Тема. Становление конфликтологии как научно-прикладной отрасли знания; современные концепции конфликта

Содержание занятия:

1. Исторические аспекты становления конфликтологии

2. Концепция социального конфликта

3. Развитие концепции в рамках социологической, психологической науки

4. Конфликтология и правоведение

5. Развитие отечественной концепции

Цель занятия:познание теоретических основ в области становление конфликтологии

Практические навыки:приобретение базовых навыков в области конфликтологии

Продолжительность занятия:2 час.

Вопросы для обсуждения

1 .Как понимали роль конфликтов и гармонии мыслители Древнего мира (Лао-цзы, Гераклит и др.)? Как понимается проблема соотношения про­тиворечия, борьбы и конфликта в древней и современной философии?

2 . В чем особенности религиозного истолкования конфликта в средневе­ковой философии? В чем смысл проблемы теодицеи и как ее разрешает современная религиозная философия?

3 . Охарактеризуйте две основные концепции конфликта, предложенные мыслителями Нового времени: 1) пессимистическую (Т. Гоббс и др.) и 2) оптимистическую (Ж.-Ж. Руссо и др.)

4 . Как разрешалась проблема конфликта в марксистской философии? Как

обосновывалась идея о возможности преодоления острых конфликтов при социализме в советской философии?

5 . Покажите достоинства и недостатки исследования конфликта в класси­ческой философии.

6 . Какой вклад в развитие конфликтологических знаний (в составе социо­логии) внесли М. Вебер и Г. Зиммель?

7 . Раскройте основное содержание теории конфликта Р. Дарендорфа. Объяс­ните различия в понимании этой проблемы Дарендорфом и Марксом.

8 . Охарактеризуйте взгляды Л. Козера на природу и функции конфликта и их роль в демократическом и недемократическом обществе.

9 . Как объясняют роль конфликта теории социального согласия челове­ческих отношений разработанные Т. Парсонсом и Э. Мэйо?

10. Каковы основные идеи общей теории конфликта К. Боулдинга? Сравни­те статическую и динамическую модели конфликта по Боулдингу. В чем суть его принципа дефицита ресурсов?

11. Сравните социологический и психологический подходы к анализу кон­фликта.

12.. В чем заключается вклад 3. Фрейда и К. Юнга в исследование психологи­ческих аспектов конфликта?

13. Какие типологии конфликтного поведения людей предложены Э. Бер­ном и К. Томасом?

14. Какими науками, кроме конфликтологии, исследуется проблематика конфликта? В чем специфика исследования конфликта в правоведении?

Задание 1. Кому из мыслителей Нового времени принадлежат сле­дующих два противоположных по смыслу высказывания о природе со­циальных конфликтов:

А

• В природе человека три основные причины войны: соперни­чество, недоверие, жажда славы.

• В естественном состоянии каждый имеет право на все.

• Пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в таком состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех.

Б

• Назад к природе! Назад к первобытной идиллии!

• До тех пор пока люди довольствовались своими убогими хижина­ми, пока они ограничивались тем, что шили себе одежды из звери­ных шкур с помощью древесных шипов или рыбьих костей, укра­шали себя перьями и раковинами, расписывали свое тело в различные цвета, совершенствовали или украшали свои луки и стрелы, выдалбливали с помощью острых камней какие-нибудь рыбачьи лодки или грубые музыкальные инструменты, словом, пока они были заняты таким трудом, который под силу одному человеку, они жили свободные, здоровые, добрые и счастливые и продолжали в отношениях между собой наслаждаться всеми радостями общения, не нарушавшими их независимость.

• За уничтожением равенства последовали ужаснейшие смуты; так несправедливые захваты богатых, разбои бедных и разнузданные страсти тех и других, заглушая естественную сострадательность и еще слабый голос справедливости, сделали людей скупыми, честолюбивыми и злыми. Начались постоянные столкновения права сильного с правом того, кто пришел первым, которые могли заканчиваться только лишь сражениями и убийствами. Нарождающееся общество пришло в состояние самой страшной войны: человеческий род, погрязший в пороках и отчаявшийся, не мог уже ни вернуться назад, ни отказаться от злосчастных приобретений, им сделанных: он только опозорил себя, употребляя во зло способности, делающие ему честь, и сам привел себя на край гибели.

Какая из этих двух концепций представляется вам более убедительной? Ответ обоснуйте.

Задание 2Кому из современных психологов принадлежит следующая классификация типов человеческой психики:

Каждое человеческое существо располагает ограниченным репертуаром эго-состояний, подразделяющихся на три типа.

Родительские эго-состояния заимствованы у родительских фигур и воспроизводят чувства, установки, поведение и реакции этих людей.

Взрослые эго-состояния занимаются независимым сбором и обработкой информации и оценкой вероятностей, что является основой для действия.

Детские эго-состояния являются следами детства индивида и воспроизводят его поведение и психическое состояние в какой-то конкретный или переломный момент его развития, используя, однако возросшие возможности, имеющиеся в распоряжении взрослого человека.

Каким образом с точки зрения данной классификации объясняют­ся источники профессиональных и семейных конфликтов?

Наши рекомендации