Как и любой другой вид психологического консультирования
профориентация должна проводиться по специально разработаннаясхеме. Существует следующая схема профориентаиионнго консультирования для учащихся;
• выявление интересов, склонностей, профессиональных предпочтений;
• формирование образа "идеальной"профессии;
• анализ мира профессий и конкретизация "идеального" образа в виде возможных вариантов профессий;
• анализ психологических портретов реальных профессий;
• изучение индивидуально-психологических особенностей учащегося;
• сопоставление выявленных особенностей с требованиями профессий, которые были выбраны как возможные;
• уточнение профессии, разработка программы и способов овладения профессией.
Все этапы профконсультации служат одной цели — активизировать учащегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью профконсультанта знаний о своих способностях и перспективах их развития.
Вопрос 51.Организационное психологическое консультирование
1.Понятия
2.Функции и задачи
3.Формирование персонала организации
4. Профессиональное развитие персонала
5. Мотивация и оценка труда
1. Под организационным психологическим консультированием понимаетсяпроцесс решения всего комплекса задач в области управления человеческими ресурсами организации.
"Человеческие ресурсы" понимаются как потенциал, заключенный в работниках какой-либо организации.На современном этапе экономического развития данный вид консультирования приобретает все большую популярность и востребованность. Во многих организациях разрабатывается современные концепции управления человеческими ресурсами, включающие в себя следующие особенности;
• ориентация на использование более полного потенциала своих сотрудников;
• ориентация на формирование у сотрудников внутренней формы контроляза своей деятельностью;
• развитие гибкой формы управления внутри самой организации;
• ориентация на выполнение аналитических, интегрирующих и организационных функций;
• разностороннее развитие организации врамках работы с персоналом.
Психологическое консультирование в организации может осуществляться:
• с помощью специально созданной службы персонала внутри самой организации, включающей в себя соответствующие отделы;
• через привлечение специальных внешних организаций, занимающихся данным видом консультирования;
• через взаимодействие внутренней службы персонала и внешних организаций, предоставляющих консалтинговые услуги. Внешние организаиии. предоставляющие услуги организаиионного психологического консультирования, могут делиться:
• на фирмы, предоставляющие услуги комплексного характера, то есть способствующие выполнению всех функций организационного психологического консультирования;
• фирмы, осуществляющие определенные виды организационного консультирования, например услуги по оценке персонала;
• фирмы, проводящие различные исследования кадровой системы организации (например, исследование психологического климата в коллективе и в организации в целом);
• информационные центры, оказывающие услуги информационного характера, например информирование организаций о различных законодательных нововведениях;
• фирмы, предоставляющие услуги по набору персонала, в данной области также существует деление на подбор различных уровней персонала от ключевых позиций до рабочих специальностей;
• фирмы-наниматели, предоставляющие временный персонал для организаций;
• фирмы, предоставляющие услуги по обучению, профессиональной подготовке и повышению квалификации.
2. Психологическое консультирование в организаиии выполняет следующие функиии:
• формирование персонала организации;
• профессиональное развитие персонала;
• мотивация и оценка труда.
3. Формирование персонала организации ставит перед консультантом службы персонала множество важнейших задач. От того, насколько грамотно ориентируется консультант в решении этих задач, насколько четко он их понимает, зависит успешность работы с персоналом в данной организации. Формирование персонала компании включает в себя решение следующих задач:
• подбора кадров и найма на работу в организацию новых сотрудников. Успешность решения данной задачи зависит от того, насколько точно подобранный персонал будет соответствовать запросам организации. Для этого консультанту следует:
• выявить потребность в персонале, то есть определить, какой именно персонал, в каких количествах, как срочно и на какое время необходим организации;
. создать потрет идеального сотрудника, где будут описаны все квалификационные, личностные и профессиональные требования к кандидату;
. выявить экономические ресурсы на поиск и оплату работы данного сотрудника;
. осуществить поиск кандидатов и проведение собеседования с кандидатом по спеииально разработанной схеме, включающей:
- выяснение профессиональных и личностных характеристик кандидата, опыта работы, мотивации, карьерных целей, общего уровня развития;
- определение уровня соответствия кандидата предполагаемой должности;
- принятие решения о найме или отказе кандидату;
- информирование кандидата о решении;
• профессиональной адаптации новых сотрудников, под которой понимается взаимное приспособление нового сотрудника и организации, в результате которого сотрудник осваивается в данной организации. Задачей консультанта здесь является помощь новому сотруднику в адаптации. Различают следующие виды адаптаиии:
• психофизиологическую, то есть процесс привыкания сотрудника к новым для него психическим и физическим аспектам работы, к которым относятся.
