Основные стили мышления, делового общения и поведения в профессиональной деятельности (диагностика и взаимодействие типов)

Делятся на 5 типов:

1.Аналитики- любят оперировать цифровыми данными и количественными характеристиками в своей работе, стремятся опираться на документы, инструкции, юридические нормы. Они логичны, методичны, последовательны. По своему характеру ориентированы на высокую успешность. Эти работники в положительном смысле консервативны, устойчивы, стабильны. Любят знания, уважают компетентность и профессионализм, проявляют усидчивость и серьезность в обучении. Аналитики не любят никакой спешки: они долго и тщательно планируют свои действия и поступки. С ними трудно говорить, поскольку нельзя точно определить, как они относятся к собеседнику. Предпочитают говорить спокойно, уверенно, логично. Выстраивают длинные и законченные фразы; их устная речь очень похожа на письменную, с правильными оборотами и четко расставленными знаками препинания. На своего подчиненного или делового партнера аналитики стараются влиять прежде всего своей логикой. Они способны долго и рассудительно убеждать в своей правоте, подробно объяснять, зачем, почему и с какой целью они приняли именно это решение, а не другое. В конфликтных ситуациях аналитики способны проявить упорство и до конца отстаивать свою позицию.

Правила делового взаимодействия с аналитиком:

· общайтесь сухо, формально и только по делу, не проявляйте эмоций;

· демонстрируйте профессионализм и компетентность, тщательно готовьте рабочий материал;

· будьте готовы к логическим возражениям и заранее приготовьте аргументы в пользу своей позиции;

· открыто не конфликтуйте;

2.Прагматики- Успешные политики: гибкие, изворотливые, использующие для достижения своей цели все доступные (и недоступные) средства. Не терпят высокопарных или слишком туманных разговоров, избегают длительных совещаний. Практически никогда заранее не планируют свою деятельность и не выстраивают перспективы: начинают работать сразу же после возникновения идеи. Очень живые, подвижные, даже скоростные. Быстро говорят, быстро двигаются, в течение одной минуты способны проговорить сотню новых мыслей, раздражаются, когда их не понимают «с лету», не любят объяснять и обосновывать свою позицию. Прагматичные работники — лучшие борцы в обстоятельствах кризиса и неудач. Они успешно борются со своими противниками и, как правило, выигрывают, потому что обладают огромной энергией, умеют рисковать и идут до конца, до победы. При этом прагматики очень обаятельны, и большая часть коллектива фирмы им искренне симпатизирует. Прагматики вообще яркие люди, любят нравиться и быть в центре внимания. Прагматики не любят подчиняться ни общим правилам или нормам, ни вообще какому-либо лидеру или начальнику. Они предельно самостоятельны. При высокоскоростном мышлении они быстрее других предвидят возможные результаты работы.

Правила взаимодействия с ним таковы:

· стройте свое общение по принципу справедливости — старайтесь столько же дать, сколько берете;

· всегда говорите прагматику, что он — умнее и обаятельнее всех (он очень любит нравиться и легче других поддается на лесть);

· не ссорьтесь с прагматиком и не вызывайте его на борьбу; противоборство его активизирует, он получает дополнительную энергию и может выиграть у вас;

· хвалите себя и свою работу, в этом случае прагматик обратит на вас внимание, поскольку сам он часто себя хвалит;

· не контролируйте излишне деятельность прагматика; и вообще—терпите его!

3.Реалист внешне похож на прагматика: живой, подвижный, активный и общительный, ведет себя открыто и напористо. Всегда имеет свое мнение, высказывает его прямо и независимо. В спорах и дискуссиях может быть резким и не терпит возражений. Они всегда опираются на практику, методичны и соблюдают дисциплину в работе. Реалисты имеют конкретное, практическое мышление и стремятся достигать определенных результатов в своей деятельности. Для реалистов главное — всегда и везде управлять людьми и контролировать ситуацию. Они стараются лидировать везде: и на работе, и в компании, и дома, в кругу семьи. Реалисты всегда испытывают потребность управлять, контролировать, оценивать. Реалисты — это деятели. Им жизненно важна активность, включенность в какое-то дело. Они умеют формулировать самые сложные мысли кратко, точно, в виде лозунгов или формул. Они уважают всех людей, хорошо их понимают и чувствуют, терпимы к их недостаткам. Они умеют найти компетентных исполнителей и наладить с ними хорошие отношения. Реалисты всегда интуитивно находят оптимальное решение: при подготовке того или иного вопроса сами не изучают материал, а организуют поиск экспертов.

Правила делового общения с реалистами:

· обычно реалист полностью поглощен своими делами, поэтому, чтобы полностью переключить его внимание на себя, необходимо повести себя нестандартно, ярко и энергично;

· важно сразу же начать говорить о делах четко и лаконично, по существу, не затрачивая много времени и не вдаваясь в мелкие детали;

· реалист уважает того, кто твердо знает, чего хочет, и открыто и настойчиво идет к цели.

· необходимо проявлять твердость и напористость;

4.Критики — часто инициаторы конфликтов в коллективах, могут «разогреть» спор и уйти в сторону, не любят спокойствия и стабильности, активно ищут новизны и перемен. Обычно протестуют против любой власти и организуют оппозицию любому руководителю. Критически мыслящие работники обычно имеют оригинальное, творческое мышление, позволяющее им видеть недостатки и фиксировать ошибки. Считают, что конфликты — это источник развития, движения вперед и их сразу надо обнаруживать. С сотрудниками обращаются тоже в своей парадоксальной манере: любят шутки, «подкалывания», неожиданные анекдоты и критические сравнения. Кажется, что они никого не признают, не уважают и никому не подчиняются.

Правила общения с критиком:

· на критика не следует обижаться, нужно принимать его стиль общения: шутить, подкалывать, фиксировать парадоксы и соревноваться в остроумии;

· необходимо быть внутренне свободным и не проявлять излишней зависимости от сильного лидера;

· не следует бросать вызов критику: в коллективе разгорится жесткий конфликт;

· для критика необходимо найти сотрудника, который был бы к нему терпелив и лоялен.

5.Идеалисты имеют открытое лицо и мягкий, внимательный взгляд. Больше всего они не любят конфликтов и противоречий. Обычно они стараются избежать напряжений в отношениях и склонны к уступкам, чтобы сохранить хорошие отношения с людьми. Идеалисты любят рассуждать о морально-этических ценностях, добре и зле, думают обо всем человечестве и в центр всего ставят понятие об общественной пользе. Они всегда направлены на помощь людям, поэтому именно к ним чаще всего обращаются за поддержкой. Идеалисты заботятся о социально-психологическом климате в коллективе, помнят о праздниках, днях рождений, устраивают коллективные выезды на природу, приглашают писателей, поэтов, артистов для выступлений в организации. При миролюбивом характере идеалистов они часто выбираются на роль неформальных лидеров в коллективах, их все любят и принимают. Но длительное время быть в центре коллективных отношений они не могут, со временем их вытесняет более волевой и решительный лидер. Однако идеалисты — совсем не мягкотелые люди. Если дело касается их принципов и идеалов, они становятся упрямыми и твердыми. Специфическое упрямство они показывают также, когда нужно сформулировать отказ. Идеалисты испытывают также сложности при необходимости быстрого принятия важного, ответственного решения. Они начинают колебаться то в одну, то в другую сторону, стараясь увязать интересы всех и реализовать высокие гуманные принципы. А решение может быть не принято.

Наши рекомендации