Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райху)

Интересную концепцию о характере человека разработал психолог Райх, согласно которой характер человека включает постоянный, привычный набор, паттерн защит. Райх полагал, что характер создает защиты против беспокойства, которое вызывается в ребенке интенсивными сексуальными чувствами в сопровождении страха, наказания. Первая защита против этого страха — подавление, которое временно обуздывает сексуаль­ные импульсы. По мере того как «эго-защиты» становятся по­стоянными и автоматически действующими, они развиваются в черты характера или характерный панцирь.

Каждое характерное отношение имеет соответствующую ему физическую позу, поэтому характер человека выражается в его теле в виде мышечной ригидности. Человеку полезно проанализировать в деталях свою позу и физические привычки (поэтому Райх часто имитировал характерные позы или жесты пациентов, просил самих людей повторить или преувеличить привычный штамп поведения, например, нервную улыбку), усилить определенный зажим в мышцах, чтобы лучше осоз­нать его, прочувствовать его и выявить эмоцию, которая связа­на с этой частью тела. Лишь после того как подавляемая эмо­ция находит свое выражение, человек может полностью отка­заться от хронического напряжения или зажима.

Райх обнаружил, что хронические мышечные зажимы бло­кируют три основные побуждения: тревожность, гиев и сек­суальное возбуждение. Он пришел к выводу, что физический (мышечный) и психологический панцирь — одно и то же. При работе с мышечным панцирем Райх обнаружил, что освобож­дение хронически зажатых мышц вызывает особые ощуще­ния — чувство тепла или холода, покалывание, зуд или эмоци­ональный подъем. Он полагал, что эти ощущения возникают в результате высвобождения биологической энергии, которую назвал «оргон».

Оргоническая энергия обладает следующими свойствами:

1) она свободна от массы, не имеет ни инерции, ни веса;

2) она присутствует всюду, хотя и в различной концентра­ции;

3) она является средой электромагнитных и гравитацион­ных взаимодействий, субстратом большинства фундамен­тальных природных феноменов;

4) она находится в постоянном движении и может быть наблюдаема в соответствующих условиях.

Мышечные зажимы служат ограничерию как свободного потока энергии, так и свободного выражения эмоций у челове­ка. То, что сначала возникает как защита против захлестываю­щих чувств напряжения и возбужденности, становится физи­ческой и эмоциональной смирительной рубашкой.

Психологический, личностный рост, самосовершенствова­ние человека Райх определяет как процесс рассасывания психо­логического и мышечного панциря, постепенного становления более свободным, искренним и открытым человеком, более энергичным и счастливым, обретения способности наслаждать­ся полным и удовлетворяющим оргазмом.

вопрос 96

Потребности

Потребность — это переживаемое состояние нужды в чем-либо, необходимом для жизнедеятельности

Выделяют классификацию потребностей: 1) первичные, витальные (врожденные, биологические) потребности: в пище, воде, сне-отдыхе, потребность в самозащите, родительские потребности, сексуальные потребности. Эти естественные по­требности имеют общественно-личный характер, что находит свое выражение в том, что даже для удовлетворения узколич­ных потребностей (в пище) используются результаты обще­ственного труда и применяются исторически сложившиеся в данной общественной среде способы и приемы, т. е. все по­требности социальны по способу удовлетворения; 2) культур­ные, приобретенные потребности имеют общественный харак­тер по природе своего происхождения, они формируются под влиянием воспитания в обществе. Среди культурных потреб­ностей выделяют материальные и духовные потребности. К духовным относят потребность в общении, потребности в эмо­циональном тепле, уважении, познавательные потребности, потребности в деятельности, эстетические потребности, потреб­ность осознать смысл своей жизни.

Методы выживания любого живого существа можно обоб­щить так: питание, безопасность (защита и нападение) и раз­множение. Основное оружие выживания человека — умствен­ная деятельность, руководящая физическими действиями на разумном уровне.

Четыре динамики являются основной силой, целевыми подразделениями всего динамического принципа выживания человека. Первая динамика — это стремление к максимально­му выживанию человека ради себя самого. Такая цель объеди­няет человека, культуру, в развитии которой он участвует для пользы себе и бессмертия своего имени.

