Гуманистическая психология

Гуманистический подход к пониманию человека про­является в том, что человек рассматривается как изна­чально хорошее существо, которому потенциально при­сущи положительные духовные качества и высшие ду­ховные потребности (самосовершенствование, стремление понять себя, смысл жизни, свое назначение в мире, по­требности в красоте, гармонии, истине и т. п.). Но эти духовные качества и потребности выступают как потен­ции, которые могут реализоваться в реальной жизни че­ловека, а могут и не реализоваться в случае неблагопри­ятных социальных условий окружения. Термин «гума­нистическая психология» был придуман группой психо­логов, которые в начале 60-х годов под руководством Абрахама Маслоу (1908-1970) объединились с целью со­здать теоретическую альтернативу двум наиболее важным психологическим теориям: фрейдизму и бихевиоризму. В противовес фрейдизму и бихевиоризму, которые оце­нивают человека как полностью зависимого либо от ок­ружения, либо от бессознательных инстинктов, гуманис­тическая психология рассматривает человека как ответ­ственного за свою судьбу, свободно делающего выбор сре­ди предоставленных возможностей, стремящегося к са­мосовершенствованию, находящегося в процессе станов­ления, изменения в течение всей жизни.

Гуманистическая психология изучает психически здо­ровые, гармоничные личности, достигшие вершины лично­стного развития, вершины самоактуализации. Такие «самоактуализирующиеся» личности, к сожалению, состав­ляют лишь 1-4% от общего количества людей, а осталь­ные из нас находятся на той или иной ступени развития потребностей. Согласно Маслоу, все потребности человека можно разделить на пять уровней. Низший уровень пред­ставлен физиологическими потребностями, они называются также фундаментальными. К ним относятся такие потреб­ности, как голод, жажда, потребность во сне и т. д. Далее потребности располагаются следующим образом:

в потребность в безопасности (стабильность, порядок);

в потребность в любви и принадлежности (семья, дружба);

в потребность в уважении (самоуважение, признание);

в потребность в самоактуализации (или самоосуще­ствлении) как в полном раскрытии заложенных в человеке потенций и способностей. Потребности всех уровней генетически обусловлены. Но пока не удовлетворены нижние потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными. Маслоу отмеча­ет, что нехватка благ, блокада базовых и физиологичес­ких потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводят к тому, что эти потребности могут стать для обычного че­ловека ведущими. («Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба»). Но если базовые, первичные потребности удовлетворены, то у человека могут прояв­ляться высшие потребности, метамотивация (потребнос­ти к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смыс­ла своей жизни).

Одним из центральных понятий в концепции А. Мас­лоу является понятие самоактуализации, под которой он понимал «полное использование талантов, способностей, возможностей человека, который достиг более оптималь­ного и эффективного уровня функционирования, чем средние" люди». Самоактуализация является биологи­чески обусловленной и, следовательно, обеспечивается не столько внешними влияниями, сколько «ростом изнутри», поэтому в обществе социальные условия играют в этом процессе ограниченную роль и основная их задача заключается в том, чтобы не мешать «росту».

Если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностно­го саморазвития - к самореализации.

Самоактуализирующейся личности присущи следую­щие особенности: 1) полное принятие реальности и ком­фортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать, понимать ее); 2) принятие других и себя («я делаю свое, а ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соот­ветствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я есть я, ты есть ты. Я уважаю и принимаю тебя таким, каков ты есть»); 3) профессиональная увлеченность любимым де­лом, ориентация на задачу, на дело; 4) автономность, не­зависимость от социальной среды, самостоятельность суж­дений; 5) способность к пониманию других людей, вни­мание, доброжелательность к людям; 6) постоянная но­визна, свежесть оценок, открытость опыту; 7) различе­ние цели и средств, зла и добра («не всякое средство хо­рошо для достижения цели»); 8) спонтанность, естествен­ность поведения; 9) юмор; 10) саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуа­лизирующее творчество в работе, любви, жизни; 11) го­товность к решению новых проблем, к осознанию про­блем и трудностей, к осознанию своего опыта, к подлин­ному пониманию своих возможностей.