- режим труда и отдыха;
- темп и ритм работы;
- санитарно-гигиенические нормы рабочего места;
- особенности организации питания;
. социально-психологическую, понимаемую как приспособление работника к новой для него социальной среде, включение в систему межличностных связей и отношений, освоение новых социальных ролей, групповых ценностей и норм поведения, принятых в данном коллективе и организации в целом;
• профессиональную, определяемую как приспособление уже имеющегося профессионального опыта и стиля профессиональной деятельности нового сотрудника к требованиям нового рабочего места и должности. Профессиональная адаптаиия включает в себя:
- освоение сотрудником новых для него профессиональных функций и обязанностей;
- доработку или коррекцию существующих навыков;
- включение в профессиональное сотрудничество с другими членами коллектива и работниками организации;
- постепенное развитие личной профессиональной конкурентоспособности;
• организационную, предполагающую осознавание себя как части организации адаптация к этой организации. Организаиионная адаптаиия предполагает принятие и осознавание следующих параметров:
- своего организационного статуса;
- своего места и роли в общей структуре организации;
- усвоение норм и ценностей организации,
- понимания корпоративной культуры организации;
- знания экономических и иных механизмов работы организации, факторов конкурентоспособности на рынке и т. п.;
• развития и поддержания корпоративной культуры. Под корпоративной, или организационной, культурой понимается определенный образ жизни, мышления, поведения людей в данной организации, общие социальные и профессиональные ценности и цели организации, то есть свод норм и правил данной организации. Понятие корпоративной культуры имеет следующие составляющие:
• ценностно-нормативную;
• организационную;
• коммуникативную;
• социальные отношения в коллективе;
• игровую, то есть мифы, легенды, обычаи, традиции компании;
• фирменный стиль (герб, цвета, логотип, символика).
Специалисты, занимающиеся консультированием в данной организации, могут использовать следующие средства развития и поддержания корпоративной культуры:
• создание корпоративной газеты, организацию корпоративных праздников и мероприятий;
• проведение корпоративных собраний, рассказывающих о достижениях компании, происходящих в ней изменениях и т. п.);
• внедрение правил и положений корпоративной культуры среди сотрудников;
• информирование новых сотрудников:
. через проведение информационных собраний, семинаров, лекций;
• знакомство с внутренней жизнью компании;
• знакомство с сотрудниками, занимающими ключевые позиции, с работой отделов, подразделений и т. п.
Задача осуществления кадровых перемещений внутри организации предполагает работу консультанта по организации смены сотрудниками мест и должностей в рамках данной организации и основана на потребности в достижении максимального соответствия между изменяющимися требованиями рабочих мест, уровнем профессиональной компетентности и потребностями работников. Кадровые изменения в организации могут осуществляться через перемещение сотрудника с одной должности на другую и через увольнение сотрудника по собственной инициативе или инициативе организации. Для выполнения данной задачи консультанту необходимо знать:
• потребности организации в кадрах;
• требования, предъявляемые к конкретным должностям;
• уровень актуальной профессиональной компетенции сотрудников и потенциал их дальнейшего развития.
Решение о кадровых перемещениях может приниматься в следующих случаях.
• в интересах организации, когда есть потребность в перемещении того или иного сотрудника для достижения общих корпоративных и коммерческих целей;
• в интересах сотрудника, когда сам работник по разным причинам (желание профессионального, материального роста или, наоборот, желание понизить уровень ответственности) изъявляет желание об изменении должности или места работы;
• при взаимных интересах компании и сотрудника.
