Схема периодизации развития в онтогенезе
Ступени развития субъективности | Матрица возрастов | |||
Период становления событийности | Период реализации самобытности | |||
кризисы рождения | стадии принятия | кризисы развития | стадии освоения | |
Оживление | Родовой кризис (-2 мес) — (+3 нед) | Новорожденность (новорожденный) 0,5—4,0 мес | Кризис новорожденности 3,5 мес — 7 мес | Младенчество (младенец) 6 мес — 12 мес |
Одушевление | Кризис младенчества, 11 мес—18 мес. | Раннее детство (дитя) 1 г. 3 мес — 3,0 г. | Кризис раннего детства 2,5 г. — 3,5 г. | Дошкольное детство (ребенок) 3 г. — 6,5 лет |
Персонализация | Кризис детства 5,5 лет — 7,5 лет | Отрочество (отрок) 7,0 лет — 11,5 лет | Кризис отрочества 11,0 лет — 14,0 лет | Юность (юноша) 13,5 лет — 18 лет |
Индивидуализация | Кризис юности 17,0—21,0 | Молодость (молодой человек) 19,0—2.8,0 | Кризис молодости 27,0—33,0 | Взрослость (взрослый) 32,0—42,0 |
Универсализация | Кризис взрослости 39,0-45,0 | Зрелость (зрелый муж) 44,0-:60,0 | Кризис зрелости 55,0—65,0 | Старость (старик) 62,0— |
Кризис индивидуальной жизни |
Кризис индивидуальной жизни
На первой ступени ребенок вместе с родным взрослым (родной матерью или человеком, выполняющим материнскую функцию) начинает строить общение, вначале не опосредствованное культурными орудиями, предметами, знаками. Эта уникальная, в силу своей непосредственности, общность, выстраиваемая в живой телесности партнеров общения, названа ступенью оживления не только в честь знаменитого "комплекса оживления " главного эмоционального центра этой ступени. Эпохальным культурным событием этой ступени развития субъекта является то, что ребенок осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность, вписывая себя (руками взрослого) в пространственновременную организацию общей жизни семьи. Кардинальное приобретение данной ступени это подлинный синтез человеческого тела, его "оживление " в сенсорных, двигательных, общительных, действенных измерениях.
На второй ступени ребенок вместе с близким взрослым осваивает предметноопосредствованные формы общения как в совместных имитационнопредметных действиях с реальным партнером, так и в плане изобразительных игровых действий с воображаемым партнером. Два эпохальных события стоят в начале новой ступени развития это прямохождение и речь как способы первичного самоопределения во внешнем и внутреннем пространстве субъективности. Эта ступень лавинообразного овладения культурными навыками и способностями названа ступенью одушевления для того, чтобы подчеркнуть, что именно здесь ребенок впервые открывает для себя свою собственную самость (знаменитое "Я сам! "), осознает себя субъектом собственных хотений и умений.
На третьей ступени партнером растущего человека становится общественный взрослый, воплощенный в системе социальных ролей и частично персонифицированный в таких культурных позициях, как учитель, мастер, наставник и другие, вместе с которыми подростки осваивают правила, понятия, принципы деятельности во всех сферах социальнокультурного бытия в науке, искусстве, религии, морали, праве. Именно на этой ступени человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы самотождественности внутри совместного бытия с другими людьми. Имя этой ступени персонализация. Слово, соединяющее значение личины (маски, роли) и Лика, акцентирует, с одной стороны, кульминационный момент личностного развития появление способности к саморазвитию (развитию собственной самости), с другой принципиальную ограниченность данной ступени развития личности, еще не достигшей внутренней свободы освобождения от власти любой самости, как своей, так и чужой.
На четвертой ступени партнером молодого человека становится (в пределе) человечество, с которым взрослеющий человек вступает в деятельностные отношения, опосредствованные системой общественных ценностей и идеалов. "Общественными " эти идеалы и ценности являются лишь по материалу, из которого они созданы, как стихи создаются из языкового "сырья ", но не сводятся к нему. Индивидуализация общественного инвентаря ценностей по мерке личностной позиции человека составляет суть данной ступени развития субъекта общественных (не узкосоциальных) отношений. Эта ступень поэтому и названа ступенью индивидуализации. Обособляясь от оценок окружающих, преодолевая профессиональнопозиционные или конфессиональнополитические детерминации своего поколения, человек становится ответственным за собственную самость, которая зачастую складывалась не по его воле и без его ведома. В духовнопрактической сфере бытия, которая и составляет содержание ступени индивидуализации, формулой субъектности могут стать слова Мартина Лютера: "На том стою и не могу иначе ".
