Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды»
1. Безопасность как социальное явление и категория бытия: этимология категории безопасности, ее структура, роль и место безопасности в жизнедеятельности человека и общества.
2. Понятие о психологической безопасности в науке. Основные категории концепции психологической безопасности образовательной среды.
3. Риски и угрозы, деформирующие образовательную среду и снижающие ее безопасность.
4. Структурные компоненты безопасного образовательного пространства.
5. Понятие вида безопасности в сфере образования.
6. Роль и место системы образования в безопасности человека и общества.
7. Категория угрозы в сфере образования.
8. Факторы образовательной безопасности.
9. Основополагающие характеристики психологической безопасности образовательной среды.
10. Психологическая культура как важнейшее условие создания и поддержания безопасной среды. Уровни и компоненты психологической культуры.
11. Принципы моделирования психологически безопасной образовательной среды.
12. Механизмы обеспечения психологически безопасной образовательной среды.
13. Профессиональное «выгорание» педагога: проблемы, способы решения, профилактика.
14. Проблема безопасности организации и личной безопасности.
15. Угрозы современной социальной ситуации развития ребенка.
16. Способы эмоциональной саморегуляции участников образовательного процесса.
17. Переход от интеграции к инклюзии в образовании: проблемы и перспективы.
18. Инклюзивная практика в дошкольном и школьном образовании: опыт Мурманской области.
19. Психологическое сопровождение учащихся классов инклюзивного образования.
20. Причины детской беспризорности и безнадзорности.
21. Деструктивные особенности уличного досуга и философии свободного времени.
22. Профилактика правонарушений учащихся.
23. Профилактика и противодействие наркомании и токсикомании в образовательном учреждении.
24. Понятие безопасности образовательного учреждения, система и структура системы обеспечения безопасности.
25. Физическая безопасность образовательного учреждения и ее обеспечение.
26. Информационная безопасность образовательного учреждения и ее обеспечение.
27. Стили семейного воспитания, их влияние на формирование личности ребенка.
28. Опасности, связанные с непедагогическим отношением родителей к детям.
29. Условия, методы создания благоприятного психологического климата в семье и организации оптимального общения.
30. Семейная психокоррекция и психотерапия.
31. Техники психологической профилактики.
32. Возможности психологического консультирования в процессе создания психологически безопасной образовательной среды.
33. Психологическая коррекция и ее направления.
34. Технологии психологической реабилитации: тренинги социальных и жизненных умений.
35. Технология социально–психологического обучения общению, свободному от проявления психологического насилия.
36. Основные методически–организационные условия осуществления психотехнологий сопровождения участников образовательного процесса.
Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
Список литературы по курсу «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды».
Основная
1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: теоретические основы и технологии создания / И. А. Баева. – СПб, 2002.
2. Баева И. А. Психология безопасности: история, становление, перспективы / И. А. Баева // Национальный психологический журнал. – 2007. – № 1.
3. Баева И. А. Психология безопасности: теоретическая основа практической помощи человеку в экстремальной ситуации / Баева И. А. // Журнал практического психолога. - 2008. - № 4. - С. 8-26.
4. Зинченко Ю. П. Психология безопасности как социально-системное явление / Зинченко Ю. П. // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. – 2011. – № 4. – С. 4-11.
5. Орлова А. Педагогическая психология / А. Орлова, Л. Регуш. – СПб.: Питер, 2009. – 550 с.
6. Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия: учеб. пособие / В. Г. Маралов, В. А. Ситаров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2015. – 424 с.
7. Петривняя И. В. Образование. Психология. Педагогика: учеб. пособие / И. В. Петривняя. – Нижний Новгород: НКИ, 2000. – 92 с.
8. Практическая психология образования: учеб. пособие / под ред. И. В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004.
9. Сухов А. Н. Социальная психология безопасности: учеб. пособие для студ. вузов / А. Н. Сухов. – М.: Академия, 2002. – 256 с.
10. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.
Дополнительная
1. Гребенкин Е. В. Профилактика агрессии и насилия в школе : учеб.-метод. комплекс / Е. В. Гребенкин. – Ростов н/Д : Феникс, 2006.
2. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении: теория и практика / ГОУДПО (повышения квалификации) специалистов Моск. обл. "Пед. акад. последиплом. образования"; [авт.-сост. В. Ф. Пилипенко, Н. В. Ерков, А. А. Парфенов; под науч. ред. Л. Я. Олиференко]. – М.: Айрис-пресс, 2006.
3. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении: настольная книга руководителя / сост. Н. В. Андреева [и др.]; под ред. Л. Н. Антоновой; отв. ред. Л. Я. Олиференко, В. Ф. Пилипенко; Гос. образоват. учреждение доп. проф. образования специалистов Московской обл., Пед. акад. последипломного образования. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006.