Вторая динамика — это стремление человека к максималь­ному выживанию посредством половой деятельности, рожде­ния и воспитания детей. Эта динамика включает в себя самих детей, продолжение культуры для детей и их будущего благо­получия.

Третья динамика — это стремление человека к максималь­ному выживанию группы. Четвертая динамика — это стрем­ление человека к максимальному выживанию всего человече­ства. Все четыре фактора — личность, секс, группа, человече­ство — были внесены в одно новое уравнение. И так была най­дена теория, которая работала и объясняла все реальные фено­мены человеческого поведения.

Ни одна из динамик не сильнее других. Они все сильные, подобны четырем дорогам, по которым человек идет к выжи­ванию и которые на самом деле являются одной. Можно счи­тать, что все цели человека находятся внутри этого спектра и это объясняет его поведение. Случается, что четыре динамики соревнуются между собой в воздействии на человека или об­щество. Но оптимальным решением любой проблемы являет­ся то, которое приносит максимальную пользу наибольшему числу динамик. Самым лучшим решением любой проблемы является то, которое приносит наибольшее благо наибольше­му количеству людей, включая самого человека, его потомство, друзей, семью, политические и национальные группы и в кон­це концов человечество.

вопрос 97

Мотивация

Термином «мотивация» в современной психологии обозна­чаются как минимум два психических явления: 1) совокуп­ность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, то есть система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, фор­мирования мотивов, характеристика процесса, который сти­мулирует и поддерживает поведенческую активность на оп­ределенном уровне.

Мотив— это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще. В про­цессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи дина­мическими образованиями, могут трансформироваться (изме­няться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.

Мотивы поведения человека и цели поведения могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руко­водствуясь разными мотивами. Цель показывает, к чему стре­мится человек, а мотив — почему он к этому стремится.

Мотив имеет сложную внутреннюю структуру: 1) с воз­никновением потребности, нужды в чем-то, сопровождаемой эмоциональным беспокойством, неудовольствием начинается мотив; 2) осознание мотива ступенчато: вначале осознается, в чем причина эмоционального неудовольствия, что необходимо человеку для существования в данный момент, затем осозна­ется объект, который отвечает данной потребности и может ее удовлетворить (формируется желание), позже осознается, ка­ким образом, с помощью каких действий возможно достичь желаемого; и 3) реализуется энергетический компонент моти­ва в реальных поступках.

Мотив может быть неосознанным, если осознание потреб­ности не вполне соответствует подлинной нужде, вызывающей неудовлетворение, т. е. человек не знает подлинной причины своего поведения. К неосознанным мотивам относят: влече­ние, гипнотические внушения, установка, фрустрационные состояния,

Влечение — недостаточно отчетливо осознанная потреб­ность, когда человеку не ясно, что влечет его, каковы его цели, что он хочет. Влечение — это этап формирования мотивов по­ведения человека. Неосознанность влечений преходящая, т. е. потребность, в них представленная, либо угасает, либо осозна­ется.

Гипнотические внушения могут оставаться неосознанными длительное время, но они носят искусственный характер, сфор­мированы «извне». А установки и фрустрации возникают естественным путем, оставаясь неосознанными, определяют пове­дение человека во многих ситуациях.

Установки как неосознанная готовность воспринимать окружающее под определенным углом зрения и реагировать определенным, заранее сформировавшимся образом, без пол­ного объективного анализа конкретной ситуации, форми­руются как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей. Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, к формированию установок, полезных для человека и для общества. Установки могут быть отрицательными и положительными в зависимости от того, отрицательно или положительно готовы мы отнестись к тому или иному челове­ку, явлению. Такие отрицательные предвзятые закрепившиеся взгляды («все люди — эгоисты, все учителя — формалисты, все торговые работники — нечестные люди») могут упорно со­противляться объективному пониманию поступков реальных людей. Восприятие одного и того же явления различными людь­ми может быть разным. Это зависит от их индивидуальных установок. Поэтому нет ничего удивительного в том, что не всякая фраза понимается одинаково. В беседе отрицательная установка может быть направлена на: 1) личность самого собе­седника (если бы то же самое говорил кто-то другой, это бы воспринималось совсем иначе), 2) на суть беседы («не могу в это поверить», «так говорить недопустимо»), 3) на обстоятель­ства разговора («сейчас не время и здесь не место для подоб­ных обсуждений»),