Пятая ступень - наблюдается удивительное согласие между всеми психологами романтического толка, допускающими существование высших уровней духовного развития без "статистически надежных " свидетельств их существования. Универсализация, или выход за пределы сколь угодно развитой индивидуальности есть одновременно вход в пространство обще и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей как в "свое другое ". Соучастником в построении и собеседником в осмыслении универсального события той формы общности, в которой потенциальная эквивалентность человека миру становится актуальной, является Богочеловечество.
КРИЗИСЫ РОЖДЕНИЯ ПЕРЕХОДЫ В НОВЫЕ ОБЩНОСТИ
Вхождение в новую общность на каждой ступени развития подобно новому рождению (человек рождается не единожды!) и сопровождается сдвигом, качественным преобразованием в системе отношений с миром, с людьми и собой, внутри которой протекал предыдущий этап развития субъекта. Поэтому период вхождения в новую общность и назван кризисом рождения.
Кризисы рождения обусловлены внутренней логикой развития самого субъекта человеческих отношений, принципиальной сменой режима индивидуальной жизни. Напомним, что человеческая общность, внутри которой живет индивид, рассматривается как место вынашивания определенной индивидуальной способности. Вызревание новой способности делает человека потенциально способным (тавтология здесь неслучайна) к вхождению в новую общность, так же как созревание плода в утробе матери длится в норме до момента потенциальной возможности отдельного биологического существования новорожденного.
Разрыв, противоречие между наличной, сложившейся формой совместной жизнедеятельности и потенциальной возможностью нового, более высокого уровня события и создает явление кризиса ( "так по-старому жить нельзя "), когда ребенок (юноша, взрослый) к чемуто стремится, о чемто томится, сам толком не ведая, что душе угодно (потребно, соразмерно).
Кризис рождения, таким образом, это всегда кризис самости в ее конкретной, деятельно освоенной определенности и ожидание, поиск новых форм событийности. Позитивное разрешение подобного кризиса всегда связано с наличием в культуре более масштабных форм предметности совместной жизнедеятельности субъектов события (а при отсутствии встает задача их целевого проектирования и культивирования).
КРИЗИСЫ РАЗВИТИЯ ОСВОЕНИЕ НОВОЙ ОБЩНОСТИ
В построении новой общности выделяются две фазы.
На первой человек учится жить по законам данной общности, принимает предъявляемые ему ожидания и старается им соответствовать. Партнера тоже не следует воспринимать статично, как величину заданную: ему предстоит принять в общность действительно другого во всей его индивидуальности и полноте, что невозможно сделать, не меняя себя и свои способы соединения с людьми. Этот этап принятия партнерами друг друга и новых обстоятельств своей совместности назван стадией принятия.
К концу стадии принятия индивид осваивает новые способы взаимодействия с партнером до такой степени, что обнаруживает способность самостоятельно, по собственной инициативе строить и налаживать данное взаимодействие, приглашая партнера вступить в этот тип общности.
В существующую общность взрослый "вбрасывает " ожидания и содержания более развитой ступени совместности. Доверчиво принимая эти ожидания и реализуя их в совместной деятельности со взрослым, ребенок во всей полноте открывает для себя принципиально новую предметность, которая пока еще и неподвластна его самостоятельной, отдельной деятельности. Кризис развития событийной общности, таким образом, обнаруживается как разрыв между индивидуальной и совместной формами деятельности и сознания ( "хочу быть, как ты, и не могу стать, как ты! "). Если на стадии принятия усилия ребенка и взрослого были согласованно направлены на общее дело на созидание новой общности, то в момент кризиса образуются зазор, разрыв и разнонаправленность инициатив партнеров.
Усилия взрослого направлены на смещение действенной основы общности на полюс ребенка, на выявление и фиксацию перед ним того "приращения " совместной жизни, которое может внести в нее только он сам, овладевающий собственной самостью. Иными словами, в кризисах развития взрослый ориентирует ребенка на поиск новых способов самоопределения; на освоение нового слоя своей самости (как новой для него предметности) и, соответственно, нового "оспособления ", приводящего в соответствие его "хотения и умение ".
Итак, процесс саморазвития как сущностная форма бытия человека начинается вместе с жизнью и разворачивается внутри нее; но человек долгие годы нередко всю жизнь может и не быть его субъектом, тем, кто инициирует и направляет этот процесс. Каждый из нас существенно влияет на ту человеческую общность, в которую включен, но подлинным субъектом саморазвития очень долго и слишком часто остается не индивид, а общность.
