Первый период до 1924 г
Зарождение и развитие конфликтологических идей как практического знания людьми принципов, правил и приемов поведения в реальных конфликтах: проблема насилия и ненасилия в религиозных учениях, проблема конфликта в искусстве и культуре. Конфликт изучается в рамках философии, искусствоведения, филологии, права, военных наук, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление.
Второй период 1924 1992 гг.
Зарождение, становление и развитие частных конфликтологических наук. Конфликт начал изучаться как самостоятельное явление в правоведении и социологии. Интенсивно исследуется конфликт в других науках, однако междисциплинарных работ нет. Активность была вызвана:
□ степенью конфликтности жизнедеятельности нашего общества на всех уровнях;
□ степенью зависимости гуманитарных наук, заинтересованных в разработке проблемы конфликта, от политической обстановки в стране, идеологических установок, состояния демократизации общества;
□ уровнем развития, возможностями самих наук, объектом изучения которых может быть конфликт, разработанностью методологических, теоретических и методических предпосылок исследования этого сложного социального явления;
□ характером связи с мировой наукой, возможностью изучения и использования результатов исследования конфликта учеными других стран.
Второй период включает четыре этапа.
Первый этап — 1924-1935 гг. Охватывает первую волну публикаций. Появляются работы по проблеме конфликта в правоведении, социологии, психологии, математике, социобиологии.
Второй этап — 1935-1949 гг. Характеризуется практически полным отсутствием публикаций. Это связано с Великой Отечественной войной и обстановкой в стране в целом.
Третий этап — 1949-1972 гг. Ежегодно публикуются работы по проблеме конфликта, защищаются первые 25 кандидатских диссертаций, конфликт как самостоятельное явление начинает изучаться в философии, педагогике, исторических и политических науках.
Четвертый этап — 1972-1992 гг. Ежегодно публикуется не менее 35 работ по проблеме конфликта, защищаются первые докторские диссертации, из них три — по искусствоведению и по одной — в математике, педагогике, правоведении, психологии, политологии и философии. Разрабатывается системная концепция конфликтов.
Третий период с 1992 г. по настоящее время.
Появляются первые междисциплинарные исследования, конфликтология начинает выделяться в самостоятельную науку, создаются центры, группы по исследованию и регулированию конфликтов, наблюдается заметное увеличение ежегодного количества публикаций (60-350). Ежегодно защищается от 2 до 10 докторских диссертаций, общее количество защищаемых диссертаций колеблется от 19 до 98 в год.
Раздел 1. История конфликтологии
Годы опубликования первых работ по проблеме конфликта
Военные науки | |||
Политические науки | |||
Исторические науки | |||
Педагогика | |||
Философия | |||
Искусствоведение | |||
Социобиология | |||
Математика | |||
Психология |
Динамика публикаций и подготовки диссертаций по проблеме конфликта
Отрасли конфликтологии | 1949-2001 гг. | 1924-1994 гг. | ||||||
Диссертации | Книги, брошюры | Статьи, тезисы | ||||||
кандидатские | докторские | всего | % | кол-во | % | кол-во | % | |
Военные науки | 2,9 | |||||||
Искусствоведение и филология | 10,3 | 16,5 | 63,6 | |||||
Исторические науки | 9,6 | |||||||
Физико-математические и технические науки | 5,6 | |||||||
Педагогика | 9,5 | |||||||
Политические науки | 9,6 | |||||||
Правоведение | 7,1 | |||||||
География | 0,3 | |||||||
Психология | 14,3 | |||||||
Социобиология | 2,1 | |||||||
Медицинские науки | 4,6 | - | ||||||
Социология | 10,7 | |||||||
Философия | 11,8 | |||||||
Экономика | 1,6 | |||||||
Всего | 13,8 | 76,2 |
Относительное количество публикаций по проблеме конфликта
26,4
1,4
2,7
4,3
5,8
6,3
6,7
7,2
7,6
14,7
16,9
vVЧ, |
ЧА Ч, V % %
\N X |
х \ \W4\ х
Глава 2. История отечественной конфликтологии
Первые отечественные публикации, в которых главным объектом анализа стал конфликт, появились в начале 1920-х гг. В них впервые проблема конфликта выделяется как самостоятельная, а в названиях работ появляются само понятие конфликти его производные.
С этого момента можно проследить динамику изучения проблемы, ее важность для того или иного научного направления. Наиболее удобным источником для анализа являются представленные научной общественности данные исследований.
