Психологическое строение индивидуальной деятельности
Человек как субъект деятельности
План:
1. Многомерность категории «деятельность».
2. Деятельностный подход в психологии. Понятие о человеке как субъекте деятельности.
3. Психологическое строение индивидуальной деятельности.
4. Освоение деятельности человеком.
5. Способности человека как деятельное выражение субъектности.
Литература:
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. - Ростов н/Д., 1997.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Избр. психол. произведения в 2 т. - т.1. - М., 1983.
3. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д., 1996.
4. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под редакцией К.А. Альбухановой, Н.В. Васиной, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластёнина. М., 1998.
5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995.
Многомерность категории «деятельность»
В обычном словоупотреблении под деятельностью понимается всякого рода активность человека. Это значение закрепляется в толковых словарях: «деятельность» есть работа, занятие в какой-либо области.
В науке понятие «Д» определено не достаточно чётко. Хотя в последнее время оно привлекает всё более пристальное внимание философов, социологов, психологов, но пока не получило единого и точного истолкования.
Изучение философской и психологической литературы, посвящённой проблеме деятельности, показывает многозначность категории «Д». Можно зафиксировать, по крайней мере, четыре различных смысла, которые вкладываются в это понятие:
1. Д как совокупность результатов и последствий - продуктов, достижений, произведений и т.п. В этом понимании деятельность предстаёт как производство.
2. Д как процесс преодоления трудностей, как решение проблем и задач, как средство их решения. В этом смысле Д предстаёт как труд в истинном смысле этого слова.
3. Д как процесс самоизменения человека в ходе изменения обстоятельств своей жизни. Так понимаемая деятельность - это самодеятельность.
4. Д как таковая, вне её результативности, как способ отношения к условиям свой жизни, как деяние. Здесь Д - это практика.
Обратимся к психологическому рассмотрению понятия Д.
Деятельностный подход в психологии.
Психологическая теория деятельности была создана в 30-е гг группой учёных: Л.С.В., С.Л.Р., А.Н.Л.... Наиболее полно ТД изложена в трудах А.Н.Л., в частности в его последней книге «ДСО», и я буду придерживаться в основном его варианта этой теории.
АНЛ рассматривал предметную деятельность как процесс внутри которого в качестве необходимого его момента возникает психическое «вообще». Леонтьев исходил из различения внешней и внутренней деятельности. Внешняя деятельность - это чувственно-предметная, материальная деятельность. Внутренняя - это деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах или идеальная деятельность сознания.
Согласно взглядам АНЛ, внутренняя деятельность вторична: она формируется на основе внешней предметной деятельности. Процесс перехода внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность обозначается в психологии термином «интериоризация».
При этом подчёркивается, что интериоризация состоит не в простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания.
Существует и обратный переход - от внутренней деятельности к внешней. Такой переход обозначается термином «экстериоризация». Опредмечивание наших представлений, создание предмета по заранее разработанному плану - примеры экстериоризации.
Категория Д и деятельностный подход в психологии были в основном реализованы при разработке проблем возрастной и пед. психологии, в частности вопросов становления субъектности.
Понятие о человеке как субъекте деятельности.
Субъектность человека по своему исходному основанию связан со способностью индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Сущностными свойствами этого процесса является способность человека управлять своими действиями, реально-практически преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий.
Практическое отношение человека к действительности включает в себя три составляющие: 1) субъект, наделённый активностью и направляющий её на объекты или на других субъектов; 2) объект, на который направлена активность субъектов; 3) активность, выражающаяся в том или ином способе действия субъекта с объектом.
В роли субъектов деятельности могут выступать: а) конкретный индивид; б) социальная группа; в) общество в целом. В зависимости от этого выделяют индивидуальную деятельность, коллективную или групповую, общественно-историческую деятельность. Психология имеет дело преимущественно с первыми двумя формами деятельности.
Становление субъекта деятельности есть процесс освоения индивидом её основных структурных образующих: смысла, цели, задач, способов преобразования человеком объективного мира.
Психологическое строение индивидуальной деятельности.
Психологическое строение деятельности достаточно полно и развёрнуто описано в работах АНЛ и представителей его научной школы. Согласно их взглядам, целостная деятельность имеет следующие составляющие: потребности - мотивы - цели - условия достижения цели (единство цели и условий составляют задачу) и соотносимые с ними: деятельность - действия - операции. Схематически структуру деятельности можно представить следующим образом (рис.).
Первый пласт деятельности (потребности, мотивы, цели, условия) составляют её предметное содержание. Это внутренний план её осуществления, её образ, то, на основе чего она строится. Второй пласт деятельности (отдельная деятельность, действия, операции) составляют её структурные элементы. Это реализация деятельности, сама деятельность во плоти. В своём единстве оба эти пласта деятельности составляют её психологическое содержание.