Д. Левинсон.
Возраст | Психологическое содержаниевозрастного периода |
16-22 года | Время взросления, стремление ксамостоятельности, неопределенность. Уход из родительского дома |
23-28 лет | Осознание себя как взрослогочеловека с его правами и обязанностями сформированность представлений своейбудущей жизни и работе. Встреча со спутником жизни заключение брака |
29-32 года | Переходный период: прежниепредставления о жизни оказываются не совсем верными. Иногда жизнь строитсязаново |
33-39 лет | «Буря и натиск», как бывозврат отрочества. Семейное счастье часто теряет свое очарование, все силывкладываются в работу, достигнутое кажется недостаточным |
40-42 года | Взрыв в середине жизни:впечатление, что жизнь проходит зря, молодость утрачена |
43-50 лет | Новое равновесие. Привязанность к семье |
После 50 лет | Семейная жизнь, успехи детей – источник постоянного удовлетворения. Вопросы о смысле жизни, ценностисделанного |
Джейн Ловингер.
В эклектической теории «эго-развития» Дж. Ловингер развитие личности понимается как единый многосторонний процесс, наиболее существенными сторонами которого выступают следующие: источник самоконтроля, стиль взаимоотношений, смысловое содержание сознания и стиль мышления. Центральным элементом ее теории является «эго», интерпретируемое в данном случае как понятие, близкое по смыслу к «Я-концепции».
Дж. Ловингер выделяет семь основных стадий развития личности.
1. На досоциальной стадии поведение младенцев регулируется исключительно собственными потребностями и стремлением к удовольствию,
2. на импульсивной — желанием получить поощрение и избежать наказания.
3. Самозащитная стадия характеризуется эгоцентричностью и склонностью к манипулированию, подчинение ребенка правилам обусловлено стремлением к получению выгоды.
4. Конформная стадия определяется принятием внешних правил и ценностей, и поведение регулируется стыдом при их нарушении.
5. На сознательной стадии на основе норм окружения уже формируются собственные принципы и идеалы, разграничиваются цели и средства, появляется способность к самокритике, ответственность за последствия.
6. Автономная стадия характеризуется осознанием конфликта между собственной системой ценностей и ценностями общества, формированием терпимости и уважения к иным взглядам на основе способности к их пониманию.
7. Интеграционная стадия, которой достигает менее 1% взрослых, состоит в способности к примирению конфликтующих ценностей как внутри себя, так и в отношениях с другими.
Наибольший интерес в концепции Дж. Ловингер представляет положение о том, что каждая стадия развития может оказаться для человека последней и достигнутый к этому моменту возрастной уровень становится его личностным типом.
М. Лисина.
Общение– взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Рассматривая общение как психологическую категорию, мы интерпретируем его как деятельность, и потому синонимом общения является для нас термин коммуникативная деятельность.
Предмет общения– это другой человек, партнер по общению как субъект.
Потребность в общениисостоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке.
Коммуникативные мотивы– это то, ради чего предпринимается общение.
Действие общения– это единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения – инициативные акты и ответные действия.
Задачи общения– это та цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Цели (мотивы) и задачи общения могут не совпадать между собой.
Средства общения– это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения.
Продукты общения– образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения. К ним относится прежде всего тот «общий результат», о котором мы упоминали в определении общения, но также и взаимоотношения , избирательные привязанности и образ самого себя и других людей – участников общения.
Функции общения:
1) организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для достижения общего результата);
2) формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие. с целью налаживания отношений).
3) познание людьми друг друга.
В первые 7 лет жизни следующих четырех видов содержания потребности в общении:
1) потребности в доброжелательном внимании (0,02–0,05, то есть от 2 до 5 мес.);
2) потребности в сотрудничестве (0,06–3, то есть от 6 мес. до 3 лет);
3) потребности в уважительном отношении взрослого (3–5);
4) потребности во взаимопонимании и сопереживании (5–7).