Библиографический поиск позволил выявить шестнадцать отечественных наук, занимающихся изучением конфликта. К ним относятся военные науки, география, искусствоведение и филология, исторические науки, медицинские науки, педагогика, политические науки, правоведение, психология, социобиология, социология, физико-математические и технические науки, философия, экономика. Длительность исследования наукой проблемы конфликта влияет на качество и количество полученных знаний. Начало изучения конфликта в рамках конкретной дисциплины лучше всего можно определить по времени опубликования первых работ, посвященных данной проблеме.
Количественный анализ публикаций за 70 лет с момента выхода первой работы отечественного автора по проблеме конфликта дал возможность сформировать общее представление о характере печатных работ.
Первая работа в данной области, обнаруженная авторами пособия, была опубликована в 1924 г. Ее авторы — П. О. Гриффин и М. И. Могилевский. Она носила в большей степени социологический характер и была посвящена трудовым конфликтам, а также порядку их разрешения.
Анализ данных динамики публикаций и подготовки диссертаций по проблеме конфликта показывает, что в разных отраслях конфликтологии сложились различные тенденции в способах отражения получаемых знаний в печати. Так, если в искусствоведении и философии диссертации составляют соответственно 20 и 19 % общего числа публикаций, то в социологии — лишь 5 %, а в психологии и политических науках — 8 %. Относительное количество публикаций в виде книг и брошюр наиболее велико в математике — 32 %, меньше в социобиологии — 7 %, а также в военных науках — 10 %.
Как видим, лидером среди наук, изучающих конфликт, является психология. Это связано с той определяющей ролью, которую всегда играет человек в возникновении, развитии и завершении любых социальных и внутриличностных конфликтов. На сегодняшний день результаты исследований психологии конфликта используются в самых разных областях нашей деятельности. В первую очередь, это психотерапевтическая практика, не менее важна работа специалистов-конфликтологов в различных коллективах, организациях. Открываются возможности применения конфликтологических знаний в решении противоречий на межгосударственном уровне.
Однако лидирующее положение психологии характерно только для отечественной конфликтологии. В западной конфликтологии наибольшее количество исследований проведено социологами.
Кроме психологов, наиболее значительный вклад в изучение конфликта внесли социологи и политологи. Представителями этих трех наук подготовлено 58 % общего количества публикаций, имеющихся в одиннадцати отраслях конфликтологии.
Раздел 1. История конфликтологии
Динамика публикаций по проблеме конфликта (часть 1)
Кол-во публикаций
▲
Кол-во публикаций
▲
социология |
► о |
Vv
Годы 1930 1940 1950 1960 1970 1980 1990 Годы
Кол-во публикаций 80 70 60 50 40 30 20 10 |
Кол-во публикаций
А 80
политология |
ФИЛОСОФИЯ |
—аКлЛЛ |
► 0 1930 1940 1950 1960 1970 1980 1990 Годы 1930 1940 1950 1960 1970 1980 1990 Годы
Кол-во публикаций А 80 |
Кол-во публикаций
ИСТОРИЯ |
ПЕДАГОГИКА |
80 70 60 50 40 30 20 10
> 0
Годы 1930 1940 1950 1960 1970 1980 1990 Годы
Глава 2. История отечественной конфликтологии
Психологиязанимает лидирующее положение в изучении конфликта. Знания, полученные психологами, составляют основу как теоретических, так и практических разделов конфликтологии. Отмечается определенная неравномерность в изучении различных видов конфликта. Около 83 % работ посвящено межличностным конфликтам, 8 % работ — внутриличностным конфликтам, 3–4 % работ — конфликтам между различными по величине группами, и 5 % работ носят методологический и общетеоретический характер.
Пионеры отечественной науки в изучении конфликта — социологи. Разнообразие социальных противоречий предопределяло многообразие форм их разрешения. Одной из них выступал конфликт. Существовавшие в 1920-е гг. статистические материалы по трудовым конфликтам были открыты для всего управленческого персонала. Это позволяло анализировать происходящие в сфере труда процессы и принимать своевременные меры по разрешению противоречий. На сегодняшний день по количеству публикаций социологиязанимает второе место после психологии. Современные направления: управление конфликтами в организациях и на производстве; этнические конфликты; критический анализ развиваемой на Западе «социологии конфликта»; социологические аспекты международных конфликтов; роль конфликта в семейно-брачных отношениях.
