Тема 1. Профессиональная деятельность как предмет и объект психологического изучения
Профессиональная деятельность как сложноорганизованный многопризнаковый системный объект. Предмет, цели и задачи психологии профессиональной деятельности. Психологические признаки труда. Предмет, средства, условия труда. Трудовой пост и его структура. Внешняя и внутренняя регуляция трудового процесса. Пути гармонизации взаимодействия человека и профессиональной среды. Субъект труда как интегрирующий компонент системы профессиональной деятельности, его, личностные и социальные характеристики. Профессиональные признаки субъекта труда. Структура субъекта труда.
Тема 2. Проблема психологической классификации профессий, образ мира разнотипных профессионалов
Различные аспекты понятия профессии. Подходы к классификации типов профессиональных сфер деятельности (Е.А. Климов, Дж. Голланд, Л.А. Йовайша). Понятие о типах профессиональных систем в классификации Е.А. Климова: социономические, биономичекие, технономические, сигнономические и артономические системы. Психологические характеристики типов систем. Различия в субъективной картине мира у профессионалов различных систем. Особенности профессионального мышления. Типичные характеристики особенностей восприятия различных аспектов действительности у представителей профессий типа «человек – живая природа», «человек – социальная система, «человек – художественный образ», «человек – знаковая система», «человек – техническая система». Разновидности профессиональных сфер деятельности (техническая, гуманитарная, естественная) и профессиональных общностей (экономика, производство, искусство, медицина, педагогика, наука, управление, юриспруденция и т.д.). Психологический портрет профессионала. Проблема профессиональной деформации личности.
Семинар 1. Проблема психологической классификации профессий
1. Основы психологической классификации профессий (по Климову).
2. Особенности профессионального мышления.
3. Диагностика профессиональной сферы человека
Тема для дискуссии
Профессиональная деформация личности и эмоциональное сгорание педагога – что это для Вас?
Литература
1. Безносов С.П. Теоретические основы изучения профессиональной деформации личности. – СПб., 1991.
2. Гаврилов В.Е. Использование модульного подхода для психологической классификации профессий в целях профконсультации//Вопросы психологии. – 1987. - №1.
3. Дружилов С.А. Человек и труд. Основы психологии профессиональной деятельности. – Новокузнецк, 1988, с.36-38, 86-96, 49-52.
4. Каверина Р.Д. Опыт психологической классификации некоторых профессий в целях профконсультации//Вопросы психологии. – 1978. - №4.
5. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М., 1998, с. 65, 181-183.
6. Климов Е.А. Психология профессионала. – Москва – Воронеж, 1996, с. 115-123, 124-142, 250-266.
7.Орел В.Е. Исследование феномена профессиональной деформации личности//Ежегодник Российского психол. общ-ва. - т.2. вып. 2. - М., 1996.
8. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы//Психологический журнал, том 22. - №1. – 2001, с. 90-102.
Тема 3. Профессиограмма как метод многомерного изучения профессии. Психограмма
Психологический экскурс в историю описания профессий. Требования профессии к человеку, проблема психологического соответствия человека и профессии. Психологические аспекты проблемы профессиональной пригодности. Профессиограмма, ее содержание и принципы составления. Типы профессиограмм (информационная, ориентировочно-диагностическая, конструктивная, методическая, формирующая, коррекционная). Понятие психограммы. Профессионально-значимые свойства и их динамика. Индивидуально-типологические, сенсорно-перцептивные, мыслительные, аттенционные, мнемические и имажитивные свойства, общие и специальные способности. Возможности компенсации и индивидуальный стиль деятельности. Уровни профессиональной компетентности.
Тема 4. Методы исследования профессиональной деятельности
Понятие о методах исследования. Классификация методов психологии труда. Эмпирические методы получения нового знания (психофизиологические, физиологические, наблюдение и самонаблюдение, трудовой метод, эксперимент, диагностические, анализа продуктов деятельности, биографический метод, моделирования деятельности, изучение документации). Методы сбора и обработки данных (количественные и качественные). Методы интерпретации данных. Методы психологического описания, анализа и оценки профессиональной деятельности: соматографические, психофизиологические, личностные (структурограмма, метод независимых характеристик).
Тема 5. Психологические проблемы профессионального обучения
Характеристика форм обучения. Формирование умений и навыков в процессе обучения. Механизм формирования двигательного навыка, уровни построения движения (по Н.А. Бернштейну). Формирование и развитие профессиональных способностей в обучении. Виды специальных способностей. Творческие способности, их проявление в профессиональной деятельности. Профессиональное мышление как способность.