Практическая значимость диссертационной работы
Полагаем, что представленный в диссертации подход и выводы, полученные в результате проведенных исследований, дают определенные возможности для дальнейших исследований темы
взаимодополнительного и конфликтного взаимодействия морали и права с целью минимизации конфронтационных тенденций в обществе, преодоления правового нигилизма и имморализма. Одним из путей достижения такого результата может стать исследование и учет реального уровня и состояния нравственного сознания в обществе, программа целеноправленных действий по формированию общих ценностей правового и морального сознания.
Из вывода о доминировании взаимодополнительности права и морали в области прав человека, следует, что особое внимание должно быть уделено восприятию прав человека как высших ценностей общества, имеющих кроме правового еще и нравственное значение; забота об обеспечении этих ценностей - важнейшая задача всех государственных органов, должностных лиц, общественных организаций, органов местного самоуправления.
Исследование материалов по истории философских и политико-правовых учений призвано подчеркнуть преемственность теоретического наследия по проблеме взаимоотношения права и морали, а также тот факт, что каждый исторический этап не был случайным или ненужным, каждый этап имеет свою прогрессивную ценность и научную значимость. Такого рода материалы могут быть использованы для учебных программ по курсу теории права и государства, истории политических и правовых учений.
В данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены и сделаны выводы по задачам, поставленным во введении:
Во - первых, рассмотрены теоретические и методологические подходы к регулированию конфликтов в деятельности государственных и муниципальных служащих.
Административно-государственная сфера представляет собой весьма неравновесную биполярную систему. С одной стороны, в плоскости структурно закрепленных и нормативно определенных отношений между институтами и структурами управления она отводит конфликту роль вторичного, слабо влияющего на исполнение служащими своих функций источника самодвижения и развития. С другой - будучи структурно и функционально раздробленной системой, сохраняющей свою целостность не только на основании внутренних норм, процедур и законов, но и с учетом хаотического столкновения воль, интересов и влияний как собственных элементов, так и взаимодействующих с ними внешних структур (частного сектора, СМИ, общественных организаций и т.д.), она создает дополнительные возможности - для возникновения разнообразных конфликтов и противоречий, самым существенным образом определяющих ее динамику и эволюцию.
Из сказанного следует, что использование государственными структурами законодательно-правовых методов функционирования и типичный для них по преимуществу нормативный характер внешних и внутренних связей позволяет им при урегулировании конфликтов практически всегда избегать тупиковых вариантов как внутри системы, так и в отношениях государства с обществом в целом. Так что сфера макроуправления лишь в редких случаях способна инициировать губительные для государства и социума конфликты. Или, говоря точнее, разрушительные для общества формы конкурентного взаимодействия могут возникать здесь лишь в том случае, если стороны будут отходить от правовых и законодательных средств урегулирования спора.
Безусловно, в отдельные периоды конфликтные могут создавать значительную напряженность, обостряя отношения субъектов государственного управления. Но и в этих случаях открытое проявление существующих разногласий, явленное соперничество разнообразных сил значительно полезнее для оценки состояния и перспектив развития государства, чем латентное накопление недовольства и недопонимания, чреватое внезапными потрясениями. Таким образом, к конфликтам в системе управления государством следует относиться скорее как к позитивному, нежели как к деструктивному явлению (не забывая при всём этом, что позитивный характер конфликтов целиком и полностью определяется возможностями их выявления и урегулирования, сознательного недопущения людьми разрушительных последствий).
Что же касается урегулирования и разрешения конфликтов, которые возникают в государственно-административной сфере в зоне (или плоскости), где отсутствуют четко обозначенные нормы и правила поведения сторон, то здесь можно говорить о применении более широкого арсенала средств и методов воздействия на конфликтующие стороны, не исключая прямое принуждение и даже удаление отдельных контрагентов за пределы конфликта. Однако для более точного представления о том, каким образом можно урегулировать обе категории конфликтов, требуется подробнее рассмотреть их типические особенности и конкретные разновидности.
Во - вторых, исследованы проблемы регулирования конфликтов в деятельности государственных и муниципальных служащих.
Исследование проводилось в три этапа: на первом этапе был проведен вторичный анализ конфликтов на примере других организаций, на втором этапе проведен анализ конфликтов в Нижнекамском городском суде Республики Татарстан и на третьем этапе сравнили результаты двух исследований.
Проведен вторичный анализ конфликтов в организациях, который выявил следующее: более распространенными и характерными конфликтами, не только в государственной и муниципальной сфере, но и в обычных организациях, является внутриорганизационный конфликт и конфликт, происходящий между работниками организаций (как в государственной и муниципальной сфере, так и на производственных предприятиях) и гражданами, не являющихся сотрудниками организаций.
В - третьих, проанализировано регулирование конфликтов на государственной и муниципальной службе.
Опыт других стран показывает, что в профилактике по регулированию конфликтов большую роль играют психологические службы различных учреждений. Психологическое просвещение персонала и популяризация конфликтологических знаний способствуют сокращению количества конфликтов и более конструктивному их разрешению.
На поведение людей в конфликтах влияет процесс научения. При затяжном конфликте оппоненты обычно хорошо друг друга изучают и начинают предпринимать те или иные действия, уже ориентируясь на особенности характера, типичные эмоциональные реакции, то есть могут достаточно хорошо прогнозировать действия противоположной стороны. Это позволяет им расширить сферу применяемых тактик и стилей поведения с «коррекцией» на особенности оппонента. Таким образом, действия оппонентов становятся в известной мере взаимообусловленными, что позволяет оказывать на них влияние.
Иногда потенциальные выгоды от участия в конфликте не стоят затрат. Вступив же в конфликт, как правило, каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения, достигнута ее цель и мешает другой стороне делать то же самое.
Здесь необходимо управление конфликтом. В зависимости от того, насколько эффективным оно будет, последствия конфликта станут функциональными или дисфункциональными. Это, в свою очередь, повлияет на вероятность возникновения последующих конфликтов. При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть положительную роль, то есть, быть функциональными, способствовать в дальнейшем достижению целей организации.
Потребность во внедрении в российскую практику примирительных процедур на данный момент продиктована прежде всего необходимостью снизить нагрузку на суды, которая сейчас в некоторых регионах превышает норму в несколько раз. Учитывая, что в последнее время среди хозяйствующих субъектов резко возросла популярность арбитражных судов как места решения конфликтов, а усилия, предпринимаемые в рамках судебной системы, для того чтобы решить проблему перегруженности судов, пока не привели к значительным позитивным изменениям, получается, что мирное урегулирование споров является привлекательной альтернативой, поскольку не предполагает вообще никакого участия со стороны судебной системы.
Безусловно, до активного использования мирных способов урегулирования коммерческих споров еще далеко, однако уже налицо объективная заинтересованность в применении мирных способов урегулирования споров на высшем уровне, что само по себе не может не обнадеживать.