Окружающих об ущемлении ваших интересов

Человек даже себя часто знает далеко не полностью. Иметь верное представление о ценно­стях, мотивах, слабостях других людей вообще весьма затрудни­тельно. Поэтому если кто-либо из окружающих наступает вам на «любимую мозоль», то не ис­ключено, что он делает это не специально. Ведь это не его «мозоль» и он может просто не догадываться о ее существовании

32. Технология предупреждения конфликтов 415

у вас. При этом первоначально не нужно требовать от того, кто наносит вам ущерб, каких-то действий. Нужно просто проин­формировать его о том, в чем затронуты ваши интересы. Если человек нанес вам ущерб, не подозревая об этом, если он доста­точно воспитан, то он извинится и прекратит блокирование ва­ших интересов без дополнительных просьб.

Типичная ошибка во взаимодей­ствии оппонентов — их одинако­вая жесткость по отношению к проблеме и противнику. Пози­ция должна быть гибкой. Необ­ходимо показать, что вы пони­маете слабости оппонента и не лишаете его права на них. Нахо­дясь на его месте, вы, возможно, занимали бы аналогичную пози­цию. Однако справедливым будет решение, учитывающее не только его, но и ваши интересы. Мягкая позиция по отношению к оппоненту компенсирует жесткость защиты ваших интересов. Это уменьшит вероятность конфликта, увеличив ваши шансы на отстаивание своих прав [90].

Такая стратегия общения с оп­понентом позволяет минимизи­ровать его негативные эмоции. Это очень ва'жно для конструк­тивного выхода из предкон-

По отношению к защите своих интересов можно за­нимать достаточно твердую позицию и отстаивать их упорно. По отношению к самому оппоненту, его лич­ности целесообразно зани­мать по возможности мягкую позицию.

В процессе обсуждения

Проблемы важно не

Перебивать оппонента, дать

Ему выговориться.

фликтной ситуации.

Желательно как можно более заблаговременно инфор­мировать людей о ваших

Решениях, затрагивающих их интересы.

Человек, как правило, отрица­тельно реагирует на неожидан­ные изменения ситуации, затра­гивающие его интересы. Такая реакция естественна. Человек v ' оказывается не готов к внезап-

ным изменениям обстановки, вынужден принимать решения экс­промтом. Это почти всегда вызывает у него негативные эмоции и отрицательное отношение к виновнику усложнения и без того сложной жизни. Принимая решения, необходимо всегда оцени­вать^ чьи интересы оно может затронуть. Еще лучше согласовы­вать эти решения с людьми до того, как они будут приняты.

416 VII. Основы предупреждения конфликтов

Для предупреждения конфликтов важно не расши­рять сферу противодействия с оппонентом, не увеличи­вать число обсуждаемых проблем, не критиковать личностные качества партнера по общению.

Эскалации предконфликтной си­туации способствует естествен­ное расширение сферы противо­действия в ходе обсуждения про­блемы. Для предупреждения конфликтов важно обсуждать с оппонентом только тот вопрос, который необходимо решить. Не стоит пытаться одновременно

«Не загоняйте оппонента в угол».

обсуждать способы решения нескольких проблем, если все они вызывают трудности в согласовании интересов. Если необходи­мо решить ряд проблем, то обсуждение лучше начинать с самой простой из них, постепенно переходя к более сложным. Опас­ность конфликта возрастает, если критика распространяется не только на позицию оппонента, но и на его личность.

Если ваш оппонент принял не­грамотное решение, то желатель­но отказать себе в удовольствии публично разоблачить его некомпетентность. Не стоит даже при наличии условий для этого. Человек, поставленный в безвыходную ситуацию, униженный и оскорбленный, легко идет на острые кон­фликты ради сохранения чести и достоинства. Поэтому в любой ситуации важно оставлять оппоненту возможность «сохранить свое лицо», он должен иметь право отступить, сохранив при этом чувство собственного достоинства.

Если общение носит официаль­ный, сугубо деловой характер, то возникновение конфликтов бо­лее вероятно, чем тогда, когда собеседники установили психо­логический контакт. Чем более расположен к вам собеседник, чем более вы воспринимаете его не как постороннего, а как личностно значимого человека, тем меньше вероятность кон­фликтов. Для установления неформального контакта желательно предварить обсуждение деловых проблем двумя-тремя вопроса­ми, имеющими личностный характер — справиться о здоровье, успехах, семье, других проблемах собеседника. Эти вопросы должны носить не формальный, а искренний характер. Жела­тельно, чтобы глаза партнеров по общению во время разговора

Установите неформальный, личностный контакт с

Партнером по взаимодействию.

32. Технология предупреждения конфликтов 417

были примерно на одном уровне. Оба должны либо стоять, либо сидеть.

Категоричная

В процессе общения

Желательно избегать крайних,

Жестких, категоричных по

Форме оценок любых

Аспектов обсуждаемых

Проблем, тем более позиции

И личности партнера.

форма высказы­ваемых суждений способствует обострению ситуации общения. Во-первых, категоричность суж­дений — признак незрелости ума. Во-вторых, крайние оценки часто ошибочны и несправедли­вы. В-третьих, безапелляцион­ное мнение вызывает у собеседника желание оспорить его, даже если оно по существу правильное.

^^ 32.3. Психология конструктивной критики

Часто поводом к конфликту служат критика руководителем работы и поступков подчиненного, критические высказывания по отношению к коллеге по работе, члену семьи и т.д. Поэтому важно, чтобы критика носила позитивный, конструктивный ха­рактер. Критикуя другого, необходимо соблюдать ряд правил.

А. Что нужно сделать, прежде чем критиковать?

^' ' ._-..'. .._—....... II I. • -II 11. и ._ in i^

Наши рекомендации