В философииосновные направления исследований конфликта связаны с выявлением закономерностей его развития, а также соотношения категорий «противоречие» и «конфликт». Среди них: моральный конфликт в современном обществе; методологические аспекты этнических конфликтов; художественный конфликт как эстетическая категория; критика современных взглядов западных философов; разработка собственно философской концепции социального конфликта.
Историкиизучают фактологический аспект межгосударственных и межгрупповых конфликтов. Конфликт исследуется по нескольким направлениям: международные конфликты; конфликты на Ближнем Востоке; развитые страны и конфликты в третьем мире; роль ООН и других международных организаций в урегулировании международных конфликтов; этнические конфликты; исторические аспекты конфликтных отношений царской России и СССР с соседними государствами; межнациональные и этнические противоречия и конфликты на территории бывшего СССР.
Возникновение политологического анализаконфликтов в последние десять лет связано с конфликтностью социума на постсоветском пространстве и бурным развитием политологии в целом. С начала 1970-х гг. и по настоящее время проблема конфликта разрабатывается представителями политических наук: политологии, политической истории, международных отношений и внешней политики государств.
Объектом анализа педагоговявляются конфликты в области образования. Интерес к противоречиям в процессе воспитания детей, отклоняющемуся поведению в дошкольном возрасте начал формироваться в отечественной педагогике в 1920–30-е гг. Он нашел проявление в исследованиях Л. С. Выготского, А. С. За-лужного и др. Сегодня в педагогике исследуются: конфликты в коллективах школьников; сущность конфликтов, их причины в педагогических коллективах; анализ педагогических условий профилактики и преодоления конфликтных ситуаций в звене «учитель — родитель», «учитель — ученик».
Раздел 1. История конфликтологии
Динамика публикаций по проблеме конфликта (часть 2)
Кол-во публикаций ▲ 80 |
Кол-во публикаций
А
МАТЕМАТИКА |
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ |
80 70 60 50 40 30
20 10 > о |
X. |
.aJWIa |
nS\ |
Алул^лгу
Годы 1930 1940 1950 1960 1970 1980 1990 Годы
Кол-во публикаций 80 70 60 50 40 30 20 10 |
Кол-во публикаций
А 80
ПРАВОВЕДЕНИЕ |
СОЦИОБИОЛОГИЯ |
i ■ i ► 0 1930 1940 1950 1960 1970 1980 1990 Годы 1930 1940 1950 1960 1970 1980 1990 Годы
Кол-во публикаций
А 80
ВОЕННЫЕ НАУКИ |
Годы
Глава 2. История отечественной конфликтологии
Математические исследованияконфликта направлены на создание математических моделей конфликтного взаимодействия при соблюдении условий строгой формализации параметров и переменных. Выделяют несколько направлений: разработка универсальных математических моделей разрешения конфликтных ситуаций; функционирование сложных систем в конфликтных ситуациях; конфликты в технических эргатических системах (система «человек — машина»); разработка различных математических моделей взаимоотношений типа «хищник — жертва» (в биологических системах); оптимизация поведения человека в конфликте.
Искусствоведческий анализ— изучение описаний конфликтных явлений в произведениях культуры и искусства. Можно выделить несколько подходов к изучению конфликта в искусствоведении: исследование художественного конфликта как частного момента искусства, где за структурную единицу анализа берется одно или несколько произведений, в границах которых конфликт раскрывается как компонент предметно-тематического, структурно-композиционного среза; анализ конфликта как основы проявления общих для вида или жанра процессов; философское рассмотрение художественного конфликта.
Правоведыодними из первых начали изучать конфликты. Сегодня активно развивается юридическая конфликтология. В числе основных проблем можно выделить следующие: международно-правовые аспекты конфликтов; конфликтные ситуации в деятельности правоохранительных органов; правовые нормы разрешения трудовых конфликтов.
Значительно расширяют представления о конфликте результаты исследований социобиологов. Основные направления изучения зооконфликтов таковы.
□ Осоциализированное направление. Конфликт рассматривается как средство: накопления опыта взаимодействия животных (внутривидового, межвидового); установления и поддержания иерархических отношений в группе (стаде) животных; скорейшей адаптации к внешним и внутренним условиям; создания и поддержания авторитета группового лидера; достижения более высокой внутривидовой организации; демонстрации агрессии с целью подавления противника; ослабления эмоциональной напряженности или результат фрустрации; поддержания территориальности.
