Типы волевой активности личности
Тип личности | Показатели волевой активности | |||
Направленность | Сила | Устойчивость | Широта | |
1-й тип 2-Й ТИП или: или: 3-й тип 4-й тип 5-й тип или: или: 6-й тип | Положительная Положительная Положительная Положительная Положительная Отрицательная Отрицательная Отрицательная Отрицательная Отрицательная | Сильная Сильная Сильная Сильная Слабая Слабая Сильная Сильная Сильная Сильная | Устойчивая Устойчивая Неустойчивая Неустойчивая Устойчивая Устойчивая Устойчивая Неустойчивая Неустойчивая Устойчивая | Широкая Узкая Широкая Узкая Широкая Широкая Узкая Широкая Узкая Широкая |
угнетена, а Лопахин ликует: «Я купил! Погодите, господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось, говорить не могу... Вишневый сад теперь мой! Мой! Боже мой, господи, вишневый сад теперь мой!.. Музыка, играй отчетливо! Пусть будет все, как я желаю! Идет новый помещик, владелец вишневого сада! За все могу заплатить!»
8. Определите виды чувств в следующих отрывках.
«Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал музыку к «Онегину» (из письма П. И. Чайковского).
«После долгих усилий ученику удалось решить трудную задачу, что привело его в состояние восторга».
«Мальчик-староста был совершенно подавлен тем, что ребята назвали его «предателем», так как он сообщил классному руководителю, кто разбил стекло».
9. Докажите, что труд явился основой возникновения и развития волевых действий.
10. Обыденный факт выполнения человеком ранее задуманного действия, по мнению идеалистов, свидетельствует якобы о том, что человеческий дух, сознание, воля независимы от материи, что они подчиняют себе материю. Проанализируйте конкретные примеры волевых действий и докажите несостоятельность этих положений.
11. Известный советский психолог А. Р. Лурия описал больного с поражением премоторной зоны головного мозга, что привело к нарушению всех произвольных движений. Нарушения проявлялись в том, что, если больному нужно было взять в руки звонок и вызвать няню, он брал звонок в руки и застывал в такой позе. Какие психологические условия нормального волевого действия отсутствовали в данном случае у
больного? С нарушением какой области мозга связано описанное заболевание? Для объяснения используйте рис. XII.10.
12. Используя материалы на с. 214, проанализируйте один из фактов проявления волевого поведения, имевшего место в вашей жизни.
13. Довольно часто мы сталкиваемся со случаями, когда, приняв решение, человек иногда вновь начинает сомневаться в правильности и не выполняет принятого решения. Бывает и так, что он откладывает исполнение намеченного, не может побудить себя начать действовать в избранном направлении, пытается убедить себя, что с исполнением решения можно подождать.
Чем объяснить возникновение этих противоречий? О каких особенностях воли личности это говорит?
14. Хорошо известно, что в то время, когда человек учится езде на велосипеде, ему бывает достаточно подумать, что сейчас он упадет, как он действительно падает.
Какие механизмы воли проявляются в данном случае?
15. Во время воздушного боя летчик получил смертельную рану. В какое-то мгновение он понял, что, если выпустит из рук штурвал самолета, погибнут все, кто там находится. И вот летчик продолжает управлять самолетом. Благополучно сажает его и... из самолета его выносят уже мертвым.
Какая функция воли проявляется в данном случае? Дайте психологическое объяснение отмеченному факту.
16. В школьной практике довольно часто сталкиваешься с высказыванием учителей: «У тебя, как всегда, в голове одни глупости», «Я ничего лучшего от тебя и не ожидал» и т. д.
Всегда ли эти. замечания могут дать положительный эффект? На формирование каких волевых качеств личности учеников это влияет?
17. Почему оценка знаний должна быть объективной? В каких случаях оценка стимулирует развитие волевых качеств лич-
' НОСТИ?
18. Какие, на ваш взгляд, приемы работы над собой способствуют формированию волевых качеств личности?
19. Эмоциональное состояние учителя часто определяет успех его педагогической деятельности.
Выполните задание: опишите, какие эмоциональные состояния возникают у вас при подготовке к урокам и при их проведении (преобладающее настроение, состояние вдохновения, страсть к работе и т. д., поддаетесь ли вы аффектам и как это сказывается на работе).
Для большей достоверности можно провести несложный эксперимент, в результате которого выяснить, как меняется выражение переживаний в связи с изменением ситуации и деятельности.
Испытуемым последовательно показывается набор фотографий, изображающих учащихся в разных видах деятельности, с просьбой ответить, какую эмоцию переживает ученик, изображенный на фотографии, и чем это может быть вызвано.
В итоге следует сделать вывод о возможности определения эмоций через выразительные движения человека {мимику, пантомимику).
Обратите внимание на соответствие между переживаниями и их выражением.
20. Одним из проявлений воли человека является его выдержка.
На конкретных примерах установите:
умеет ли ученик владеть собой во время урока, при выполнении трудных заданий и т. д.; является ли выдержка привычной для него или требует больших усилий?
В чем наиболее ярко проявляется невыдержанность испытуемого?
Что вы в своей практической работе делаете для преодоления невыдержанности учащихся и развития выдержки как волевой черты характера?