4. Профессиональное развитие персонала подразумевает под собой работу консультанта, обеспечивающую реализацию сотрудниками своего профессионального и личностного потенциала. В процессе осуществления данной функции консультант решает следующие задачи:
• развитие карьеры сотрудника в организации, предполагающее наличие карьерного плана развития на каждого работника компании, в котором определены и прописаны следующие моменты:
• ближайшие и долгосрочные карьерные цели;
• актуальные профессиональные возможности и способности;
• потенциал сотрудника;
. стратегия повышения профессионального уровня работника; . система оценки профессионального уровня работника;
• подготовка кадрового резерва, который представляет собой банк данных о сотрудниках компании, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям к должности того или иного ранга, прошедшим отбор и профессиональную переподготовку. Для успешного решения данной задачи консультанту необходимо:
• знать актуальные способности, профессиональные умения иличностные качества сотрудника;
• выявить потенциал и ресурсы для развития сотрудника, а также его сильные профессиональные и личностные стороны, позволяющие претендовать на ту или иную должность;
• определить зоны развития сотрудника, то есть те зоны, на которые будет ориентировано обучение и повышение квалификации. Это могут быть:
- различные профессиональные умения и навыки, которых не хватает сотруднику в данный момент;
- личностные качества, необходимые для той или иной должности и недостаточно развитые у сотрудника в данный момент;
• создать информационную базу данных сотрудников, вошедших вкадровый резерв, с подробным описанием их характеристик и особенностей;
• обучение и развитие персонала представляет собой деятельность консультанта, направленную на создание для сотрудников организации возможностей и условий профессионального и личностного роста и повышения квалификации. Обучением и развитием персонала в компании может заниматься:
• внешняя организация, предоставляющая подобного рода услуги;
• менеджер, консультант по персоналу, который выполняет весь комплекс задач по работе с персоналом и обучение является одной из его обязанностей;
• специально нанятый для этой цели сотрудник службы персонала, в обязанности которого входит весь комплекс задач, связанных с обучением и развитием персонала.
Для успешного выполнения поставленной задачи консультант может использовать следующие способы:
• диагностику, то есть изучение особенностей и профессиональных умений сотрудников и составление индивидуальных карт-характеристик, где указываются:
• выявление навыков и способностей, которые необходимо развивать сотруднику для достижения поставленных карьерных целей;
. определение зон ближайшего развития сотрудника;
• составление рекомендаций по необходимому обучению;
• составление индивидуального плана обучения сотрудника;
• осуществление политики обученияи развития персонала в компании;
• организацию, проведение необходимых обучающих мероприятий.
5. Мотивация и оценка труда предполагают осуществление консультантом деятельности, направленной на работу с мотивационными установками сотрудников компании, а также осуществление оценки их профессиональной компетентности и пригодности. Для успешного решения поставленной задачи консультант осуществляет работу в следующих областях.
• работа с мотивационной сферой сотрудников организации, предполагающая:
• изучение мотивационных и ценностных установок, а также ведущих потребностей и мотивов деятельности сотрудников;
• коррекцию и формирование позитивных мотивационных установок сотрудников;
• поддержание позитивной мотивации деятельности через использование специальных технологий мотивации персонала;
• консультирование руководства относительно создания в компании условий, способствующих осуществлению сотрудниками мотивов деятельности и удовлетворению своих ведущих потребностей в профессиональной сфере;
• аттестация персонала, понимаемая как специальным образом организованный процесс оценки эффективности выполнения сотрудниками своих должностных обязанностей. Проиедура аттестаиии включает в себя:
• юридическое обоснование необходимости проведения аттестации
данного сотрудника;
. разработку методических основ аттестации, то есть определение тех методов и способов, по которым будет осуществляться процедура, и среди них можно выделить следующие методы проведения аттестации:
- индивидуальная беседа с аттестуемым, его руководителем;
- тестирование;
- проблемные методы, то есть постановка проблемы или задачи, которую аттестуемый должен решить;
. - групповые методы: деловые игры, дискуссии; . создание специальной аттестационной комиссии;
• обработку и анализ результатов аттестации;
• разработку на основе полученных результатов рекомендаиий:
- для отдела по работе с персоналом;
- руководителя сотрудника, прошедшего аттестацию;
- аттестуемого.
