибольшей степени решению задач по проверке валидности модели и выяснению процессуального характера лидерства (как отражения динамики феномена) служат группы временного типа, образованные из незнакомых между собой ранее людей. К рассмотрению динамики лидерства в этих группах я и перехожу далее.
Динамика лидерства в группах временного типа.Как и ранее, будут представлены фрагменты двух исследований, результаты которых довольно убедительно иллюстрируют правомерность выбора подобного типа групп для целей изучения обсуждаемого возраста.
Пример 1. Исследование (подробнее о нем см.: [Кричевский, 1980]) проводилось во Всероссийском оздоровительном лагере «Орленок». Объектом изучения являлись два отряда школьных активистов продолжительностью функционирования до 30 дней, укомплектованные 15-16-летними юношами и девушками, ранее между собой незнакомыми. Четырежды в течение лагерной смены (с интервалом примерно в неделю) члены этих
отрядов (назовем их условно отряд «А» и отряд «Б») заполняли специальный опросник. С его помощью выявлялись:
• структура делового и эмоционального лидерства в от
рядах (посредством методики ранжирования);
• ценностный вклад респондентов относительно друг дру
га (диадный уровень отношений) и коллектива в целом (соб
ственно групповой уровень отношений).
Остановимся вначале на материалах, характеризующих динамику ценностного обмена, переход его с диадного уровня на собственно групповой. В качестве основного индикатора ценностного обмена в лидерстве использовались количественные показатели ответов респондентов на пункты опросника. Предполагалось, чем интенсивнее протекает ценностный обмен между членами отряда, чем активнее осуществляются вклады относительно как отдельных партнеров, так и отряда в целом, тем большее число респондентов способно ответить на соответствующие пункты опросника, иными словами, тем значительнее будет вербализация результатов ценностного обмена. Конкретно осуществлявшийся анализ выглядел так.
Прежде всего были сопоставлены некоторые количественные результаты ответов на диадные (вопросы типа: «С кем из членов отряда тебе приятнее всего общаться и проводить время?» или «Кто из членов отряда наиболее удобен для тебя как партнер при выполнении каких-либо отрядных дел?») и собственно групповые (вопросы типа: «Кто из членов отряда более других готов жертвовать личными интересами ряди интересов отряда?» или «Кто из членов отряда в трудную минуту раньше всех придет на помощь любому из своих товарищей по отряду, какие бы отношения между ними ни складывались?») пункты опросника, полученные после первого измерения в обоих отрядах (оно проводилось на четвертый день после начала смены).
Одно из различий в полученных данных состояло в том, что в целом на диадные вопросы в отряде «А» сумели ответить
Глава 3. МЕХАНИЗМЫ И ДИНАМИКА ЛИДЕРСТВА
: (Л. Динамика лидерства
97% и в отряде «Б» - 85% респондентов, тогда как на собственно групповые вопросы в каждом из отрядов ответили лишь по 56% респондентов. Статистический анализ данных по изучавшимся отрядам свидетельствовал о достоверно значимой разнице между средними показателями ответов на вопросы обоих типов.
Не останавливаясь подробно на результатах последующих замеров, отмечу только, что после второго из них все еще сохраняется некоторое, хотя и весьма небольшое, преобладание ответов на диадные вопросы. Однако третий замер характеризуется уже значительным выравниванием ответов респондентов (в количественном выражении) практически по всем рассматриваемым пунктам опросника. Что же касается данных четвертого, заключительного, измерения, то по ряду пунктов опросника показатели ответов на собственно групповые вопросы количественно даже превосходили показатели ответов на диадные вопросы. В целом полученные данные хорошо согласовывались с идеей поуровневого развертывания ценностного обмена в групповом межличностном взаимодействии, позволяя считать исходным именно диадный уровень.
Выше (см. 3.1.1) отмечалось, что конечным результатом ценностного обмена в лидерстве на любой его стадии является приписывание субъекту партнерами по группе определенного статуса в зависимости от вклада в жизнедеятельность группы. Однако на эмпирическом уровне связь между ценностным вкладом и статусом прослеживалась в рассматриваемом исследовании по-разному.