Правила доказательства и возможные ошибки
Логика формулирует правила, которым должны подчиняться доказательства и опровержения для того, чтобы выполнить свою задачу — обосновать истинность или ложность тезиса или установить его необоснованность.
Подобные правила формулируются для каждой компоненты доказательства в отдельности.
ПРАВИЛА ПО ОТНОШЕНИЮ К ТЕЗИСУ
1. Тезис должен быть сформулирован ясно и точно.
Это правило предохраняет нас от неопределенности и двусмысленности выражения главной мысли в доказательстве. Ясность выражения тезиса связана с тем типом суждения, который можно использовать для выражения тезиса.
С этим правилом связана процедура выяснения тезиса. Чтобы выяснить тезис, достаточно обычно ответить на три вопроса относительно этого тезиса:
а) Все ли слова и выражения тезиса вполне понятны? Если нет, то надо попытаться дать определение неотчетливо мыслимых понятий. Как это делать, мы изучали в главе «Определение».
б) Отчетливо ли сформулировано суждение, выражающее
тезис? Если тезис можно выразить при помощи простого
суждения, то лучше всего использовать для этого категори-ческое суждение, поскольку у него наиболее точно выяснено качество и количество
в) Считается ли тезис достоверно истинным суждением или истинным только вероятно, и если вероятным, то в какой степени: очень вероятный, просто вероятный или маловероятный?
От этого зависит то, какие средства мы можем употреблять при доказательстве тезиса: только дедукцию или также индукцию и аналогию.
2. Тезис должен оставаться постоянным на протяжении всего доказательства.
Это требование является частным случаем закона тождества в применении к доказательствам. Основное содержание этого требования обсуждалось нами при рассмотрении закона тождества.
ОШИБКИ, ВОЗМОЖНЫЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ТЕЗИСУ
1. Главной ошибкой по отношению к тезису является ошибка, связанная с нарушением второго правила. Эта ошибка называется подмена тезиса.
Подменой тезиса называется логическая ошибка, совершаемая в ходе доказательства, состоящая в сознательной замене тезиса на другое похожее суждение, которое легче поддается доказательству и доказательство которого выдается за доказательство первоначального тезиса.
Аналогичная ошибка, совершаемая бессознательно, называется потерей тезиса.
Подмена тезиса относится к числу софизмов, а потеря — к паралогизмам.
Пример. В практике адвоката Н.П. Карабчиевского был такой случай. Николай Кашин обвинялся в убийстве жены. Н.П. Карабчиевский построил свою защиту на доказательстве тезиса, согласно которому убийство жены было единственным средством нравственного возрождения Николая Кашина. Этот тезис, который ему был нужен для того, чтобы внушить присяжным мысль об оправдании подзащитного, доказать было невозможно. Поэтому в своей речи он заменил его на другой похожий тезис, согласно которому жена была порочной женщиной и убийство ее послужило действительному нравственному перерождению убийцы. Однако это не одно и то же утверждение. Николай Кашин действительно нравственно переродился, однако это еще не означает, что у него не было другого способа нравственного перерождения. Однако присяжные не заметили этой подмены, и доказательство второго тезиса о действительном перерождении приняли за доказательство тезиса об убийстве как единственно возможном средстве нравственного перерождения обвиняемого.
Пример. Федор Достоевский в «Дневнике писателя» пишет о деле Кронеберга, высекшего свою дочь шпицрутенами. Адвокат Спасович построил свою защиту на том, что заменил слово «истязания» на «наказание», «шпицрутены» на «розги», «семилетнего ребенка» — на «девочку испорченную и порочную» и т.п. Таким образом, заменив слова, из которых был составлен первоначальный тезис, он подменил и сам тезис целиком. Его подзащитного оправдали.
2. «Слишком мало доказывается».
Ошибка «слишком мало доказывается» встречается тогда, когда тезис остается частью недоказанным, или аргументы не являются достаточным основанием для признания истинности тезиса.
Пример. Предположим, что мы хотим доказать, что господин N.N. добродетелен. Если бы мы при этом доказали, что о нем не известно ничего дурного и стали бы настаивать, что этого достаточно для доказательства нашего тезиса, то мы совершили бы ошибку «слишком мало доказывается».