Вопрос 52.Телефонное консультирование
1. Понятие и особенности
2.Преимущества и недостатки
3.Этапы
4.Психологический анализ деятельности консультанта
5.Линостные особенности психолога-консультанта на телефоне доверия
6.Проблема эффективности телефонного консультирования
1. Под телефонным консультированиемпонимается разновидность психологического консультирования, ориентированного на оказание психопрофилактической и социально-терапевтической помощи посредством использования телефона людям, находящимся всостоянии психологического кризиса. Телефонное консультирование — одна из нетрадиционных областей психологической помощи. Наиболее часто используемой формой телефонного психологического консультирования является телефон доверия. Выделяются следующие отличительные особенности телефонного консультирования:
• наличие жестких временных ограничений беседы;
• возможность резкого прерывания контакта, когда абонент может в одностороннем порядке прерывать беседу и у консультанта не будет возможности ее продолжить;
• постоянная направленность в беседе на одну проблему,
• активная позиция консультанта;
• обращение за помощью происходит непосредственно в кризисном состоянии;
• может пониматься как неотложная психопрофилактическая помощь в экстренных случаях, не терпящих отлагательства;
• особая специфичность проблематики, с которой обращается абонент, где наиболее часто встречающаяся проблема — суицидальные намерения абонента
2. Выделяются следующие преимущества телефонного консультирования:
• быстрая досягаемость в любое время суток, особенно в ночные часы, несмотря на географические положение абонента и консультанта;
• максимальная анонимность и конфиденциальность клиента;
• отсутствие явных признаков терапевтического воздействия, что имеет дополнительный эффект самораскрытия клиента;
• возможность для клиента прервать контакт в любой момент;
• усиление вербализации переживаемых проблем и кризисов, так как взаимодействие между клиентом и консультантом происходит только через аудиальный канал восприятия;
• вербализация своих проблем (ослабляет уровень тревоги, способствует аффективному отреагированию);
• эффект доверительности, формирование большего доверия со стороны клиента из-за звучащих в непосредственной близости голосов консультанта и клиента.
Выделяются следующие недостатки и ограничения телефонного психологического консультирования:
• помехи и шум, возникающие в результате плохого качества связи и мешающие продуктивной терапевтической беседе, отвлекающие от разговора;
• невозможность консультанта использовать невербальные каналы общения для восприятия и передачи информации, для создания раппорта;
• возможность прерывания абонентом разговора в любую минуту для консультанта является ограничением в работе;
• невозможность использования консультантом техники молчания, так как это может повысить у клиента уровень тревожности;
• молчание со стороны клиента также рассматривается как отрицательное явление, так как в этот момент консультант находится в неведении относительно состояния клиента из-за отсутствия невербального канала передачи информации.
3. Выделяются следующие этапы ведения терапевтической беседы по телефону.
• начальный этап, предполагающий установление контакта с клиентом через демонстрацию эмоционального принятия, предоставление возможности выговориться и быть выслушанным. Этот этап может занимать большую часть времени, так как многие клиенты телефона доверия хотят просто с кем-нибудь поделиться своим состоянием, проблемой, ситуацией;
• второй этап, предполагающий:
• интеллектуальное овладение ситуацией консультантом, то есть формирование у него понимания проблемы клиента, состоящее:
- из структурирования консультантом ситуации или проблемы клиента;
- раскрытия связи конкретной ситуации и проблемы клиента с его жизненным стилем, прошлым опытом;
- снятие остроты проблемной ситуации с помощью использования следующих терапевтических приемов и средств:
- терапия успехами и достижениями;
- поиск ресурсов внутри личности;
- переформулировка проблемы;
- методы рационально-эмотивной терапии;
• третий этап, предполагающий совместное с клиентом планирование действий, необходимых для преодоления возникшей критической ситуации;
• четвертый этап, ориентированный на активную психологическую поддержку клиента и формирование у него уверенности в себе и в выполнении намеченных действий.
