Клинико-психологическая диагностика
Планы практических и лабораторных занятий
Тематика практических занятия для дневной формы обучения
Практическое занятие 1.
Предмет, задачи, методы клинической и медицинской психологии
1. Медицинская и клиническая психология, патопсихология, нейропсихология, соматология, дефектология, специальная педагогика и психология, психиатрия и психопатология в изучении нарушений психического развития: предмет и методы изучения.
2. Понятие о диагностике, экспертизе, психологической коррекции, психотерапии, профилактике и реабилитации как видах практики клинической психологии.
3. Основные понятия, характеризующие нарушения психического развития: психическая аномалия и дизонтогения, психологический дефицит, ретардация, психическая депривация, деменция, регрессия, фрустрация, стресс, дефект и дефективность, компенсация.
4. Различение патопсихологии и психопатологии. Методы клинической психологии и психиатрии.
5. Принципы построения эксперимента в клинической (медицинской) психологии и патопсихологии.
Основная литература
1. Бизюк, А.П. Патопсихология. Краткий курс в контексте общей и клинической психологии / А.П. Бизюк / под ред. А. М. Шипицыной. – СПб. : Речь, 2010.
2. Зверева Н. В. Клиническая психология детей и подростков: учебник для обучающихся по направл. подгот. 050400 - Психолого-педагогическое образование / Зверева Н. В., Горячева Т. Г. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2015. - 272 с.
3. Клиническая психология / под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб. : Питер, 2010 (и др. издания). – С. 753-766 (клиническая психология в экспертной практике).
4. Орлова, Е. А. Клиническая психология / Е.А. Орлова, Н. Т. Колесник ; под ред. Г. И. Ефремова. – М. : изд-во Юрайт, 2011.
5. Патопсихология: теория и практика / под ред. И. Ю. Левченко. – М. : Академия, 2013.
6. Сидоров, П. И. Введение в клиническую психологию / П. И. Сидоров, А. В. Парнаков. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010.
Дополнительная литература
1. Большой психологический словарь. – 4-е изд. / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – М. : АСТ : АСТ МОСКВА ; СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009.
2. Менделевич, В. Д. Клиническая и медицинская психология / В. Д. Менделевич. – М.: МЕДпресс-Информ, 2008 (и др. издания).
3. Перре, М. Клиническая психология / М. Перре. – СПб. : Питер, 2007.
Задание:
1. подготовить ответы на вопросы;
2. выписать основные понятия, характеризующие нарушения психического развития: психическая аномалия и дизонтогения, психологический дефицит, ретардация, психическая депривация, деменция, регрессия, фрустрация, стресс, дефект и дефективность, компенсация;
3. выписать определения клинической психологии, медицинской психологии, патопсихологии, нейропсихологии, соматологии, дефектологии, психиатрии, психопатологии, специальной педагогики и специальной психологии;
4. выписать термины: психологический диагноз; психиатрический диагноз; экспертиза; психокоррекция; психотерапия; психопрофилактика; психологическая реабилитация.
Методические рекомендации по составлению конспекта:
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
6. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
7. Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.
Методические рекомендации по изучению темы
Внимательно изучить теоретический материал. Раскрыть связь клинической психологии с другими дисциплиными
Практическое занятие 2.
Клинико-психологическая диагностика.
1. Классификация методов клинической психологии (по Б. В. Зейгарник).
2. Изучение проблемы дефекта и компенсации как предпосылка клинико-психологической диагностики.
3. Представление о первичных и вторичных нарушениях (симптомах) в структуре дефекта. Механизмы формирования вторичных нарушений. Что такое первичные, вторичные, третичные симптомы (по Л. С. Выготскому)?
4. В чем заключается специфика клинико-психологического метода?
5. Основные принципы диагностической работы с пациентом. Принципы построения патопсихологического эксперимента. Методики патопсихологического исследования (по С. Я. Рубинштейн).
6. Этапы построения диалога с больным.
7. Установление клинико-психологического диагноза. Понятие о структуре патопсихологического синдрома. Необходимые виды диагноза (по Л. С. Выготскому): симптоматический, синдромологический, этиологический, типологический.
8. Основные требования к составлению психодиагностических заключений.
9. Схема психологического обследования ребенка. Сбор анамнеза. Написание психологического заключения.
Основная литература
1. Бизюк, А.П. Патопсихология. Краткий курс в контексте общей и клинической психологии / А.П. Бизюк / под ред. А. М. Шипицыной. – СПб. : Речь, 2010.
2. Зверева Н. В. Клиническая психология детей и подростков: учебник для обучающихся по направл. подгот. 050400 - Психолого-педагогическое образование / Зверева Н. В., Горячева Т. Г. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2015. - 272 с.
3. Орлова, Е. А. Клиническая психология / Е.А. Орлова, Н. Т. Колесник ; под ред. Г. И. Ефремова. – М.: изд-во Юрайт, 2011.
4. Патопсихология: теория и практика / под ред. И. Ю. Левченко. – М. : Академия, 2013.
Дополнительная литература
- Большой психологический словарь. – 4-е изд. / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – М.: АСТ : АСТ МОСКВА ; СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009.
2. Менделевич, В. Д. Клиническая и медицинская психология / В. Д. Менделевич. – М.: МЕДпресс-Информ, 2008 (и др. издания).
3. Перре, М. Клиническая психология / М. Перре. – СПб. : Питер, 2007.
Задание:
1) подготовить ответы на вопросы;
2) сделать конспекты по работам Л.С. Выготского;
3) выписать схему психологического заключения.
Методические рекомендации по составлению конспекта:
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.