В деятельности есть и третий пласт: взаимные переходы и превращения её отдельных структурных элементов (мотива - в цель, и соответственно деятельности - в действие; цели - в условия её реализации и т.д.). Это уже динамика деятельности, её трансформация.
Содержание целостной деятельности соотносимо с понятием потребности и мотива. С процессом определения их предметного содержания. Поэтому анализ конкретной деятельности человека можно осуществить только тогда, когда будут определены потребности и мотивы этой деятельности при достаточно чётком формулировании их предметного содержания. И, наоборот, если речь идёт о потребности и конкретизирующих её мотивах при определении их предметного содержания, то этим психологическим образованиям должна соответствовать та или иная деятельность, направленная на их удовлетворение.
Источником активности человека, его деятельности выступают многообразные потребности. Потребность - это состояние человека, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов и условий существования, находящихся вне индивида. В психологии потребности человека рассматриваются как переживание нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности.
Переживаемая человеком нужда (потребность) побуждает его к совершению деятельности, к поиску предмета её удовлетворения. Предмет потребности есть её действительный мотив. Мотив - это форма проявления потребности, побуждение к определённой деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная деятельность. Мотив - это побуждение к деятельности, в которое выливается данная потребность. Или - что то же самое - предмет потребности есть мотив. На основе одной и той же потребности могут образовываться мотивы к различным деятельностям. Одна и та же деятельность может вызываться различными мотивами, отвечать различным потребностям.
Тот или иной мотив побуждает человека к постановке задачи, к выявлению той цели, которая, будучи представлена в определённых условиях, требует выполнения действия, направленного на создание или получение предмета, отвечающего требованиям мотива и удовлетворяющего потребность. Цель - это представляемыё или мыслимый результат деятельности.
Деятельность как целое - это единица жизни человека, активность, отвечающая определённой потребности, мотиву. Деятельность всегда соотносится с определённым мотивом.
Действие выступает как составная часть деятельности. Оно отвечает осознаваемой цели. Любая деятельность осуществляется в форме действий или цепи действий. Это значит, что когда мы наблюдаем какой-либо внешней или внутренней процесс активности человека, то по отношению к цели - или отдельное действие или совокупность, цепь действий. Деятельность и действие жёстко не связаны. Одна и та же деятельность может реализоваться разными действиями, и одно и от же действие может входить в различные виды деятельности.
Действие, имея определённую цель, осуществляется разными способами в зависимости от тех условий, в которых это действие совершается. Способы осуществления действия называются операциями. Операции - это преобразующие действия, ставшие способами осуществления других, более сложных действий.
Например, когда ребёнок учится писать буквы, то написание буквы является для него действием, направляемым сознательной целью - правильно написать букву. Но, овладев этим действием, ребёнок использует написание букв как способ для написания слов (более сложного действия) и, следовательно, написание букв превращается из действия в операцию.
Особый аспект анализа деятельности составляют изменения и трансформации самого строения деятельности как целостной системы в процессе её осуществления. Так, деятельность может утратить свой мотив и превратиться в действие, а действие, при изменении его цели, может превратиться в операцию. Мотив некоторой деятельности может переходить на цель действия, в результате чего последнее превращается в другую деятельность.
Эти трансформации происходят потому, что результаты составляющих деятельность действий при некоторых условиях оказываются более значительными чем их мотивы. Например, ребёнок может своевременно выполнять д/з первоначально лишь для того, чтобы своевременно пойти гулять. Но при систематическом получении положительных отметок за свою работу, повышающих его ученический престиж, он начинает теперь готовить уроки для того, чтобы иметь хорошие отметки. Действие приготовления уроков приобрело другой мотив.
Это общий психологический механизм развития действий: сдвиг мотива на цель. АНЛ так характеризует этот механизм. Действия, обогащаясь, «перерастают» тот круг деятельностей, которые они реализуют, и вступают в противоречие с породившими мотивами. В результате происходит сдвиг мотива на цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов - новых видов деятельности; прежние цели психологически дискредитируются, а отвечающие им действия или вовсе перестают существовать или превращаются в операции.
В деятельности человека постоянно происходят такие взаимные превращения. Подвижность составляющих деятельности выражается также в том, что каждая из них может стать дробной или наоборот, будет включать в себя ранее относительно самостоятельные единицы (например, некоторое действие может раздробиться на ряд последовательных действий при соответствующем делении некоторой цели на подцели). Сложные виды деятельности, как правило, побуждаются не одним, а несколькими мотивами, они полимотивированы. Например, УД школьников может побуждаться познавательными, социальными, материальными мотивами.