3. «Слишком много доказывается».
Ошибка «слишком много доказывается» встречается тогда, когда из аргументов следует не только тезис, но и какое-нибудь ложное положение.
Пример. Тезис: «Самоубийство недозволительно». Если бы мы в качестве основания привели суждение «Человек не может отнять у себя то, что он сам себе не дал», то доказали бы слишком много. Из этого доказательства одновременно следовало бы, что человек не имеет права стричься, так как он не дал себе волос, не имеет права продавать унаследованное или полученное в дар имущество и т.п.
ПРАВИЛА ПО ОТНОШЕНИЮ К АРГУМЕНТАМ
1. Аргументы должны быть истинными суждениями.
2.Аргументы должны быть достаточным основанием для признания истинности тезиса.
3. Аргументы должны представлять собой суждения, истинность которых обосновывается независимо от тезиса.
4. Аргументы не должны противоречить друг другу.
Ошибки, возможные по отношению к аргументам
В традиционной логике принято было делить аргументы на аргументы ad rem (к вещи, к существу дела) и аргументы ad hominen (к человеку). Аргументы первого рода имеют отношения к обсуждаемому вопросу и направлены на обоснование истинности доказываемого положения.
Аргументы к человеку не относятся к предмету обсуждения, к тезису, а используются для того, чтобы создать видимость доказательности и одержать победу, например, в споре. В логике эти аргументы считаются некорректными и логическами ошибками. Наиболее распространенными являются следующие разновидности аргументов к человеку:
а) Аргументы к авторитету.
Аргумент к авторитету — использование в качестве аргумента суждений великих или знаменитых людей, специалистов в какой-либо области.
Этим аргументом, который является вполне законным способом аргументации и используется, в частности, для ее сокращения, можно легко злоупотребить. Не все высказывания авторитетов истинны даже в их собственной области, а тем более за пределами их профессиональной активности. Легко, например, выдать мнение, высказанное авторитетом, с какой-либо оговоркой или ограничением за суждение без этой оговорки или ограничения.
б) Аргумент к публике.
Аргумент к публике — это рассуждение, направленное на подмену вопроса об истинности вопросом о соответствии тезиса чувствам, психологическим установкам и интересам аудитории.
в) Аргумент к личности. Это одна из самых распростра-ненных ошибок по отношению к аргументам.
Аргумент к личности — рассуждение, направленное на подмену доказательства истинности или ложности тезиса анализом личности человека, высказавшего этот тезис. Пример. В политических дискуссиях вместо опровержения мнения соперника часто пытаются доказать принадлежность автора этого мнения к несимпатичному политическому направлению.
Пример. В чистом виде аргумент к личности встречается в «Золотом теленке» Ильфа и Петрова. Это возглас Шуры Ба-лаганова, который он издавал перед дракой: «А ты кто такой?».
г) Аргумент к силе, или «палочный аргумент».
Аргумент к силе — это использование в рассуждении угрозы применения насилия или иной формы принуждения, если тот, к кому обращено доказательство, не поверит в истинность аргументов.
д) Аргумент к невежеству.
Аргумент к невежеству — использование в доказательстве суждений, основания истинности которых заведомо не известны лицу, к которому обращено доказательство. Это могут быть ссылки на сочинения, которых аудитория явно не знает, на якобы общеизвестные факты и законы, в незнании которых обычно боятся признаться.
Логические и фактические ошибки по отношению к аргументам
Логические и фактические ошибки связаны с нарушением правил по отношению к аргументам.
1. Основная ошибка — ложность используемого аргумента
— представляет собой нарушение первого правила.
Ложность используемого аргумента — фактическая ошибка, которая приводит к необоснованности доказываемого тезиса.
2. Предвосхищение основания — это нарушение второго
правила.
Предвосхищение основания (no-латыни petitio principii) ошибка в доказательстве, при которой в качестве аргумента приводится суждение, которое само нуждается в обосновании.
Пример. Если доказывают тезис «Все студенты стремятся к добродетели» и в качестве основания (аргумента) приводят суждение «Все люди стремятся к добродетели», то совершается ошибка «предвосхищение основания», поскольку само суждение, приводимое в качестве довода, нуждается в обосновании.
