Тема 9. ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
Дневное отделение - 2 (4) ч.; очно-заочное отделение -2ч.
Занятие 1-е. Учебные вопросы.
сновные виды нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы у детей. Психолого-педагогическая характеристика детей с различными нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с реактивными состояниями, переживаниями, дети с психастенией; с нарушениями поведения.
При рассмотрении двух следующих вопросов обращается внимание на то, что в связи с отсутствием в системе гособразова-ния широкой сети специальных учебно-воспитательных учреж-дений для детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы многие из них (при наличии нерезко выраженных нарушений) могут находиться в образовательных учреждениях общего типа В связи с этим практическое осуществление всех необходимых организационных и медико-педагогических мероприятий, проводимых с детьми этой группы в период их пребывания в ДОУ и школе, приобретает первостепенное значение. Основные мероприятия комплексного медико-педагогического воздействия и организация их проведения в образовательных учреждениях представлены в методической части пособия, с.с. 227-231).
Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы находятся на диспансерном учете у врача-психоневролога и не менее .двух раз в течение года должны проходить психоневрологическое (или неврологическое) обследование. Постоянный медицинский контроль за ними осуществляется педиатром ДОУ или школьным врачом.
Педагогические мероприятия в отношении изучаемой группы детей (основные направления педагогического воздействия) разбираются на практическом занятии в плане повторения и углубления материала лекционного курса. Организационные формы работы: контрольный опрос студентов; заслушивание и анализ небольших докладов (рефератов), подготовленных студентами по соответствующим литературным источникам (с.54, №№ 2, 6, 9,10 и др.).
В конце занятия студенты получают практические задания по психолого-педагогическому обследованию детей с нерезко выраженными нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Занятие 2-е. Учебные вопросы.
1. Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
2. Программа (задачи, основные разделы) психолого-педагогического обследования.
3. Специфика организации и приемов обследования. Учет лич-ностно-психологических особенностей ребенка в процессе про-ведения обследования.
4.Психолого-педагогический анализ особенностей личности и оведенческих реакций детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
5 Разбор практических заданий по обследованию детей с различными нарушениями эмоционально-волевой сферы (стойкие конфликтные переживания, перенесенные реактивные состояния, психастения, психопатические формы поведения).
6 Практические задания по ознакомлению с особенностями и приемами педагогического подхода к детям дошкольного и школьного возраста с нарушениями эмоционально-волевой сферы.*
Методические рекомендации к проведению занятия
При изложении первого вопроса используются рекомендации по проведению психолого-педагогического обследования и педагогического изучения детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы, содержащиеся в специальной литературе (с.54, №№ 4,7,9; Методическая часть пособия, с.с. 65-75 и др.). По этому вопросу рекомендуется подготовить к занятию выступление кого-либо из студентов.
Второй вопрос либо излагается самим преподавателем, либо обсуждается в вопросно-ответной форме беседы педагога со студентами по выполненным ими конспектам литературных источников (с.54, №№ 2. 4, 7, 10 или 1 1). Преподаватель останавливает внимание обучающихся на особенностях трактовки личностных, в том числе поведенческих реакций ребенка, а также на основных психологических и педагогических критериях анализа данных, выявляемых в ходе обследования детей (данные непосредственных наблюдений за ребенком, тестовых обследований, сведения, полученные от педагогов и родителей и др.). Подчеркивается роль сопоставительного анализа (сравнение с нормой, с другими видами нарушений психического развития), значение учета сопутствующих факторов (отношение ребенка к процедуре обследования, взаимоотношение с обследующим, поведенческие реакции и др.), характера взаимодействия ребенка с окружающим социумом, степени выраженности и особенностей аффективных Реакций и пр.
мозговую травму и др.). Подчеркивается определяющая таких факторов, как создание условий воспитания ребенка, необ, ходимых для полноценного психофизического развития, организация гигиенически обоснованного режима дня, закаливание ор, ганизма, установление правильных взаимоотношений между р0 I дителями, воспитателями и ребенком, предупреждение аффективных реакций у ребенка-невротика; необходимость комплексного подхода к профилактике эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей.
Вторая половина занятия отводится на контрольный опрос студентов по теме: «Дети с нарушениями в развитии эмоционально-волевой сферы». Организационной формой может быть письменная контрольная работа. (Используются и специально разработанные тестовые задания.) Перечень примерных контрольных вопросов приводится в методической части пособия (с.257).
ЛИТЕРА Т УРА К ТЕМЕ
1. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. - М., 1992.
2. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. -М.. 1997.
3. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М., 1998.
4. Ковалев В.В. Психогигиена детей и подростков. - М., 1985.
5. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М., 1995.
6. Кононова М.П. Руководство по психологическому исследовании психически больных детей. - М.,1963.
7. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф> Кумариной. - М., 2001. Раздел V.
8. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баеиская Е.Р., Либлинг М.М Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. -1990.
9. Левченко И.К). Патопсихология: теория и практика. - М., 2004.
10. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с пр° блемами развития. - СПб., 2003.
11. Психология детей с нарушениями и отклонениями психической развития / Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. - СПб., 2002.
12. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М., 1992.