□ Биологическое направление. Конфликт рассматривается как средство выживания в виде конкурентной борьбы; результат биологически предопределенной агрессивности. Особенность работ этого направления состоит в применении исследователями фармакологических средств для регуляции агрессивности животных в разных ситуациях и выявлении ее нейрохимических, генетических и физиологических основ.
Первая публикация в военной науке, посвященная проблемам конфликтологии, появилась в 1988 г. Сегодня выделяется несколько направлений исследований: разработка теории собственно военного конфликта (С. Богданов); роль и место армии в вооруженных конфликтах (В. Чебан); стратегические вопросы подготовки и действий вооруженных сил в военных конфликтах (А. Касюк); действия видов и родов войск в военных конфликтах (В. Дубров); влияние военных конфликтов на разные аспекты жизнедеятельности общества (Ю. Седов).
Раздел 1. История конфликтологии
Динамика общего количества диссертаций по проблеме конфликта (С. Л. Прошанов)
Кол-во диссертаций
□ Докторская □ Кандидатская
90 80 70 60 50 40 30 20 10
|
i i П П 1945 1950 1955 1960 1965 1970 1975 1980 1985 1990 1995 2000 Годы
Динамика общего количества диссертаций по проблеме конфликта (А. И. Шипилов)
Кол-во диссертаций
1930 1940 1950 1960 1970 1980 1990 2000 Годы
Глава 2. История отечественной конфликтологии
Анализ количества, характера и объема публикаций по проблеме конфликта показывает, что конфликтологиякак относительно самостоятельная наука существует в России с начала 1990-х гг. К началу 2004 г. в стране защищено 83 докторских, что же касается кандидатских диссертаций, то их насчитывается 545 на начало 2001 г. (А. Анцупов, С. Прошанов).
Сегодня сложилась такая ситуация, когда конфликтологическая проблематика осознанно востребована в общественном сознании. Подняты вопросы как выработки специальных механизмов, так и создания специальных институтов управления конфликтами.
Как уже указывалось, исследования конфликтов в отечественной науке велись и ведутся пока в рамках отдельных дисциплин, являющихся самостоятельными науками. Если на начальном этапе речь шла о накоплении материала, то сегодня ведется глубокий качественный анализ проблем. Безусловно, верно и то, что длительность исследования наукой проблемы конфликта влияет на качество и количество полученных знаний. Накопленный объем знаний о таком явлении, как конфликт, порождает новые тенденции.
Полученные данные показывают, что проблема конфликта носит выраженный междисциплинарный характер. Новая наука — конфликтология — рождается не на стыке двух-трех научных дисциплин, как это обычно бывает. При формировании конфликтологии используются знания о конфликте, накопленные, как уже сказано выше, в рамках шестнадцати наук, являющихся фактически отраслями конфликтологии. Трудно назвать другое явление, которое вызывало бы устойчивый интерес у такого количества ученых, представляющих столь широкий спектр разных научных дисциплин.
На сегодняшний день различные науки по-разному продвинулись в изучении конфликта и внесли разный вклад в формирование междисциплинарной области знания — конфликтологии. Одним из объективных критериев относительной степени разработанности проблемы конфликта в конкретной науке может служить относительное количество публикаций.
С 1924 по 1994 гг. включительно опубликовано более 311 книг, монографий, брошюр, 1712 статей в журналах и сборниках, а также глав и параграфов в различных книгах, посвященных проблеме конфликта. Из истории науки известно, что многие дисциплины приобретали статус самостоятельных, имея менее солидную исследовательскую базу. Судя по числу публикаций, в обозреваемом проблемном поле отечественной конфликтологии интересы исследователей различных ее отраслей концентрируются вокруг двух главных направлений — проблемы межэтнических (межнациональных) конфликтов и проблемы трудовых конфликтов, социальной напряженности на предприятиях. Современные издания опираются как на результаты отечественных исследований, особенно интенсивных сейчас, так и на работы западных специалистов. Созданы и успешно реализованы в различных вузах первые образовательные программы по социологии и психологии конфликта. Вполне естественным выглядит и тот факт, что преобладающий интерес проявляется к практическим вопросам управления конфликтами, однако они зачастую носят отрывочный характер. Не меньший интерес продолжают вызывать публикации, ориентированные преимущественно на теоретическое осмысление и разработку проблем конфликтологии на междисциплинарном уровне.
