Тема 5. ПОНЯТИЕ И МЕХАНИЗМЫ НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
Вопросы к практическим занятиям и задания для самостоятельной работы
Для студентов 35-36 групп
по учебной дисциплине “Онтогенез речевой деятельности”
Тема | Вопросы для обсуждения | |
Этапы нормального речевого онтогенеза | 1. Стадии довербального развития ребенка 2. Характеристика раннего речевого развития 3. Особенности развития речи в дошкольном возрасте 4. Развитие речи школьника | Коллоквиум по работам: Гвоздев А.Н.. Вопросы изучения детской речи Цейтлин С.Н.. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи Ядэшко В.И. Развитие речт детей от трех до пяти лет. |
Овладение языковыми средствами на различных этапах онтогенеза | 1. Этапы усвоения звуковой стороны речи 2. Этапы овладения слоговой структурой слова 3. Этапы усвоения лексики и овладения значением слова 4. Этапы усвоения грамматики 5. Онтогенез предложения | |
Механизмы недоразвития речи | 1. Причины и механизмы недоразвития звуковой стороны речи 2. Причины и механизмы недоразвития лексико-семантической стороны речи 3. Причины и механизмы недоразвития лексико-грамматической стороны речи | |
Понятие и симптомолкомплексы недоразвития речи | 1. Симптоматика и структура дефекта при недоразвитии речи 2. Механизмы недоразвития речи при различных формах речевой патологии 3. Симптоматика недоразвития речи: недоразвитие звуковой стороны речи, слоговой структуры слова, значения слова и словарного запаса, недоразвитие грамматики и структуры предложения) |
Задания для самостоятельной работы с учебным материалом по учебной дисциплине “Отогенез речевой деятельности”
Тема 1. ПРЕДПОСЫЛКИ НОРМАЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Задание 1.Подобрать определения онтогенеза речевой деятельности. Заполнить таблицу 1.
Таблица 1
Автор (источник) определения | Формулировка определения | Отличие определения от других |
· Жукова Н.С. Усвоение родного (русского языка в процессе онто- и дизонтогенеза речи”. //Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.
· Маркова А.К. Периодизация речевого развития. //Вопросы психологии, 1973, № 6.
· Максаков А.И. Как развивается речь ребенка. //Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1988. – С.9-32.
· Эльконин Д.Б. Развитие речи. Раздел “Общая характеристика речи. (Развитие форм и функций речи)”. //Психология детей дошкольного возраста. /Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. – М., 1964.
Задание 2. Охарактеризовать факторы и предпосылки нормального речевого онтогенеза. Заполнить таблицу 2.
Таблица 2
Анатомо-физиологические предпосылки нормального речевого онтогенеза | Социальные предпосылки нормального речевого онтогенеза | Психологические предпосылки нормального речевого онтогенеза |
Задание 3. Подготовить мультимедийную презентацию.
Тема 2. ЭТАПЫ НОРМАЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ОНТОГЕНЕЗА
Задание 4. Подготовить мультимедийную презентацию по теме.
Задание 5 . Используя учебные материалы заполнить таблицу 4
Таблица 3
Периодизация речевого развития
Границы этапа | Содержание речевого развития | Формы и функции речи | Ведущая форма общения | Ведущий вид деятельности |
Лингвистический подход А.Н.Гвоздева | ||||
Периодизация Д.Б.Эльконина | ||||
Психологическая периодизация А.Н.Леонтьева | ||||
Психологическая периодизация А.К.Марковой | ||||
Педагогическая периодизация А.М.Максакова | ||||
Тема 3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОВЫМИ СРЕДСТВАМИ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА
Задание 6.Подготовить мультимедийную презентацию по теме.
Тема 4. ОВЛАДЕНИЕ СРЕДСТВАМИ ЯЗЫКА ПРИ НОРМАЛЬНОМ РЕЧЕВОМ ОНТОГЕНЕЗЕ
Задание 7.Используя учебные материалы и материалы электронной библиотеки, заполнить таблицу 4
Таблица 4
Освоение детьми произносительной стороны речи
Этапы речевого развития | Звуковая сторона речи | Слоговая структура слова | Просодические компоненты речи | |
Звукопроизношение | Фонематические процессы | |||
Младенческий | ||||
Ранний (преддошкольный) | ||||
Дошкольный | ||||
Школьный возраст |
Задание 8. Используя учебные материалы и материалы электронной библиотеки, выявить закономерности формирования лексико-грамматической системы в процессе речевого онтогенеза.
Результат представить в виде схемы или таблицы.
Подготовить мультимедийную презентации.
· Эльконин Д.Б. Развитие речи. Раздел “Развитие словаря и грамматического строя речи”. //Психология детей дошкольного возраста. /Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. – М., 1964. – с. 115-182.
· Юрьева Н.М. Словообразование в онтогенезе. – //Возрастная психолингвистика. – М., 2004.
Задание 9. Используя учебные материалы и материалы электронной библиотеки, выявить закономерности онтогенеза предложения. Разработать схему, отражающих последовательность освоения ребенком синтаксических моделей.
· В.И.Ядэшко “ Развитие речи детей от трех до пяти лет”.
· Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1988.
Тема 5. ПОНЯТИЕ И МЕХАНИЗМЫ НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
Конспектировать
· Корнев А.Н. О систематике клинических форм недоразвития речи у детей. //Расстройства речи, клинические проявления и методы коррекции. – СПб.: НИИ уха, горла, носа и речи, 1994. – С. 135-145.
· Мастюкова Е.М. Медицинский подход к проблеме общего недоразвития речи. //Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1990. – С.10-19.
· Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи. //специальная школа, 1967. Вып. 2 (122).
· Левина Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей. //Дефектология, 1975, № 2. – С.12-16.
· Мастюкова Е.М. Дифференциальный диагноз общего недоразвития речи. //Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1990. – С.19-29.