Психика и особенности строения мозга

Целостность души (психики) и тела (сомы) — главная сущ­ностная черта человека. Функционирование тела, мозга явля­ется основой для функционирования психики, с другой сторо­ны, от деятельности и состояния психики зависит телесное здо­ровье и самочувствие человека. (В здоровом теле — здоровый дух, и наоборот, здоровый дух — основа здорового тела.) Но в то же время тело и душа — качественно различные субстан­ции, и их отождествлять нельзя.

Дихотомия (бипеляризация), тело-психика дополняется третьей диалектической составляющей: социальный фактор общения и взаимодействия людей друг с другом в обществе. Существование и развитие тела и духа человека невозможно без общения и взаимодействия людей, обмена мыслями и чув­ствами. Существование человека и формирование человечес­кой психики невозможно без социального фактора. Помимо индивидуального существования духа в каждом конкретном человеке он воплощен в человеческой культуре: религии, ис­кусстве, науке, философии.

Организм (и его метаболическая система) плюс нервная система (вегетативная и центральная) участвуют в регуляции энергетических возможностей человека н его темперамента (темперамент связан с энергетическими характеристиками индивида, способами накопления и расходования энергии).

Как известно, нервная система — центр деятельности всего организма, она выполняет две главные функции: функцию передачи информации, за которую ответственны периферичес­кая нервная система и связанные с нею рецепторы (чувстви­тельные элементы, находящиеся в коже, глазах, ушах, во рту и пр.) и эффекторы (железы и мышцы). Второй важной функ­цией нервной системы (без которой теряет смысл и ее первая функция) является интеграция и переработка получаемой ин­формации и программирование наиболее адекватной реакции. Эта функция принадлежит центральной нервной системе и включает широкий диапазон процессов — от простейших реф­лексов на уровне спинного мозга до самых сложных мысли­тельных операций на уровне высших отделов мозга. Централь­ная нервная система состоит из спинного мозга и различных структур головного мозга. Повреждение или неадекватное функ­ционирование любого участка нервной системы вызывает спе­цифические нарушения в функционировании организма и психики. Наиболее сильно на психику влияет характер полноцен­ности и адекватности функционирования головного мозга, осо­бенно коры головного мозга. В коре головного мозга выделя­ются сенсорные зоны, куда поступает и обрабатывается инфор­мация от органов чувств и рецепторов, моторные зоны, которые управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека, и ассоциативные зоны, которые служат для переработки информации. Например, примыкающие к сен­сорным областям гностические зоны ответственны за процесс восприятия, а соседние с моторно-двигательной областью практические зоны обеспечивают тонкую моторику и автоматичес­кие движения. Ассоциативные зоны, расположенные в лобной части мозга, особенно тесно связаны с мыслительной деятель­ностью, речью, памятью и осознанием положения тела в про­странстве.

Нервная система человека включает ЦНС и вегетативную нервную систему (симпатическую и парасимпатическую, кото­рые могут иметь разную степень активации у человека, обус­лавливая различие в физиологических и поведенческих процес­сах). Некоторые люди в напряженных ситуациях невольно крас­неют, у них на лице написаны их переживания, они потеют, могут растеряться (у них преобладает активность парасимпа­тической нервной системы, которая в нервных окончаниях вы­деляет ацетилхолин, в результате расширяются сосуды кожи, но уменьшается частота сердечных сокращений, глубина ды­хания, т. е. организм мобилизуется не столько для активных физических действий, сколько «расслабляется», охраняет, пы­тается «восстановить» ресурсы). Другие люди в напряженных ситуациях бледнеют, они внешне более выдержанны, но более активно действуют, у них преобладает активность симпатичес­кой нервной системы, выделяется адреналин при стрессах, про­исходит усиление сердечных сокращений, учащение дыхания, повышение энергетической и кислородной обеспеченности орга­низма, что мобилизует организм для активной физической де­ятельности (но интеллектуальная деятельность может быть несколько сумбурной, могут приниматься поспешные решения). Специализация мозговых полушарий достигает наивысшего развития у человека. Известно, что примерно у 90% людей до­минирует левое полушарие мозга, в котором расположены цен­тры речи. В зависимости от того, какое полушарие у человека лучше развито, более активно функционирует, появляются свои отличительные особенности психики человека, его способнос­тей.

Асимметрия распределения энергетических и информационных функций, закрепленных за правым и левым полушари­ем головного мозга, носит не жестко врожденный структур­ный характер, а является приобретенным, функциональным. У большинства людей наблюдается частичное преобладание ак­тивности левого полушария, которое берет на себя основные информационные и логические функции по обработке инфор­мации, и активно управляет прежде всего правой рукой челове­ка, делая ее ведущей («правосторонняя цивилизация»). «Прав­ши» составляют 80—90% современных людей.

«Правши» характеризуются ведущей правой рукой (правая рука осуществляет тонкие манипуляции с мелкими предмета­ми), ведущим правым глазом, повышенной активностью лево­го полушария, которое осуществляет аналитическую логичес­кую, символическую обработку информации внешнего мира, поэтому «правши» склонны решать проблемы логическим пу­тем, предпочитают точные факты, любят конструктивные и ясные предписания-задания, им легче сделать логический вы­вод, чем создать новую идею, достаточно адекватны и разго­ворчивы, скорее конформисты, учитывают чужое мнение, адек­ватно оптимистичны, предпочитают организации, имеющие ясную и четкую структуру.

