Аннотация лекционного курса дисциплины

Раздел (тема) дисциплины Тема и краткое содержание лекционного занятия Трудо-емкостьчас./ЗЕ
Раздел 1. Психолого-педагогическая диагностика Лекция 1. Тема 1.1. Теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики Психодиагностика как область психологии и как сфера деятельности. Место психодиагностики в психолого-педагогическом сопровождении детей с нарушениями развития. Основные теоретико-методологические положения современной диагностики и изучения отклоняющегося развития.  
  Лекция 2. Тема 1.5. Педагогическое изучение детей с нарушениями развития Педагогическое исследование процесса чтения у детей с выраженной умственной отсталостью, с легкой умственной отсталостью, с задержкой психического развития, с недостатками слуха, с общим недоразвитием речи, с нарушением зрения, с церебральным параличом. Педагогическое исследование процесса письма у детей с выраженной умственной отсталостью, с легкой умственной отсталостью, с задержкой психического развития, с недостатками слуха, с общим недоразвитием речи, с нарушением зрения, с церебральным параличом. Педагогическое исследование элементарных математических представлений у детей с выраженной умственной отсталостью, с легкой умственной отсталостью, с задержкой психического развития, с недостатками слуха, с общим недоразвитием речи, с нарушением зрения, с церебральным параличом.  
  Лекция № 3 Тема 1.8. Методы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей Критерии классификации психодиагностических методов. Группа строгоформализованных методик.Определение тестовых методик. Основания для выделения подклассов тестов: по форме, по содержанию. Индивидуальные и групповые тесты. Устные и письменные тесты. Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты. Вербальные и невербальные тесты. Тесты интеллекта. Тест Амтхауэра. Тест «Прогрессивные матрицы Равена». Тесты способностей. Тест ловкости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда. Тест изучения технического понимания Беннета. Миннесотский конторский тест. Тесты личности. Тесты достижений. Определение опросников как группы психодиагностических методик. Виды личностных опросников по форме и по содержанию. Закрытые личностные опросники. Открытые личностные опросники. Типологические опросники. Опросник Г.Ю. Айзенка. Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI). Опросники черт личности. 16–факторный личностный опросник Р.Кеттелла. Патохарактерологический личностный опросник А.Е. Личко, Н.Я. Иванова. Опросники–анкеты. Биографические анкеты. Заочные и прямые биографические анкеты. Определение и характеристика методик проективной техники. Методика «Рисунок семьи». «Методика рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга. Тест руки Б. Бриклен, З. Пиотровски, Э.Вагнеру. Детский апперцептивный тест Э.Криса. Ограничения применения строгоформализованых психодиагностических средств в отношении лиц с проблемами развития. Группа малоформализованных методик. Анализ продуктов деятельности, контент-анализ. Ограничения применения малоформализованных психодиагностических средств в отношении лиц с проблемами развития.
  Лекция № 4 Тема 1.9. Психолого-педагогическая диагностика, общие требования к организации и проведению психолого-педагогического обследования ребенка Психологическое изучение как часть комплексного обследования ребенка. Правила проведения индивидуального психологического обследования ребенка. Условия проведения психологического обследования (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго). Структура психологического изучения. Этапы индивидуального психологического обследования ребенка. Этапы экспериментальной деятельности психолога. Способы сбора и анализа анамнестических данных (по О.Н. Усановой, М.М., Н.Я. Семаго, И.А. Шаповал). Направления анализа результатов наблюдения. Протоколы обследования С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, М.М. Н.Я. Семаго, А.В. Семенович.
  Лекция № 5 Тема 1.10. Подходы к психолого-педагогическому анализу и оценке данных психодиагностики Общие положения системного подхода и учета принципа качественного анализа психодиагностических данных. Параметры количественно-качественной оценки, предложенные С.Д. Забрамной, В.И. Лубовским, И.А. Коробейниковым, Н.Я., М.М. Семаго, О.Н. Усановой.
  Лекция № 6 Тема 1.11. Психолого-педагогическая характеристика, психолого-педагогическое заключение Первичное и итоговое психологическое заключение. Схема психологического заключения. Общая и специальная часть психологического заключения Особенности составления заключения по результатам повторных обследований (динамическое и итоговое заключение). Мультимодальный подход к постановке диагноза. Клинический (нозологический) диагноз. Функциональный диагноз. Понятие и уровни психологического диагноза: симптоматический, этиологический, типологический. Типология отклоняющегося развития как основа психологического диагноза.Психологический прогноз. Педагогический диагноз. Психолого-педагогическая характеристика.
  Итого:
Раздел 2. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушением интеллекта Лекция № 1 Тема 2.4. Отечественные методы диагностики развития детей младенческого и раннего возраста Рефлексологический подход в разработке первых методик в 20-30 гг. 20 века. Комплексы нормативных критериев для оценки нервно-психического развития детей раннего возраста, разработанные Н.М. Щеловановым, Н.С. Аксариной, К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной, Л.Г. Голубевой. Неврологические показатели оценки темпов психического развития детей раннего возраста, разработанные Л.Т. Журбой, Е.М. Мастюковой. «Ранняя диагностика умственного развития» Е.А. Стребелевой, основанная на положении культурно-исторической концепции о ведущей деятельности и зоне ближайшего развития. Целостный личностно-ориентированный подход к оценке психического развития ребенка раннего возраста методики Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю, Мещеряковой. Исследование нарушений психического развития младенцев с помощью методики О.В. Баженовой. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до трех лет Л.И. Аксеновой, А.А. Лисеева, Н.Ш. Тюриной, Е.В. Шкадаревич. Специфика психопатологического исследования ребенка раннего возраста (методика Г.В. Скобло).  
  Лекция № 2 Тема 2.5. Психолого-педагогическое обследование детей дошкольного возраста Материал для проведения психолого-педагогического обследования С.Д. Забрамной, О.В. Боровик. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста Е.А. Стребелевой. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста Л.И. Переслени.  
  Лекция № 3 Тема 2.6. Дифференциальная диагностика отдельных нарушений развития Задачи и проблемы дифференциальной диагностики. Механизмы формирования вторичных (системных) отклонений при различных нарушениях развития. Принцип комплексности обследования как базовый при дифференциальной диагностике отклонений в развитии. Возможные варианты сходных картин развития при нарушениях различного генеза и критерии их разграничения: отграничение олигофрении от задержки психического развития церебрально-органического генеза, олигофрении от гармонического инфантилизма, первичного интеллектуального отставания от нарушений речи, общего недоразвития речи от задержки психического развития, сенсорной алалии от тугоухости, олигофрении от повреждения анализаторных систем.
  Итого:

Содержание семинарских и практических занятий

Наши рекомендации