Данные наблюдений подкрепите выделением волевых компонентов в сознании и поведении школьников. С этой целью проанализируйте характеристики, составленные на учеников вашего класса, и в них:
выберите материал, раскрывающий волевую сторону личности учащихся;
определите, какие волевые свойства представлены у того или другого школьника:
раскройте с помощью материала характеристик общую структуру воли каждого ученика.
XIII. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Узловые вопросы темы
1. Понятие о темпераменте и его типах.
2. Физиологические основы темперамента. Тип высшей нервной деятельности и темперамент.
3. Современные подходы к психологической характеристике типов темперамента.
4. Общее понятие о характере и его природе.
5. Структура характера.
6. Формирование характера.
7. Понятие о способностях.
8. Структура способностей.
9. Врожденное и приобретенное в способностях.
10. Диагностика способностей.
Основные психологические
понятия по темам «Темперамент» и «Характер»
Абулия — болезненное безволие, проявляющееся в неспособности принять самое простое решение.
Интровертированность — термин введен Айзенком для обозначения типа личности. И. проявляется в необщительности, замкнутости, отсутствии интереса к другим и склонности к углубленному самоанализу.
Меланхолик — тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью, склонностью глубоко переживать даже незначительные события.
Сензитивностъ — повышенная чувствительность к различным воздействиям.
Сангвиник — тип темперамента, характеризующийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью.
Тип высшей нервной деятельности — устойчивый комплекс свойств высшей нервной деятельности (сила, уравновешенность, подвижность и др.), определяемый в основном совокупностью свойств нервной системы.
Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.
Флегматик — тип темперамента, проявляющийся в медлительности, устойчивости, слабом внешнем вы-
ражении эмоциональных состоянии.
Характер — индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающее типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. X. тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления.
Холерик — тип темперамента, проявляющийся в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности и общей подвижности.
Экстравертированностъ — характерологическая особенность некоторых людей, проявляющаяся в повышенной общительности, открытости внутреннего мира и интереса к другим людям.
Основные
психологические понятия по теме «Способности»
Гениальность — высшая степень творческих проявлений личности.
Дифференциальная психология — раздел психологической науки, изучающий индивидуально-психологические различия между людьми.
Задатки — некоторые генетически детерминированные анатомо-физиологические особенности нервной системы, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой формирования и развития способностей.
Коммуникативные способности — способности личности, обеспечивающие эффективность ее общения с другими личностями и психологическую совместимость в совместной деятельности.
Одаренность общая — единство
общих способностей человека, обусловливающее диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие его деятельности.
Олигофрения — слабоумие, недоразвитость психических функций.
Способности — индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею.
Талант — высшая степень способностей личности к определенной деятельности.
Тест — краткое стандартизированное психологическое испытание с целью определения индивидуальных особенностей и уровня развития.
Френология — теория, согласно которой по строению черепа можно судить о развитии тех или иных способностей. Предложена австрийским врачом Ф. Галлем.
Свойства темперамента, определяя динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Основными компонентами темперамента являются:
общая психологическая активность;
моторика;
эмоциональность.
От темперамента зависит:
скорость возникновения психических процессов и их устойчивость,
темп и ритм деятельности и поведения,
интенсивность психических процессов.
Темперамент накладывает отпечаток на другие особенности психики.
Свойства темперамента, как и любые психические свойства, представляют собой некоторые потенции, проявляющиеся или непроявляю-
Рис. ХШ.1, Типы темперамента: реакция людей с различным темпераментом на смятую шляпу
Рис. XIII.2. Схема зависимости темперамента от координат типа нервной системы
щиеся в зависимости от ряда условий. Зависимость проявлений темперамента от условий ведет к тому, что люди совершенно различного темперамента могут тем не менее в разных условиях проявлять очень сходные или даже тождественные качественные психические особенности, тогда как в одинаковых условиях они проявляют прямо противоположные качественные особенности.
Свойства темперамента, как и свойства нервной системы, не являются абсолютно неизменными. Свойства темперамента проявляются не с момента рождения и не все сразу в определенном возрасте, а развиваются в определенной последовательности, обусловленной как общими закономерностями созревания высшей нервной деятельности, так и специфическими закономерностями созревания каждого типа нервной системы.
Причина индивидуальных особенностей поведения обусловлена свойствами нервных процессов возбуждения и торможения и их различными сочетаниями.
И. П. Павлов полагал, что три свойства нервных процессов определяют тип высшей нервной деятельности (тип нервной системы).
Этими свойствами являются:
сила, т. е. способность нервной системы выдерживать сильные раздражители. Она характеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток;
уравновешенность, характеризующаяся соотношением процессов возбуждения и торможения;
подвижность как показатель быстроты смены процессов возбуждения и торможения (см. табл. на с. 221).
Свойства нервной системы могут быть общими и частными (парциальными). Первые определяют показатели темперамента человека, а вторые — его частные специальные особенности, имеющие косвенное отношение к характеристике личности.
Физиологической основой темперамента является не деятельность мозговой коры самой по себе, а взаимодействие ее с подкоркой, равно как и взаимодействие обеих сигнальных систем.
Идеи И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности развивали такие советские ученые, как Е. М. Теплое, В. Д. Небылицын, которые создали новое направление в психологии — дифференциальную
психофизиологию (см.)- Ими были экспериментально установлены дополнительные свойства нервной системы :
лабильность — скорость возникновения и протекания возбудимого и тормозного процесса;