«Левши» характеризуются ведущей левой рукой (ею легче писать, делать тонкие движения), ведущим левым глазом, по­вышенной активностью правого полушария, которое берет на себя информационные и эмоционально-образные функции, ре­шают проблемы скорее интуитивным путем, чем логическим способом, создают новые идеи, проявляются творчески в раз­ных сферах деятельности; эмоции, образы и предчувствия по­могают им решать как жизненные, так и профессиональные проблемы; имеют более оригинальный и независимый стиль мышления и суждений, предпочитают работать в таких орга­низациях, где поощряется инициатива, гибкость; задачи и про­фессии типа «человек — человек» им даются достаточно легко и приятно.

Люди со смешанным типом регуляции чаще всего явля­ются бывшими левшами (врожденный генотип у них с правополушарной обработкой информации, а фенотип, приобретен­ный в процессе воспитания в «правосторонней цивилизации» делает их симметричными. Скрытая правополушарность (леворукость) может проявляться в экстремальных условиях, может давать им преимущество в спорте, боксе и т. п.

Индивидуальность личности во многом определяется спе­цификой взаимодействия полушарий мозга. Впервые эти от­ношения были экспериментально изучены в 60-е гг, нашего века профессором психологии Калифорнийского технологиче­ского института Роджером Сперри (в 1981 г. за исследования в этой области ему была присуждена Нобелевская премия).

Функции левого полушария Функции правого полушария
хронологический порядок Текущее время
чтение карт, схем Конкретное пространство
запоминание имен, слов, символов запоминание образов, конкретных
речевая активность, чувствитель­ность к смыслу восприятие эмоционального со­стояния
видение мира веселым, легким видение мира мрачным
детальное восприятие целостное, образное восприятие

Оказалось, что у «правшей» левое полушарие ведает не толь­ко речью, но и письмом, счетом, вербальной памятью, логи­ческими рассуждениями. Правое же полушарие обладает му­зыкальным слухом, легко воспринимает пространственные отношения, разбираясь в формах и структурах неизмеримо луч­ше левого, умеет опознать целое по части. Значит, одну и ту же задачу оба полушария решают с разных точек зрения, а при выходе из строя одного из них нарушается и функция, за кото­рую оно отвечает.

Человек не рождается с функциональной асимметрией по­лушарий. Роджер Сперри обнаружил, что у больных с «рас­щепленным мозгом», особенно у молодых, речевые функции в зачаточной форме со временем совершенствуются. «Неграмот­ное» правое полушарие может научиться читать и писать за несколько месяцев так, словно оно уже умело все это, но забы­ло.

Центры речи в левом полушарии развиваются главным об­разом не .от говорения, а от писания: упражнение в письме ак­тивизирует, тренирует левое полушарие.

Не случайно физиологи, установившие прямую связь меж­ду степенью асимметрии и умственными способностями, нео­добрительно относятся теперь к существовавшей издавна прак- тике переучивания «левшей»: стопроцентных «правшей» из них все равно не выходит, а специализация полушарий может ос­лабнуть. А ведь она — столбовая дорога эволюции мозга, и, в первую очередь, человеческого мозга: недаром у человека она выражена наиболее сильно. Трудовые навыки, речь, мышле­ние, память, внимание, воображение — все это стало разви­ваться так бурно и так продуктивно у человека благодаря плас­тичности его мозга и врожденной предрасположенности полу­шарий к разделению обязанностей.

Именно специализация полушарий и позволяет человеку рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным под­ходом к явлениям и моментальным охватом целого. Специа­лизация полушарий как бы порождает в мозге двух собеседни­ков и создает физиологическую основу для творчества.

Если на интеллектуальном уровне выключение правого полушария особенно не отражается, то эмоциональное состоя­ние резко меняется и творятся чудеса. Человека охватывает эйфория: он возбужден и словоохотлив, его реакции маниа­кальны. Но главное — словоохотливость. Весь пассивный сло­варь человека становится активным, на каждый вопрос дается подробнейший ответ, изложенный в высшей степени литера­турно, сложными грамматическими конструкциями.

Вместе с ним лишается он и творческой жилки. Худож­ник, скульптор, композитор, ученый — все они перестают тво­рить.

Полная противоположность — отключение левого полуша­рия, Творческие способности, не связанные с вербализацией (словесным описанием) форм, остаются. Композитор продол­жает сочинять музыку, скульптор лепит, физик размышляет о своей физике. Но от хорошего настроения не остается и следа. Во взоре тоска и печаль, в немногословных репликах — отчая­ние и мрачный скепсис, мир представляется только в черном цвете.

Итак, подавление правого полушария сопровождается эй­форией, а подавление левого — глубокой депрессией. Сущность левого, таким образом, безоглядный оптимизм, сущность пра­вого — «дух отрицания, дух сомнения».

Левое полушарие обладает огромным запасом энергии и жизнелюбия. Это счастливый дар, но сам по себе он непродук­тивен. Тревожные опасения правого, очевидно, действуют от­резвляюще, возвращая мозгу не только творческие способнос­ти, но и саму возможность нормально работать.

Каждое полушарие вносит свой вклад: правое лепит образ, а левое подыскивает для него словесное выражение, что теря­ется при этом (вспомним тютчевское: «мысль изреченная есть ложь») и что приобретается, как происходит взаимодействие полушарий при обработке «правды природы» в «правду искус­ства» (Бальзак).

ВОПРОС 9

Наши рекомендации