Раздел 2
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ
Глава 3. Объект и предмет конфликтологии
Конфликтология в системе наук
I
I
и
э
а
п
о
§
I-
S О
О ш
m
I
эфия | ||||||
Филос | Филология | тические наук | ие науки | |||
матема | хническ | |||||
Физико- | 1- | |||||
Социобиология | ||
Социология | ||
Глава 3. Объект и предмет конфликтологии
Проблема социального конфликта всегда была актуальна для любого общества. Однако в России на всех этапах развития конфликты оказывали не просто заметное, а, как правило, решающее влияние на ее историю.
Войны, революции, борьба за власть, борьба за собственность, межличностные и межгрупповые конфликты в организациях, убийства, бытовые конфликты, самоубийства как способы разрешения внутриличностных конфликтов — основные причины гибели людей в нашей стране.
Конфликт был, есть и в обозримом будущем будет решающим фактором, влияющим на безопасность России и ее граждан. Одно из следствий реформирования российского общества — рост социальных конфликтов. В недемократическом государстве подавляющая мощь социальной группы, находящейся у власти, сила ее отдельных представителей практически исключают возможность серьезных социальных конфликтов. Быстрый рост количества конфликтов свидетельствует о том, что мы в целом идем по пути демократизации, так как у различных социальных групп появилась возможность выразить свои интересы и отстоять их. Однако задачей демократических преобразований является формирование возможностей конструктивного разрешения конфликтов.
Сколько-нибудь эффективное воздействие на социальный конфликт может быть оказано при наличии достаточно глубокого понимания истинных причин возникновения конфликта, представлений о закономерностях его развития и завершения. Такое понимание невозможно без помощи науки. Для того чтобы оценивать кон-фликтогенность принимаемых решений, предупреждать возникновение и деструктивное развитие конфликтов, каждый человек, и особенно руководитель, должен обладать необходимыми знаниями об этом явлении, постоянно сопровождающем человеческую жизнь и угрожающем ей. К сожалению, в нашей стране степень понимания конфликта учеными еще не позволяет получить знания, которые можно было бы эффективно использовать для объяснения и регулирования сложных социальных конфликтов с учетом их современной российской специфики.
Ключевая роль конфликтов в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества в целом вызывает необходимость создания и развития специальной науки, занимающейся изучением, прогнозированием и регулированием конфликтов. Основы такой науки — конфликтологии — в России уже созданы. Это стало возможным, поскольку в основе любого конфликта лежит противоречие, которое играет системообразующую роль как для различных видов конфликта, так и для различных уровней и направлений их изучения. Это необходимо, поскольку люди, органы управления имеют дело с целостными реальными конфликтами, а не с отдельными их аспектами.
В настоящее время можно выделить весомый вклад в изучение проблемы шестнадцати частных конфликтологических наук. Естественно, что речь идет о той части каждой из наук, которая имеет в общем для этих наук объекте свой предмет — «социология конфликта», «психология конфликта» и т. п.
Именно их объединенные усилия могут сыграть конструктивную роль в реформировании российского общества: помочь руководителям всех уровней принимать менее конфликтогенные решения; научить каждого человека более конструктивно вести себя в различных социальных конфликтах; сохранить здоровье, благосостояние и даже жизнь миллионам россиян.
Раздел 2. Методологические основы конфликтологии
Функции конфликтологии
ZL
Объяснение
js:
Z________ к;
Предвидение
ZL |
js:
Прогностическая
Z__________ К
Прикладная
Глава 3. Объект и предмет конфликтологии
Одна из проблем формального и содержательного развития конфликтологии как науки — это проблема выстраивания ее функций, то есть получение ответа на вопрос о том, что связывает ее с социумом, стоящими перед ним проблемами, насколько эта связь сложна и всеобъемлюща.
Само понятие функция(от лат. function — совершение, исполнение) представляет собой отношение объектов, в котором изменению состояния и свойств одного из них соответствует изменение другого или других. Функция может рассматриваться с точки зрения взаимосвязи объектов, явлений в границах целостного образования (строения, функционирования). При системном подходе понятие «функция» используется для определения направленного, избирательного воздействия, на основе которого устанавливаются связи между объектами, явлениями, их частями и свойствами.
Говоря о функциях конфликтологии, определенный ответ можно найти в самой методологии науки. Философский анализ функций науки в целом позволил выделить к сегодняшнему дню в качестве ключевых — описание, объяснение, предвидение и понимание. Безусловно, что каждая отдельная наука, конкретизируя эти положения, формирует свой блок функций, позволяющих решать проблемы теоретического и прикладного характера.
