Гуманистическая и экзистенциональная психология
Предметом изучения гуманистической психологии является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе - развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, глубинное межличностное общение и т. п.
Гуманистическая психология сформировалась, как научное направление, в начале 60-х гг. двадцатого века. Оно противопоставляло себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за подход к психологии человека по аналогии с психологией животных и рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, - психоанализу, критикуемому за представления о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми глубинными влечениями и комплексами. Это психологическое направление сразу же приобрело большой вес и в западной психологии получило название «третьей силы».
Гуманистическая психология представляет собой конгломерат довольно разных школ и направлений, имеющих общую стратегическую платформу. Её представители. стремятся построить новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.
Основные методологические принципы и положения гуманистической психологии сводятся к следующему:
- человек целостен и должен изучаться в его целостности;
- каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев (case study) не менее оправдан, чем статистические обобщения;
- человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире — главная психологическая реальность;
- человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
- человек обладает стремлением к самоактуализации (реализации своего потенциала), которые являются частью его природы;
- человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;
- человек есть активное, творческое существо.
Истоки этих идей - в философских традициях гуманистов Возрождения, французского Просвещения, немецкого романтизма, философии Фейербаха и Ницше, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.
Общая методологическая платформа гуманистической психологии реализуется в широком спектре различных подходов. Проблема движущих сил становления и развития личности, потребностей и ценностей человека получила раскрытие в работах А. Маслоу, В. Франкла, Ш. Бюлер и др.
Ф. Бэррон, Р. Мэй и В. Франкл подвергли анализу проблему свободы и ответственности. Проблематика межличностных отношений, любви, брака, сексуальных отношений, самораскрытия в общении рассматривается в работах К. Роджерса, С. Джурарда, Р.Мэя и др. Трансценденция человеком своего бытия рассматривается при этом как специфически человеческая сущностная особенность (Джурард, Франкл, Маслоу).
Основной областью практического приложения гуманистической психологии выступает психотерапевтическая практика, в которой зародились и были развиты многие из идей, образующих сегодня теоретический фундамент данного направления. В работах Маслоу, Джурарда, Бэррона, Роджерса разработаны представления о психически здоровой, полноценно функционирующей личности. Недирективная психотерапия Роджерса и логотерапия Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем.
Другая важная область практического приложения — гуманистическая педагогика, которая основана на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником и направлена на раскрытие творческих способностей личности.
Третья область практического приложения гуманистической психологии — социально-психологический тренинг, одним из зачинателей которого был Карл Роджерс. Успехи гуманистической психологии в этих прикладных областях во многом определили её социальную платформу, основанную на идее улучшения общества путем усовершенствования индивидов и межличностных отношений (А.Маслоу).
В парадигме гуманистической психологии и философии экзистенционализма оформилась в самостоятельное течение экзистенциональная психология (лат. existentia — существование), которая изучает:
- проблемы времени, жизни и смерти;
- проблемы свободы, ответственности и выбора;
- проблемы любви и одиночества;
- проблемы поиска смысла существования.
Одной из целей экзистенциальной психологии является решение проблемы восстановления аутентичности личности — соответствия ее бытия в мире ее внутренней природе. В практике современной экзистенциальной психологии используются многие достижения психоанализа. Наиболее видные представители Э. п. — Л. Бинсвангер, М. Босс, Е. Минковски, Р. Мей, В. Франкл, Дж. Бугенталь. Идеи работ выдающего мыслителя 20-го века Эрика Фромма (1900-1980 ) - «Иметь или быть», «Бегство от свободы», «Искусство любить» - часто называют гуманистическим или экзистенциальным психоанализом.