Курс индивидуальных занятий
С детьми 5—6 лет
Эта программа может использоваться:
1) для индивидуальных занятий ребенка с психологом,
2) для индивидуальных занятий ребенка с родителями или заме
няющими их людьми.
Психолог проводит занятия два раза в неделю; при этом обязательнымусловием является отработка дома с родителями упражнений, выполняемых на занятии. Только в этом случае работа будет эффективной. Родители проводят дома упражнения, усвоенные на занятии, в течение 3—5 дней. Дыхательные упражнения выполняются лишь при наличии достаточной подготовки у взрослого, занимающегося с ребенком.
Все двигательные упражнения (дыхательные, глазодвигательные, ползание на спине, животе, четвереньках, растяжки) выполняются по команде взрослого в медленномтемпе 6—8 раз в течение занятия.
В некоторых случаях родители после консультации со специалистом могут заниматься с ребенком дома самостоятельно, тогда каждое занятие также выполняется в течение 3—5 дней.
Программа для индивидуальных занятий ребенка с психологом (базовая) приведена полностью.
Программа для занятий ребенка с родителями представляет собой сокращенный вариант базовой, поэтому в конце каждого занятия указаны номера упражнений, которые исключаются при работе дома, и приводятся упражнения, отличающиеся от тех, что выполнялись ребенком на занятии со специалистом.
Занятие 1
1. Дыхательные упражнения. Ребенок лежит на спине, руки и
ноги лежат прямо, не скрещиваются. По команде взрослого ребенок
делает вдох через нос, выдох через широко открытый рот.
2.Глазодвигательные упражнения. Исходное положение (и.п.) —
лежа на спине, голова фиксирована (лежит неподвижно). Взрослый
берет небольшой предмет (ручку, яркую игрушку) и плавно водит
предметом слева — направо и в обратном направлении, вверх — вниз
Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет
и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глазами, не поворачивая голову, когда предмет оказывается у носа, глаза должны сходиться к переносице). Необходимо на 3—4 секунды задерживать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребенок должен удерживать взгляд в этих крайних точках.
Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.
3. «Качалочка». И.п. — ребенок сидит, обхватив согнутые ноги
руками, затем откатывается назад, ложась на спину, и возвращается
в И.п. Во время выполнения всего упражнения ноги у ребенка согну
ты, и он обхватывает их руками.
4. «Лодочка». Ребенок ложится на живот, руки вытягивает впе
ред, приподнимает прямые ноги. По команде взрослого он должен
прогнуться и покачаться в таком положении.
5. Ползание. Ребенок ползает на спине,на животе(как сможет).
6. Массаж ладоней и пальцев. Помассируйте ребенку пальцы на
руках, ладони, повращайте ребенку руки в кистевом суставе по часо
вой стрелке и против нее.
7. Рисование на спине и руках геометрических фигур и букв.
Вспомните с ребенком, какие геометрические фигуры он знает (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, ромб), и нарисуйте их на листе бумаги. Затем нарисуйте пальцем на спине ребенка одну из геометрических фигур и попросите его сказать, какая фигура нарисована. То же проделайте на руках ребенка, рисуя на обеих сторонах кисти (во время рисования на кистях рук глаза у ребенка должны быть закрыты).
8. «Животные-детеныши». Вспомните с ребенком, как называ
ются детеныши животных. Подберите соответствующие иллюстрации,
например, изображения собаки и щенка, коровы и теленка, курицы
и цыпленка и т.п.
0 Домашнее задание (занятие с родителями)
Проводятся все упражнения, кроме 7-го и 8-го.
Часть III. Дидактические материалы |
246 Часть III. Дидактические материалы
Занятие 2
1. Дыхательные упражнения. Исходное положение (И.п.) — лежа
на спине, руки и ноги лежат прямо, не скрещиваются. По команде
взрослого ребенок делает глубокий вдох через нос, втягивая при этом
живот, затем — выдох через широко открытый рот, надувая живот
как шарик.
2. Глазодвигательные упражнения. Упражнение выполняется так
же, как на занятии 1, только рот ребенка открыт, язык высунут и
спокойно лежит на нижней губе.
3. «Растяжки». Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях,
руки лежат вдоль тела. По команде взрослого ребенок на вдохе через
нос прогибает спину с опорой на плечи и копчик, на выдохе через
широко открытый рот возвращается в исходное положение.
4. «Бревнышко». Ребенок должен покататься по полу, как «брев
нышко»:
1) с прямыми руками и ногами, руки прижаты к бокам («по
стойке смирно»);
2) с вытянутыми прямыми ногами и руками, руки над головой,
ладони касаются друг друга.
Во время выполнения упражнения ноги следует держать вместе и не сгибать.
5. Ребенок лежит на полу, руки и ноги не скрещиваются. По
команде взрослого ребенок должен:
1) приподнять голову (взрослый следит, чтобы в это время ребе
нок не напрягал и не поднимал плечи) и опустить ее;
2) сесть из положения лежа без помощи рук.
6. Определение фактуры поверхности предметов. Покажите, на
зовите и дайте потрогать ребенку предметы с разной фактурой по
верхности (гладкие, шершавые, колючие, мягкие и т.д.). Затем пред
ложите ребенку ощупать материал двумя руками вслепую (с закры
тыми или завязанными глазами) и назвать ощупываемый предмет, то
же самое проделайте с каждой рукой по отдельности.
Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет 247
Если ребенок затрудняется назвать предмет, предложите ему ощупать материал одной рукой и найти этот же материал сначала этой же рукой, а затем другой.
7. Массаж ступней. Предложите ребенку походить босиком
по неровной поверхности — массажному коврику, фасоли, насыпанной
в таз.
8. «Игра в животных». Предложите ребенку показать вам какое-
либо животное (корову, собаку, кошку, лягушку и т.д.), подвигаться,
как это животное, воспроизвести звуки, которые издает это животное,
так, чтобы вы могли догадаться, что за животное изображает ребенок.