Определение функций конфликтологии позволяет во многом определить ее место среди других наук, ее значение для развития знания о человеческом обществе, ее практический потенциал.
В современных источниках, отражающих взгляды представителей различных направлений, можно найти достаточно широкий спектр подходов. К функциям конфликтологии чаще всего относят следующие: мировоззренческую, познавательную, гуманистическую, прогностическую, управленческую, прикладную, инструментальную, просветительскую и др. С одной стороны, все они отражают представление о функциях, выполняемых конфликтологией, с другой — часто сужают их до частных задач.
В связи с этим вполне логичным будет выделение базовых функций конфликтологии, которые определяются основными сферами ее взаимосвязи с окружающим миром. К ним отнесем:
□ познавательную функцию, в рамках которой реализуется познание одной из форм социального взаимодействия, а именно сущности социального конфликта, выстраивается своя понятийная система, развиваются возможности получения информации и ее анализа;
□ прогностическую функцию, позволяющую формировать на основе существующих представлений научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных противоречий и вероятных изменениях, связанных с управлением социальными конфликтами;
□ прикладную функцию, которая обеспечивает применение разработанных форм и методов управления конфликтным взаимодействием;
□ просветительскую функцию, расширяющую представления о социальном конфликте, управлении им и возможностях социального взаимодействия в решении возникающих противоречий.
Раздел 2. Методологические основы конфликтологии
Объектно-предметное поле конфликтологии
иции | СО | со | со | со | ш | со | ш | со | со | ш | со | со | ||||||
сродные | Коал | ч | Ч | Ч | Ч | Z | Ч | X | ч | Ч | Z | Ч | Ч | |||||
>, | ные ства | ЛИКТОЕ | ||||||||||||||||
Отдель государ | а | а | а | а | нет | а | нет | а | а | нет | а | личных конф | фликта да | |||||
со | X | |||||||||||||||||
со | со | со | со | fe | со | fe | со | со | fe | со | со о. | В со | ||||||
] челове | %■ | альным ми | и болы | Ч | Ч | Ч | Ч | Z | Ч | X | ч | Ч | Z | Ч | учении | к видов д | ||
кта | участиеп/ | жду соци группа | средним | нет/да | нет | а | нет/да | нет | а | нет | а | а | нет | а | ны при из | вития все да | ||
Тип конфли | нфликты с | Соци | малыми | нет | нет | а | нет | нет | а | нет | а | а | нет | а | . использова | ерности раз да | ||
Личность группа | нет | нет | а | нет | а | а | нет | а | а | нет | а | могут быть | ие законом нет | |||||
Sг? | ||||||||||||||||||
Межличностные | нет | нет | а | а | а | нет | а | а | нет | а | юские моде] | Изучает об да | ||||||
S | ||||||||||||||||||
Внутри-личностнь | нет | нет | со Ч | нет | со Ч | нет | нет | нет | со Ч | нет | нет | Математ | нет | |||||
Зоо-конфликгы | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | ||||||||
0) | 0) | 0) | Психология д; | Социобиология д£ | 0) | 0} | ||||||||||||
Военные наукин | Географиян | Искусствоведение и филология | Историян | Медицинские науки | Педагогикан | Политологиян | Правоведениен | Социологиян | Физико-математические науки | Философия Экономикан | ||||||||
Отрасли конфликтологии | ||||||||||||||||||
Глава 3. Объект и предмет конфликтологии
Возможность связать в систему исследования конфликта, которые ведутся в рамках психологии, социологии, правоведения, искусствоведения, истории, математики, педагогики, политологии, социобиологии, философии, военных и других наук (например, в психиатрии и экономике), базируется на том, что в основе любого конфликта лежит противоречие, играющее системообразующую роль как для различных видов конфликта, так и для различных уровней их изучения. Ее создание крайне необходимо, поскольку люди, органы управления, различные организации имеют дело с целостными реальными конфликтами, а не с отдельными их психологическими, правовыми, философскими, социологическими и другими аспектами и последствия их носят чаще всего деструктивный характер.
Эти соображения обосновывают необходимость выделения самостоятельной науки — конфликтологии.
Конфликтология— наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также о принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования.
Объектомконфликтологии являются конфликты в целом.
Конфликтологию, по всей видимости, должны интересовать два типа конфликтов: с участием человека (внутриличностные и социальные) и зооконфликты.
Центральным объектом конфликтологии являются социальные конфликты, а их ядром — межличностные.