Фрустрационные состояния, возникающие в результате фрустраций (см. ранее) могут вызывать существенные измене­ния в мотивации человека, побуждая его быть агрессивно-за­вистливым обвинителем всех и каждого (не осознавая этого и не понимая, почему он так реагирует), либо побуждая человека чувствовать себя во всем виноватым, никчемным, лишним, неполноценным («регрессивная фрустрация, самообвинение»), Фрустрированность человека, степень выраженности его фрустрационного состояния выступает как мощный неосознанный фактор, побуждающий человека к определенным устойчивым формам реагирования в разнообразных ситуациях. Фрустрированность может увеличиваться, если человек сталкивается с ситуациями, в которых возникают непреодолимые препятствия

к достижению цели: 1) нехватка внешних

средств или внутренних способностей для достижения цели; 2) потери и лишения, которые исправить невозможно (например, сгорел дом, умер любимый человек); 3) конфликты (внешние конфликты с ка­кими-то людьми, которые не дают возможности человеку дос­тичь желаемой цели, либо внутренние конфликты самого чело­века между разными желаниями, чувствами, моральными убеждениями не позволяют ему принять решение и достичь цели). Фрустрированность возрастает, накапливается, если че­ловек не стремится овладеть методами самоуправления, саморегуляции, приемами восстановления эмоционального равно­весия.

К осознанным мотивам относят интересы, желания, убеж­дения, их побудительная сила велика, особенно у убеждений — они способны управлять поведением и всей жизнью человека, даже превышать инстинкт самосохранения (из-за верности своим убеждениям люди даже идут на смерть).

В современной психологической литературе существует несколько концепций взаимосвязи мотивации деятельности (общения, поведения). Одна из них — теория каузальной ат­рибуции.

Под каузальной атрибуцией понимается истолкование субъектом межличностного восприятия причин и мотивов по­ведения других людей и развитие на этой основе способности предсказывать их будущее поведение. Экспериментальные ис­следования каузальной атрибуции показали следующее: а) че­ловек объясняет свое поведение не так, как он объясняет пове­дение других людей; б) процессы каузальной атрибуции не под­чиняются логическим нормам; в) человек склонен объяснять неудачные результаты своей деятельности внешними, а удач­ные — внутренними факторами.

Теория мотивации достижения успехов и избегания неудач в различных видах деятельности. Зависимость между моти­вацией и достижением успехов в деятельности не носит линей­ного характера, что особенно ярко проявляется в связи мотива­ции достижения успехов и качества работы. Такое качество яв­ляется наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высо­ком.

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со вре­менем становятся чертами личности человека. К таким чертам прежде всего можно отнести мотив достижения успехов и мо­тив избегания неудачи, а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.

Мотив достижения успеха — стремление человека доби­ваться успехов в различных видах деятельности и общения. Мотив избегания неудачи — относительно устойчивое стрем­ление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, свя­занных с оценкой другими людьми результатов его деятельно­сти и общения. Локус контроля — характеристика локализа­ции причин, исходя из которых человек объясняет свое поведе­ние и ответственность, как и наблюдаемое им поведение и от­ветственность других людей. Интернальный (внутренний) ло­кус контроля — поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, в себе; экстернальный (внешний) локус конт­роля — локализация таких причин и ответственности вне чело­века, в окружающей его среде, судьбе. Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, досто­инств и недостатков, своего места среди других людей. Уро­вень притязаний (в нашем случае) — желаемый уровень само­оценки личности (уровень Я), максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает до­биться человек.

Личность характеризуют и такие мотивационные образова­ния как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это — мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям. Аффилпация — стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные добрые взаи­моотношения. Антиподом мотиву аффилиации выступает мо­тив отвергаяия, который проявляется в боязни быть отвергну­тым, не принятым лично знакомыми людьми. Мотив влас­ти — стремление человека обладать властью над другими людь­ми, господствовать, управлять и распоряжаться ими. Альтру­изм — стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям, антипод — эгоизм как стремление удовлетворять свое-1 корыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других людей и социальных групп. Агрессивность— стремление человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, причинить им неприятность. Наряду с тенденцией агрессивности y человека есть и тенденция ее торможения, мотив торможения агрессивных действия, связанный с оценкой собственных таких действий как нежелательных и неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести.

Наши рекомендации