Ребенок не просто движется в потоке жизни, от одного ее момента к другому, – по мере накопления опыта у ребенка складывается знание о себе (о своих возможностях и об их границах) и отношение к себе. Этот продукт мы называем аффективно–когнитивным образом. Акцентируя внимание на аффективной части целостного образа, мы говорим об отношении детей к себе; имея в виду когнитивный – говорим о представлении детей о себе. Источником формирования образа служит опыт жизни и деятельности. В этом опыте мы предлагаем выделять две неодинаковые части:
1) индивидуальный опыт, приобретаемый детьми при столкновении с несоциальной средой, в системе «ребенок – физический мир»;
2) опыт общения, приобретаемый детьми при контактах с социальной средой, в системе «ребенок – социальный мир», или «ребенок – другие люди».
В свою очередь, опыт общения можно подразделить на две части:
а) опыт общения со взрослыми;
б) опыт общения со сверстниками.
1. Индивидуальный опыт начинает накапливаться с самого начала жизни ребенка. Он служит фундаментом формирующегося образа, но имеет и свои особенности; в частности, даже у старших детей он может оставаться невербализованным и недоступным для осознания и потому регулировать поведение на непроизвольном уровне – по–видимому, минуя построение отчетливого образа.
2а. Опыт общения со взрослыми начинает накапливаться очень рано – с первого месяца жизни.
2б. Опыт общения со сверстниками возникает гораздо позднее – по–видимому, со 2–3–го года жизни. Поэтому на каждом этапе онтогенеза опыт общения со взрослыми, очевидно, значительнее, объемнее опыта общения со сверстниками, причем эта разница должна быть особенно заметна в раннем и дошкольном детстве. Но главное заключается, конечно, в их качественном различии.
1. Возникновение деятельности общения со сверстниками.
В первое время после появления на свет ребенок не контактирует с окружающими людьми.
• ребенок разворачивает активность, направленную на ознакомление со своим партнером;
• он обнаруживает эмоциональное отношение к воздействиям, которые оказывает на него партнер;
• ребенок стремится проявить перед партнером свои способности и умения – «показать себя» и тем позволить партнеру ознакомиться с собой;
• он проявляет чувствительность к тому, как относится к нему партнер, аффективно реагируя на отношение последнего.
Выделенные критерии дают возможность констатировать наличие у ребенка стремления к оценке (первый и второй критерии) и самооценке (третий и четвертый критерии), то есть оформление у него потребности в общении. Те же критерии позволяют установить, конституировалось ли у ребенка отношение к другому человеку как к партнеру по общению: последнее обстоятельство особенно четко выступает в связи с двумя последними критериями, показывающими, рассчитывает ли ребенок на ответ другого человека, на его коммуникативную активность.
Мы провели ряд исследований в области генезиса общения детей со сверстниками. Они позволили выделить в этом процессе 4 этапа.
Первый этап– это период отсутствия у ребенка самостоятельной и специфической потребности в общении со сверстниками. Он охватывает первый год жизни. У младенцев выявляются только два критерия: внимание и аффективный отклик. Первый и второй критерии характеризуют отношение ребенка к сверстнику как к объекту – источнику богатых впечатлений. Младенцы с интересом следят за ровесниками, находящимися в отдалении. Соприкосновение обычно вызывает у них опасение или протест, и вполне обоснованно: активные дети чересчур смело исследуют товарищей – трогают их лицо, тело, тянут за волосы, теребят одежду. В конце года возникают эпизодические практические контакты, когда дети вместе рассматривают что–то, раскачивают ограждение манежа, тянут за шнурки ботинок: но они очень кратковременны и быстро прекращаются из–за неумения младенцев произвольно регулировать свое поведение.
Контакты детей со сверстниками побуждаются на первом этапе не специфической потребностью в общении с равными партнерами, а стремлением к активности и новым впечатлениям. Обыкновенные игрушки нередко привлекают младенцев сильнее ровесника, а желание присвоить понравившийся предмет вызывает у них отношение к другому ребенку лишь как к преграде, мешающей достичь цели.
Вмешательство взрослого производит благоприятное действие. Когда он брал одного ребенка на руки, показывал его другим, гладил ручкой этого младенца остальных детей, можно было заметить, как малыши начинали вглядываться в лицо, в глаза ровесника, улыбаться ему. Но эффект был кратковременным: стоило посадить ребенка рядом с другими, дать игрушки – и через минуту они уже забывали друг о друге.
Второй этапстановления общения со сверстниками охватывает второй год жизни. Это этап первичного оформления специфической потребности детей в общении со сверстниками. Помимо двух первых критериев в поведении ребенка проявляются также третий и четвертый: малыш старается обратить на себя внимание товарищей, перестраивая с этой целью свои действия. В начале второго года жизни два последних типа проявлений отмечаются редко, и лишь к трем годам они приобретают устойчивый и систематический характер. Таким образом, дети начинают относиться друг к другу как к субъекту потенциального общения; они учитывают способность ровесника воспринимать их действия, реагировать на них и ведут себя в расчете на нее.