4. Петров С. В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения : практ. пособие для рук. и работников образоват. учреждений / С. В. Петров. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
5. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении: рабочие материалы заместителя руководителя / сост. А. И. Котова [и др.]; под ред. Л. Н. Антоновой, Н. В. Буркова; Гос. образоват. учреждение доп. проф. образования специалистов Московской обл., Пед. акад. последипломного образования. – М.: Айрис-пресс, 2006.
6. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста: современные технологии, программа адаптации, диагностические методики, игровой материал / авт.-сост. Ю. А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2013.
7. Котова С. А. Как сохранить здоровье, работая в школе : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 050700.62 Педагогика / С. А. Котова, В. А. Кулганов. – М.: НИИ школьных технологий, 2010.
8. Лаптев Л. Г. Образование и национальная безопасность / Л. Г. Лаптев, О. А. Бельков // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. – 2011. – № 4. – С. 17-23.
9. Кандыбович С. Л. Здоровье населения - залог стабильности и безопасности государства / С. Л. Кандыбович, М. Ф. Секач // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. – 2011. – № 4. – С. 32-38.
10. Кремень М. А. Проблема экстремальности и безопасность личности / М. А. Кремень А. П. Герасимчик // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. – 2011. – № 4. – С. 39-42.
11. Бусыгина И. С. Корпоративность как основание безопасности организации / И. С. Бусыгина // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. – 2011. – № 4. – С. 43-52.
12. Дроздова А. В. Воздействие рекламы на безопасность личности в современном информационном обществе: социально-психологический аспект / А. В. Дроздова // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. – 2011. – № 4. – С. 58-65.
13. Кора Н. А. Исследование факторов социально-психологической безопасности студентов в условиях образовательной среды / Н. А. Кора // Инновации в образовании. – 2011. – № 11. – С. 107-122.
14.Матвеева Л. В. Исследование трансформаций представления об опасности под влиянием СМИ / Л. В. Матвеева, Е. В. Лаврова // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. – 2011. – № 4. – С. 66-75.
15. Шойгу Ю. С. Прогнозирование и управление социально-психологическими рисками во время чрезвычайной ситуации / Ю. С. Шойгу, Л. Г. Пыжьянова // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. – 2011. – № 4. – С. 76-83.
16. Зотова О. Ю. Потребность в безопасности у представителей разных социально-экономических групп / О. Ю. Зотова // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. – 2011. – № 4. – С. 84-91.
17. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова, В. Н. Ярыгин, А. М. Казьмин; [под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой]. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 141, [2] с.
20. Сергеев С. Ф. Постклассические модели психологической безопасности в образовательных средах / С. Ф. Сергеев // Школьные технологии. – 2012. – № 2. – С. 66-71.
21.Воскресенская Н. В. Родительские мастер-классы в детском саду / Н. В. Воскресенская // Современный детский сад: методика и практика. – 2011. – № 8. – С. 47-52.
22. Зубова Г. Г. Здесь играют все: опыт реализации образовательно-игровой программы для родителей / Г. Г. Зубова, О. С. Кукс // Современный детский сад: методика и практика. – 2011. – № 8. – С. 53-57.
23. Уваров А. Ю. Инновационные технологии в современной школе: международный проект " Инновационные школы" / А. Ю. Уваров // Школьные технологии. – 2011. – № 6. – С. 72-85.
24. Лебединцев В. Б. Позиции и функции педагога при индивидуальном обучении / В. Б. Лебединцев // Школьные технологии. – 2011. – № 6. – С. 115-121.
25. Романова Е. Тьютор в современной школе / Е. Романова // Здоровье детей (Прил. к газ. "Первое сентября"). – 2011. – № 15. – С. 42-45.
26. Беляева Л. А. Образование в России и модернизация экономики (по результатам Европейского социального исследования) / Л. А. Беляева // СОЦИС. – 2011. – № 12. – С. 13-24.
27. Демидов А. М. Исследование социокультурных стилей в России: десять лет спустя / А. М. Демидов, А. А. Демидов // СОЦИС. – 2011. – № 12. – С. 131-136.
28. Розенблюм С. Дети-аутисты в средней школе: достижения и проблемы / С. Розенблюм // Здоровье детей (Прил. к газ. "Первое сентября"). – 2011. – № 16. –С. 50-51.
29. Бутко Г. Язык принятия: тренинги для родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития / Г. Бутко, Ю. Борисова // Здоровье детей (Прил. к газ. "Первое сентября"). – 2011. – № 13. – С. 42-46.
30. Психологическая безопасность личности в образовательном пространстве: материалы I Всерос. виртуальной науч.-практ. конф., 1-30 ноября 2010 г. / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т; [редкол.: М. Ю. Двоеглазова (отв. ред.), Т. В. Тучкова, И. А. Синкевич, А. В. Науменко]. –Мурманск : МГГУ, 2011. –179 с.
Тематика рефератов