Подражание, как способ влияния и механизм социализации

Подражание – способ соц-псих. воздействия, который основывается на стремлении человека строить свое поведение по образцу поведения других лиц.

Первым рассматривал подражание – Тард.

Без этого механизма невозможны были бы некоторые способы социализации, особенно у детей.

Особенно это связано с освоением каких-либо физических механических действий.

Значимое влияние подражание имеет в условиях деятельности группы.

Есть две формы подражания, желая принадлежать группе:

1. Подражание мыслям людей

2. Подражание поступкам этих людей, при этом в мыслях не соглашаясь возможно.

С подражанием связано соц-псих. действие, как конформизм (эксперим. Ашер, Милгрем).

На макроуровне конформизм не так уж и плох. Если бы мы не приспосабливались в окружающему миру, не было бы порядка.

Только легендарный математик Перельман, может сказать, что он никому не подражает.

Подражание и «оригинальность» идут рука об руку.

Внушение и факторы его эффективности

Внушение – это метод соц-псих. воздействия, состоящий в навязывании определенных мыслей и состояний на фоне их некритического принятия. Суггестия – внушение. Суггестор – то, кто осуществляет внушение.

Закономерности внушения:

1. Важно ли – кто внушает? Всё зависит от особенностей суггестора.

2. Наиболее эффективным внушение бывает в состоянии гипноза. Выделяют 4-5 стадий гипнабильности.

Последняя стадия гипноза – восковая гибкость (во время гипноза убираются какие-либо мельчайшие мышечные спазмы и человека можно скрутить в бублик). Даже животных вводят в гипноз.

На самом деле, человеческая психика сопротивляется гипнозу. Без биохимического воздействия на человеческий мозг, невозможно внушить ему мысли, не соответствующие его моральным ценностям.

3. Суггестивность зависит еще и от социального контекста. Внушение действует намного легче, если человека предварительно ввести в состояние тревожности и нервозности.

4. Самовнушение. Аутогенная тренировка предполагает постоянный контроль самосознания и тела.

В ситуации массового внушения особо опасно самовнушение. В США в 1938 году несколько миллионов человек оказались жертвами такого самовнушения по радио, как массовая истерия.

5. Исторически в жизни человечества появляется довольно поздно. Это связано с развитостью речи.

Ученые считают, что появление множества языков было способом изолироваться от чужого внушения. Если внушающий человек не владеет речью, то внушить ничего он не может.

6. Нервозностью населения является как раз количество тех внушений, которым мы подвергаемся, особенно через СМИ.

Заражение, как древнейший способ влияния и интеграции групповой деятельности

Заражение, как способ соц-псих. воздействия проявляется в многократном повторении эмоционального влияния и бессознательной склонности индивида к определенным психическим состояниям.

В отличие от внушения, заражение довольно древний способ влияния. Это массовые сборища, массовые зрелища, религиозные собрания и т.д. Несознательные способности индивида заражаться настроением.

Чем страшна толпа – в ней очень тяжело остаться эмоционально равнодушным.

Инверсионные тексты – прочитанный наоборот текст, с подоплекой внушения. Определенные музыкальные ритмы вызывают в человеческом мозге негативные волнения.

Особенно ярко эти заражения проявляются в ситуации паники. Паника никогда не предупреждает, когда она возникнет. Исследователь, который должен исследовать панику, сам становится частью этой толпы – поэтому достаточно трудно наблюдать за этим явлением со стороны.

Есть прием соц-псих. эксперимента - Симуляционный метод, вызывающий у людей панику.

Есть стимулирование заражения (Киркоров выбегает на сцену и хлопает над головой руками, чтобы заразить определенным настроением публику).

Наши рекомендации