Активная позиция по отношению к действительности, изучение и преодоление реальности, а не бегство от нее, способность видеть события своей жизни такими, какие они есть, не прибегая к психологической защите, пони­мание того, что за отрицательной эмоцией скрывается проблема, которую надо решить, готовность идти навстречу проблемам, отрицательным эмоциям, чтобы найти и снять помехи для личностного роста, — вот что позволя­ет человеку достичь понимания себя, смысла жизни, внут­ренней гармонии и самоактуализации. Принадлежность к группе и чувство самоуважения — необходимые усло­вия для самоактуализации, т. к. человек может понять себя, только получая информацию о себе от других лю­дей.

Но почему самоактуализирующихся людей мало? Мас-лоу считает, что причин может быть несколько: 1) небла­гоприятные социальные условия, блокирующие удовлет­ворение низших и высших потребностей; 2) незнание че­ловеком своего потенциала, сомнение в своих способнос­тях, страх успеха, который мешает человеку стремиться к самосовершенствованию (комплекс Ионы); 3) чрезмер­ное влияние потребностей безопасности, которые блоки­руют стремление человека к росту, самосовершенствова­нию, изменению, поскольку это может сопровождаться риском, ошибками, тревогой. Неудовлетворение высших метапотребностей — потребностей роста (Маслоу выделя­ет 14 высших духовных метапотребностей: стремление к целостности личности, к совершенствованию, к заверше­нию, к справедливости, порядку и закону, к активности функционирования, к дифференциации и сложности, к красоте, к честности, открытости и простоте, к доброте, к уникальности и новизне, к игре и юмору, к истине и чести, к независимости и автономии, свободе) может не осознаваться человеком и не переживаться как осознан­ное желание, но тем не менее их неудовлетворение подав­ляет рост и функционирование здоровой личности и даже вызывает специфические психические заболевания - метапатологии (апатия, депрессия, отчуждение, цинизм, не­способность глубоко любить кого-либо, стремление жить только сегодняшним днем; отсутствие интереса к тому, что происходит в мире, к новой информации; ненависть, отвращение; тотальный эгоизм; нежелание чего-либо до­биваться; ощущение бессмысленности, отчаяния, утраты смысла жизни, уход в наркотики, пьянство).

Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987) так же, как и А. Маслоу, считал, что люди склонны стремиться вперед и при благоприятных условиях способны реализовать свой врожденный потенциал, демонстрируя истинное психи­ческое здоровье.

Одним из фундаментальных понятий подхода К. Род­жерса является понятие «Я-концепция». Я-концепция — это совокупность представлений человека о самом себе в данный момент времени.

Согласно Роджерсу, каждый организм наделен стрем­лением заботиться о своей жизни с целью сохранять ее и улучшать. У человека на основе разнообразного жизнен­ного опыта общения с другими людьми и поведения лю­дей в отношении к нему формируется система представ­лений о себе — «реальное Я». То, каким человеку хоте­лось бы стать в результате реализации своих возможнос­тей, образует «идеальное Я». К этому «идеальному Я» и стремится приблизиться «Я реальное». Поскольку у че­ловека есть потребность в самоуважении и он хочет полу­чить положительное отношение к себе людей, то человек порой скрывает свои истинные мысли и чувства, жела­ния, внешне демонстрируя вместо этого те, которые по­лучат одобрение окружающих. В результате человек все меньше остается самим собой, возникает внутренний раз­лад между желаниями и внешним поведением человека, какая-то часть личности подавляется, прячется, что вы­зывает внутреннюю напряженность, невротичность и даль­нейшее отделение от «идеального Я». Личность уравно­вешена тем больше, чем больше согласия или конгруэнт­ности между «реальным Я» и его чувствами, мыслями, поведением, что позволяет приблизиться к своему «иде­альному Я», а именно в этом суть актуализации. Стремление к саморазвитию, к самоактуализации, к понима­нию и реализации смысла жизни является высшей ду­ховной потребностью, потенциально присущей каждому человеку, но часто нереализованной в действительной жиз­ни человека.

Я-концепция как представление о самом себе и опре­деляет поведение человека в тех или иных ситуациях. Формирование Я-концепции происходит в результате взаимодействия с другими людьми, особенно большое значение имеют значимые другие.

Таким образом, можно утверждать, что содержание Я-концепции является результатом процесса социализа­ции личности.

Наши рекомендации