4. Выделяются следующие параметры психологического анализа деятельности консультанта телефона доверия:
• сенсорная деятельность консультанта телефона доверия состоит в том, что ведущим является слуховой анализатор, через который консультант может:
• слышать речь абонента, то есть обращать внимание на темп, громкость речи, тембр голоса, особенности лексики, характерные выражения и речевые обороты;
• "слушать" абонента, то есть отслеживать его невербальные сигналы: дыхание, паузы, дрожь в голосе, кашель, смех, плачь, смены интонации;
. улавливать фон, на котором звучит голос абонента: шум улицы, голоса других людей, бытовые звуки, эфирные помехи и пр.);
• ограниченность восприятия консультанта, так как в работе не участвуют никакие другие анализаторы;
• мышление телефонного консультанта имеет следующие профессиональные особенности:
• ориентировано на быстрое оценивание ситуации, принятие адекватного решения и реализацию этого решения в конкретных действиях, в данном случае в речи;
• имеет развитое творческое начало, так как консультант использует множество различных приемов, и результативность его работы может зависеть от того, насколько разнообразен его личный "репертуар действий" и насколько хорошо он им владеет;
• моторная деятельность имеет следующие профессиональные особенности:
• отсутствие двигательной активности, в связи с этим могут развиться различные профессиональные заболевания, такие, как гиподинамия и гипокинезия;
• сильная нагрузка на речевой аппарат, который в данном случае выступает единственным инструментом работы консультанта;
»/ внимание имеет следующие отличительные черты:
• быстрое распределение, переключение и высокая концентрация;
• объектами внимания являются состояния, мысли, чувства собеседника и свои собственные, разнообразные вербальные и невербальные сообщения обоих, сигналы обратной связи;
• память, для которой характерны:
. высокий уровень развития слуховой оперативной памяти, предполагающий наличие способности к запоминанию, сохранению и воспроизведению большого количества информации на время текущей консультации;
• хорошо развитая словесно-логическая память, то есть память на мысли, понятия, словесные формулировки; „
• хорошая эмоциональная память, то есть запоминание пережитых чувств и эмоций;
• эмоционально-волевая сфера имеет следующие профессиональные особенности.
• высокий уровень эмоционального самоконтроля, исключающий или сводящий до минимума влияние на работу "настроения сегодняшнего дня';
• необходимость овладения специальными техниками, позволяющими справляться со своим настроением и не переносить его на абонента;
• умение обеспечивать свое эмоциональное присутствие в ситуации консультирования без эмоциональной вовлеченности в ситуацию и эмоциональная устойчивость;
• профессиональная среда, в которой проходит телефонное консультирование, имеет следующие особенности:
• бытовой характер микроклиматических условий и расположения рабочего места, которое обычно расположено в небольшой комнате в какой-либо организации, например в психологическом центре;
• сменный режим работы, продолжительность смены зависит от режима работы конкретного телефона доверия и составляет обычно не менее 4—6 часов. Многие службы телефона доверия ориентированы на работу в ночную смену;
• неравномерность и непланируемость нагрузки в течение рабочего времени.
5. Требования, предъявляемые к профессиональным и личностным качествам консультанта телефона доверия, такие же, как и у психолога, так как оба они придерживаются одних и тех же принципов консультативной работы. Выделяются следующие необходимые для успешной работы качества личности консультанта телефона доверия:
• познавательная сфера должна включать в себя следующие способности и качества мышления, восприятия, внимания, речи:
• четкую грамотную речь, хорошо поставленный голос, знание точного выражения словесныхзначений;
• высокий уровень интеллектуальных способностей, способность комбинировать подвижность и непостоянство мышления, понимания отношений, обстоятельность мышления;
• высокую способность к запоминанию, сохранению в условиях помех и логическому, осмысленному воспроизведению;
. хорошую сосредоточенность внимания;
• хорошо развитый слух, воспринимающий звуковые колебания;
• преобладающий аудиалъный тип репрезентативной системы;
• психофизиологические качества личности должны быть хорошо развиты, и важнейшими из них являются:
• высокая способность к адаптации, приспособлению к окружающим условиям: замкнутому пространству, одиночеству, различным психическим и физическим реакциям на стрессовые ситуации;
• высокая толерантность (терпение), то есть отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию;
• эмоциональная устойчивость, то есть минимальное эмоциональное реагирование на различные стимулы;
• социальные личностные качества консультанта включают в себя:
• ярко выраженный интерес к людям, доброжелательность, альтруизм;
• доступность, открытость (общительность), дипломатичность, гибкость;
• умение оказывать психологическое воздействие на окружающих;
• конгруэнтность, самоконтроль.
6. Проблема эффективности телефонного консультирования представляет собой спектр задач, направленных на выяснение причин и условий, а также оценку эффективности работы телефонного консультанта. Выделяются следующие условия успешности протеса телефонного консультирования:
• консультант должен испытывать внутреннюю заинтересованность, теплоту ипринятие абонента;
• консультант должен сделать так, чтобы абонент почувствовал его заинтересованное и принимающее отношение, вследствие чего он сам начинает принимать себя, переживает чувствособственной ценности;
• консультант должен иметь высокий уровень профессионализма телефонного консультанта, предполагающий наличие у него требуемых для данного вида консультирования знаний, способностей и качеств личности;
• должны быть обеспечены приемлемые внешние условия консультирования, предполагающие:
• хорошее качество связи;