Пример. Если вы, рассматривая какую-либо проблему, приводите в подкрепление своей точки зрения мнения авторитетных людей, а сами не умудрились точно выяснить, что они думают по поводу этой проблемы, то вы совершаете ошибку petitio principii, поскольку ваши аргументы еще подлежат проверке.
3. Ошибка «круг в доказательстве») — это нарушение третьего правила.
Круг в доказательстве — это логическая ошибка, состоящая в том, что истинность тезиса обосновывается с помощью аргумента, истинность которого требует обоснования с помощью самого тезиса.
Пример. В следующем доказательстве: «Изучение истории полезно, потому что изучение истории Древней Греции принесло мне пользу» — аргумент — «Изучение истории принесло мне пользу» предполагает истинность тезиса, ибо изучение истории некоторой эпохи полезно только тогда, когда полезно изучение истории вообще.
4. Ошибка «противоречие в аргументах» — нарушение
четвертого правила.
Противоречие в аргументах — логическая ошибка, при которой аргументы, приводимые для доказательства тезиса, противоречат друг другу.
В судоговорении один из видов аргументов — показания свидетелей. В таком случае противоречием в аргументах будут различные, несовместимые показания свидетелей об одном и том же событии.
Пример. Обвиняемый в своих интересах воспользовался подложной телеграммой об открытии наследства. На процессе он утверждал, что искренне верил этой телеграмме, и защита выставила для подтверждения этого двух свидетелей.
Первый свидетель описывает крайнее расстройство обвиняемого, когда он узнал о подделке.
Второй свидетель, который был у него позже, показал, что он стал свидетелем обморока, когда обвиняемый узнал о подделке.
Однако присяжные решили, что один и тот же человек не мог быть поражен одним и тем же событием два раза.
ПРАВИЛА ПО ОТНОШЕНИЮ К ЛОГИЧЕСКОЙ СВЯЗИ АРГУМЕНТОВ И ТЕЗИСА
Существует всего одно правило по отношению к логической связи аргументов и тезиса, в которое, правда, вмещается вся теория умозаключений: используемые умозаключения должны быть правильными и должны быть соблюдены условия их применимости.
Нарушение этого правила называется «ошибка ложного следования» (fallacia consequentis). Эта ошибка связана с использованием неправильных умозаключений, или с тем, что многие люди полагают, что если они связали несколько суждений словами «таким образом», «итак», «следовательно», «поэтому» и т.п., то между этими суждениями возникла логическая связь.
ПРИЕМЫ ВЛИЯНИЯ В АРГУМЕНТАЦИИ
1. Понятие приема влияния. Корректные и некорректные приемы
Влияние можно определить как вид взаимодействия, в процессе которого один из участников, применяя определенные приемы, пытается убедить собеседника в приемлемости своей аргументации.
Прием влияния — это средство, при помощи которого пытаются облегчить аргументацию для себя и затруднить ее для собеседника.
Такие приемы могут быть как корректными, так и некорректными. Первые могут содержать некоторые элементы уловок, но в них нет прямого обмана, а тем более вероломности или принуждения силой. Для некорректных приемов не существует никаких ограничений.
Можно выделить несколько направлений влияния на противника в процессе аргументации. В соответствии с этими направлениями выделяют такие приемы:
— софизмы;
— тактические приемы влияния;
— приемы психологического влияния;
— приемы невербального влияния и др.
2. СОФИЗМЫ
К числу наиболее излюбленных приемов в спорах принадлежат так называемые софизмы. Софизмы рассматривают одновременно и как приемы воздействия на противника в споре, и как ошибку, направленную на введение в заблуждение оппонента, на обоснование неправдивого утверждения. Рассмотрим некоторые из них.
1. «Аргумент к выгоде» — это прием, суть которого заключается в том, что участник спора как аргумент использует предложение, которое, по его мнению, должно принести пользу противнику или присутствующим при споре. Этот аргумент является наиболее эффективным для европейской и американской публики. Достаточно часто аргумент к выгоде автоматически воспринимают как истинный. Поэтому необходимо уметь четко устанавливать баланс выгодного и невыгодного в том, к чему вас призывают, а не полагаться только лишь на эмоции.
Примеры.