На втором этапе контакты с ровесником начинают удовлетворять потребности детей не только во впечатлениях – они позволяют им развивать также бурную активность и строить совместную деятельность: малыши перебрасывают друг другу предметы, вместе занимаются крупными игрушками, переглядываются, пересмеиваются, легко заражаются общим весельем. Взаимодействие детей во многом напоминает их контакты со взрослым: слова, улыбки, ожидание ответа присутствуют в обоих случаях. Но возникает и специфическое содержание взаимодействия именно со сверстником. Его отличает особенно раскованный, свободный характер действий детей и яркая эмоциональная окраска: дети прыгают, принимают причудливые позы, громко визжат, поют и явно испытывают при этом повышенное удовольствие, не возникающее у них ни в одиночестве, ни при общении с заботливыми и вечно осторожными взрослыми. И все же место общения с ровесниками в общей иерархии потребностей ребенка на втором этапе очень скромное. Детей сильно привлекают игрушки, и они действуют с ними главным образом индивидуально. Игра интерферирует с общением. Значение взрослого также несравненно больше, чем привлекательность сверстника.
Третий этапразвития общения детей со сверстниками охватывает третий и четвертый годы жизни. Он характеризуется закреплением и стабилизацией успехов, достигнутых детьми к самому концу второго этапа. В поведении детей теперь постоянно проявляются все четыре критерия потребности в общении друг с другом. Присутствует отношение к товарищу как к субъекту общения. Контакты детей множатся и разнообразятся параллельно развитию их практических умений, речи, игровой фантазии. Но дети по–прежнему больше ориентированы на взрослого и без его помощи и участия не умеют наладить сотрудничество и достичь согласия между собой.
С 4 лет до 7 включительно длится четвертый этапразвития общения детей со сверстниками. Его начало знаменуется резким переломом в соотношении двух сфер социального поведения ребенка: взрослый сохраняет значение наиболее авторитетного, любимого и необходимого человека в его жизни, но сверстник, как партнер по общению, обгоняет взрослого по своей привлекательности и становится предпочитаемым. Если предложить дошкольникам старше четырех лет нескольких партнеров разного возраста для взаимодействия с ними в различных обстоятельствах, то они выбирают и для игры, и для рассматривания книг, и для беседы именно сверстников; дети постоянно относятся к сверстнику как к субъекту, и в их поведении выявляются все четыре критерия сформированности потребности в общении. Но третий и четвертый критерии резко преобладают над двумя первыми. Это означает, что дошкольник относительно слабо интересуется своим товарищем как таковым: он плохо отражает его портретные черты, редко обращает внимание на особенности его душевного состояния, не осведомляется о важных обстоятельствах его жизни (например, не знает, где тот живет, как, кто у него в семье). Зато он чутко воспринимает все тонкие нюансы отношения ровесников к самому себе – ребенок сразу усиливает воздействия, вызывающие одобрительный смех; прилагает разнообразные усилия, чтобы обратить на себя внимание отвлекающихся товарищей. Таким образом, дошкольники относятся к сверстнику как к «невидимому зеркалу» – они ищут в нем лишь свое собственное отражение.
Вместе с тем дошкольник очень внимательно слушает, что говорят старшие о других детях; характерно, что он немедленно примеривает к себе все, что узнал о других детях; он склонен ревниво оспаривать их успехи и преувеличивать их промахи. Такое непрестанное сопоставление себя с другими детьми служит важным средством формирования у дошкольника представления о себе. Общение со сверстниками порождает в дошкольном возрасте избирательные привязанности между детьми. По данным Р. А. Смирновой, в основе дружеских отношений детей лежит удовлетворение потребности в доброжелательном внимании сверстников; оно обеспечивает познание детьми себя в своих лучших качествах. На втором по значению месте для формирования дружеских связей стоит удовлетворение потребности детей в игровом сотрудничестве, а стремление к общности мнений и взглядов занимает лишь скромное третье место.
В пределах дошкольного детства сфера общения детей со сверстниками намного уступает сфере общения со взрослыми по содержательности контактов и глубине личностных связей партнера с ровесниками. Тем не менее она имеет большое значение в жизни ребенка благодаря своему непринужденному раскованному характеру, яркой эмоциональной окраске, щедрой насыщенности элементами воображения и фантазии.