Развитие представлений об эмоциях в истории психологии
1. Много наблюдений о роли эмоций в человеческих личных взаимоотношениях сделал известный философ Спиноза. Его интересовали в основном чувства любви, сострадания, ненависти: «Природа людей такова, что к тем, кому худо, они чувствуют сострадание, а кому хорошо, тому завидуют»; или «Если кто воображает, что любимый им предмет находится с кем-либо ещё в более тесной связи дружбы, то им овладевает ненависть к любимому предмету и зависть к этому другому».
2. Вундт предпринял попытку объединения эмоций по общему признаку в компактную систему: «Всю систему чувств можно определить как многообразие трёх измерений, в котором каждое измерение имеет два противоположных направления, исключающих друг друга:
1) возбуждение – успокоение;
2) удовольствие – неудовольствие;
3) разрядка – напряжение.
возбуждение
разрядка
удовольствие неудовольствие
напряжение
успокоение
Эти 3 направления являются не качественными характеристиками, а количественными.
Вундт предложил некоторые гипотетические кривые, выражающие, по его мнению, естественную динамику изменений эмоционального состояния по каждому из измерений.
Все имеющиеся в любой данный момент в сознании элементы чувств объединены в одну единую равнодействующую чувства (наибольшие колебания будут у аффектов, наименьшая амплитуда колебания связана с настроением).
3. Эволюционная теория эмоцийЧ. Дарвина.
Эмоции появились в процессе эволюции как жизненноважный механизм, способствующий адаптации, и являются средством, при помощи которого животные устанавливают значимость условий для удовлетворения потребностей. Телесные изменения, связанные с эмоциями (жесты, мимика, телодвижение), по Дарвину, есть ни что иное, как результаты реальных приспособительных реакций. Их восприятие идёт в соответствии с контекстом общения.
Ч. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно – телесных движениях много общего у антропоидов и слепорождённых детей. Т.е., эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого– поведенческому развитию живого.
4. Психоорганическая теория.
Продолжение идей Ч. Дарвина и их развитие прослеживаются в теории У. Джемса и Г. Ланге. Они считали, что именно органические изменения являются первопричиной эмоций.
Для различных эмоций (любопытства, восторга, гнева, волнения) характерны определённые физические состояния. Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций. Отражаясь в голове человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. По Джеймсу, «мы печальны потому, что плачем; мы боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся».
Психоорганическая теория Кеннона–Барда (альтернативная теория): Эмоции являются первопричиной органических реакций, так как телесных изменений недостаточно, чтобы возникли сложные эмоциональные состояния.
Электрофизиологические исследования позволили развить эти теории.
5. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.
Основная идея, что у человека в динамике эмоциональных процессов и состояний не меньшую роль, чем органические и физические воздействия, играют когнитивно–психологические факторы.
Согласно этой теории, положительные эмоциональные переживания возникают, когда подтверждаются ожидания, а когнитивные представления сбываются (когда реальные результаты соответствуют намеченным). Отрицательные эмоции – когда между ожиданием и результатами имеются расхождения, несоответствие или диссонанс.
Субъективно состояние когнитивного диссонанса переживается как дискомфорт и человек стремится от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: 1) изменить когнитивное ожидание и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату; 2) попытаться получить новые сведения или результат, соответствующие прежним ожиданиям. Исходя из этого положения, эмоции можно рассматривать в качестве мотива действий и поступков. В этой теории когнитивным факторам отдаётся большая роль, чем органическим изменениям.
6. Информационная концепция В. П. Симонова (относится к разряду когнитивных теорий).
Сила и качество возникшей у человека эмоции в конечном счёте определяется силой потребности и оценкой способности её удовлетворения в сложившейся ситуации:
Э = F ( П, (Ин– Ис…,)), где
Э – сила и качество эмоции;
П – величина и специфика актуальной потребности;
(Ин – Ис) – оценка вероятности удовлетворения потребности;
Ин – информация о средствах, необходимых для удовлетворения потребности;
Ис – информация о средствах , которые имеются в данный момент.
(Симонов – отечественный физиолог).
7. П. К. Анохин выделил мобилизующую, интегрально-защитную роль эмоции. Эмоции производят моментальную интеграцию всех функций организма. Благодаря эмоциям организм может эффективно приспособиться к условиям окружающей среды. (Они включены в стадии функциональной системы концепции Анохина.)
8. Рубинштейн С. Л.
Целостный акт отражения, по Рубинштейну, включает единство двух противоположных компонентов: знания и отношения; интеллектуального и аффективного, из которых то один, то другой выступает в качестве преобладающего. «Сами эмоции человека представляют собой единство эмоционального и интеллектуального, так же, как познавательные процессы обычно образуют единство интеллектуального и эмоционального».
Рубинштейн характеризует эмоции как переживание отношений человека к тому, что его окружает, и выделяет особенно показательные признаки:
во-первых, в отличие от восприятия, которое отражает содержание объекта, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту;
во-вторых, они отличаются полярностью - обладают отрицательным и положительным полюсом: веселье – грусть, неудовлетворённость – удовлетворённость.
В сложных человеческих чувствах они часто образуют противоречивое единство (амбивалентность): в ревности – любовь уживается с ненавистью.
Рубинштейн выделил три сферы проявления эмоциональных переживаний:
1) органическая чувственность;
2) предметные чувства, связанные с предметами, видами деятельности;
3) мировоззренческие чувства, связанные с моралью, отношением человека к миру и другим людям, нравственным категориям.
9. По А. Н. Леонтьеву, эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей: они возникают в деятельности и являются побуждением к ней. Они не несут информации о внешних объектах, отношениях, ситуациях, в которых происходит деятельность. Их особенность в том, что они непосредственно отражают отношение между мотивами и реализацией деятельности, отвечающей этим мотивам.