Тема. Становление конфликтологии как научно-прикладной отрасли знания; современные концепции конфликта
Содержание занятия:
1. Исторические аспекты становления конфликтологии
2. Концепция социального конфликта
3. Развитие концепции в рамках социологической, психологической науки
4. Конфликтология и правоведение
5. Развитие отечественной концепции
Цель занятия:познание теоретических основ в области становление конфликтологии
Практические навыки:приобретение базовых навыков в области конфликтологии
Продолжительность занятия:2 час.
Вопросы для обсуждения
1 .Как понимали роль конфликтов и гармонии мыслители Древнего мира (Лао-цзы, Гераклит и др.)? Как понимается проблема соотношения противоречия, борьбы и конфликта в древней и современной философии?
2 . В чем особенности религиозного истолкования конфликта в средневековой философии? В чем смысл проблемы теодицеи и как ее разрешает современная религиозная философия?
3 . Охарактеризуйте две основные концепции конфликта, предложенные мыслителями Нового времени: 1) пессимистическую (Т. Гоббс и др.) и 2) оптимистическую (Ж.-Ж. Руссо и др.)
4 . Как разрешалась проблема конфликта в марксистской философии? Как
обосновывалась идея о возможности преодоления острых конфликтов при социализме в советской философии?
5 . Покажите достоинства и недостатки исследования конфликта в классической философии.
6 . Какой вклад в развитие конфликтологических знаний (в составе социологии) внесли М. Вебер и Г. Зиммель?
7 . Раскройте основное содержание теории конфликта Р. Дарендорфа. Объясните различия в понимании этой проблемы Дарендорфом и Марксом.
8 . Охарактеризуйте взгляды Л. Козера на природу и функции конфликта и их роль в демократическом и недемократическом обществе.
9 . Как объясняют роль конфликта теории социального согласия человеческих отношений разработанные Т. Парсонсом и Э. Мэйо?
10. Каковы основные идеи общей теории конфликта К. Боулдинга? Сравните статическую и динамическую модели конфликта по Боулдингу. В чем суть его принципа дефицита ресурсов?
11. Сравните социологический и психологический подходы к анализу конфликта.
12.. В чем заключается вклад 3. Фрейда и К. Юнга в исследование психологических аспектов конфликта?
13. Какие типологии конфликтного поведения людей предложены Э. Берном и К. Томасом?
14. Какими науками, кроме конфликтологии, исследуется проблематика конфликта? В чем специфика исследования конфликта в правоведении?
Задание 1. Кому из мыслителей Нового времени принадлежат следующих два противоположных по смыслу высказывания о природе социальных конфликтов:
А
• В природе человека три основные причины войны: соперничество, недоверие, жажда славы.
• В естественном состоянии каждый имеет право на все.
• Пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в таком состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех.
Б
• Назад к природе! Назад к первобытной идиллии!
• До тех пор пока люди довольствовались своими убогими хижинами, пока они ограничивались тем, что шили себе одежды из звериных шкур с помощью древесных шипов или рыбьих костей, украшали себя перьями и раковинами, расписывали свое тело в различные цвета, совершенствовали или украшали свои луки и стрелы, выдалбливали с помощью острых камней какие-нибудь рыбачьи лодки или грубые музыкальные инструменты, словом, пока они были заняты таким трудом, который под силу одному человеку, они жили свободные, здоровые, добрые и счастливые и продолжали в отношениях между собой наслаждаться всеми радостями общения, не нарушавшими их независимость.
• За уничтожением равенства последовали ужаснейшие смуты; так несправедливые захваты богатых, разбои бедных и разнузданные страсти тех и других, заглушая естественную сострадательность и еще слабый голос справедливости, сделали людей скупыми, честолюбивыми и злыми. Начались постоянные столкновения права сильного с правом того, кто пришел первым, которые могли заканчиваться только лишь сражениями и убийствами. Нарождающееся общество пришло в состояние самой страшной войны: человеческий род, погрязший в пороках и отчаявшийся, не мог уже ни вернуться назад, ни отказаться от злосчастных приобретений, им сделанных: он только опозорил себя, употребляя во зло способности, делающие ему честь, и сам привел себя на край гибели.
Какая из этих двух концепций представляется вам более убедительной? Ответ обоснуйте.
Задание 2Кому из современных психологов принадлежит следующая классификация типов человеческой психики:
Каждое человеческое существо располагает ограниченным репертуаром эго-состояний, подразделяющихся на три типа.
Родительские эго-состояния заимствованы у родительских фигур и воспроизводят чувства, установки, поведение и реакции этих людей.
Взрослые эго-состояния занимаются независимым сбором и обработкой информации и оценкой вероятностей, что является основой для действия.
Детские эго-состояния являются следами детства индивида и воспроизводят его поведение и психическое состояние в какой-то конкретный или переломный момент его развития, используя, однако возросшие возможности, имеющиеся в распоряжении взрослого человека.
Каким образом с точки зрения данной классификации объясняются источники профессиональных и семейных конфликтов?