- Необходимость завоевания Советского Союза пропагандистская машина гитлеровской Германии обосновывала, в частности, аргументом к выгоде: каждый, кто наденет мундир и будет воевать против Советского Союза, получит на территории этой великой страны имение для себя и для своей семьи. Это был один из пропагандистских лозунгов Гитлера.
- Рекламу любого товара также строят на аргументах к выгоде: «Купите этот товар, потому что вам это выгодно».
2. «Аргумент к тщеславию» — это прием, суть которого заключается в том, что участник спора как аргумент использует похвалу противника с надеждой на то, что, растроганный комплиментами, он подобреет, «размякнет» и станет более уступчивым.
Для этого применяют различные комплименты: «Вы же умный человек, квалифицированный специалист...», «С вашим опытом работы вы меня поймете...», «Обычно такой аргумент нельзя было бы привести в споре с необразованным человеком, потому что он его бы не понял и не оценил бы», «Вы, как человек разумный, не будете отрицать, что... », «Нам с вами, конечно, понятно, что ...».
Иногда не приводят никаких комплиментов, а лишь намекают на то, что к разуму собеседника относятся с особым уважением. Подобный прием особенно часто применяют в спорах ради убеждения. В литературе его еще называют «подмазывание» аргумента.
3. «Аргумент к образованности» — это прием, суть которого заключается в том, что участник спора как аргумент использует ссылку на необразованность, неинформированность противника в вопросах, относящихся к предмету спора.
Участник спора, применяя этот прием, может, например, вспомнить такие факты или теоретические положения, которые неизвестны никому из присутствующих и которые они не имеют возможности проверить.
«Как писал И. Кант в "Критике чистого разума"...», «Неужели вы не читали А. Камю? А именно он утверждал...».
Ставка делается на то, что противнику будет стыдно признаться в неосведомленности в вопросе.
Противостоять этому приему не трудно, поскольку уловки собеседника легко оборачиваются против него самого: «Какие рукописи (статьи, работы)? Нет, я таких рукописей не читал и ничего о них не знаю. А где вы их читали? О чем же там еще идет речь? Расскажите, это очень интересно!»
4. «Чрезмерная придирчивость к аргументам/точке зрения» — это прием, суть которого заключается в том, что участник спора с целью затягивания времени настаивает на том, что аргументы/точка зрения противника непонятны, и требует от него доказательства того, что и так очевидно.
В этом случае из аргументов или точки зрения выдергивают отдельные слова, фразы, значение которых вне контекста неясно; на основании этого предъявляют противнику обвинения в неясности и запутанности его аргументов или точки зрения.
В ответ на этот прием можно обратиться к присутствующим с вопросом: «Все ли понятно?». Как правило, присутствующие утвердительно отвечают на него. После этого можно назвать прием, который применил противник.
5. «Умножение аргументов» — это прием, суть которого заключается в том, что участник спора намеренно один и тот же аргумент повторяет несколько раз в разных формах и словах для создания иллюзии того, что он привел несколько аргументов. На аудиторию один аргумент, повторенный пять раз, производит впечатление как пять разных аргументов.
6. «Бездоказательная оценка аргументов противника» — это прием, суть которого заключается в том, что участник спора, услышав аргументы противника, начинает безосновательно сразу же давать им негативную оценку. Как аргументы критики можно услышать такое: «Это не разумно!», «Игра слов!», «Глупости!», «Бессмыслица!», «Это женский аргумент!».
Причем такие оценки, как правило, потом не обосновываются, они становятся аргументами того человека, который их провозгласил, без всякого доказательства.
7. «Набор фраз, не имеющих смысла» — это прием, суть которого заключается в том, что участник спора сбивает с толку противника набором бессмысленных выражений, не имеющих никакого отношения к аргументации точки зрения.
Ставка делается на то, что человек, воспринимая речь, даже если он ее не понимает, предполагает, что за словами собеседника все равно что-то кроется. Особенно это удается, когда противник понимает свою необразованность в рассматриваемом вопросе, но стесняется в этом признаться, и поэтому делает вид, что ему все понятно.
Такому человеку задают вопрос: «Вам все понятно?» На что, как правило, отвечают: «Да!» В результате противник утверждает, что его точка зрения успешно защищена.