Вопрос 5. Неотложная психиатрическая помощь. Экстренная психологическая помощь по телефону «Телефон доверия»
Неотложная психиатрическая помощь- форма оказания психиатрической помощи пациенту при внезапном возникновении и/или обострения у него психического расстройства (заболевания), которое требует сточного (неотложного) медицинского вмешательства и может привести к совершению им действий, угрожающих его жизни или здоровью, жизни или здоровью иных лиц.
Тактика мед помощи врача-консультанта:
1. постановка диагноза
2. решение вопроса о месте лечения
3. назначение психофармакотерапии
4. контроль за проведением психофармакотерапии, в случае если пациент продолжает лечение в соматическом стационаре.
Скорая психиатрическая помощь выезжает в общественные места, на предприятия, на улицу, в квартиры, в медицинские учреждения. Вызовы принимаются от медработников, сотрудников милиции, руководителей организаций (при отсутствии медработников) и прямых родственников больного. При развитии психотического состояния на улице или в общественном месте следует вызывать сотрудников милиции, которые, в свою очередь, вызывают бригаду СПП.При развитии психотического состояния на предприятии или в организации вызов СПП осуществляет штатный медработник, и вызовы в квартиры принимаются от прямых родственников.
Скорая псих помощь не может привлекаться для плановой консультации психиатрического заболевания в соматический стационар.
В соматические стационары бригада скорой псих пом выезжает в 2 случаях: 1. Для перевода больного в остром психотическом состоянии в в психиатрический стационар; 2. Для осмотра и лечения острого психотического состояния, если врач-консультант не может быть привлечен. До вызова бригады СПП лечащему врачу необходимо выставить синдромальный диагноз психотического состояния и начать оказание неотложной псих помощи.
Телефон доверия — один из видов социально значимых услуг. Предоставляет возможность анонимного телефонного разговора с квалифицированным консультантом.
В ходе разговора абоненту может предоставляться информация и психологическая поддержка, а абонент может передавать сведения консультанту. Телефон доверия часто используется для консультирования по сложным, противоречивым темам, обсуждение которых в личной беседе может быть затруднительным: межличностные и сексуальные отношения, стигматизированные болезни, употребление наркотиков, преступления.
Вопрос 6. Учреждения реабилитации и социального обеспечения.
Учреждение социального обеспечения – это учреждение, предоставляющее дневное или круглосуточное обслуживание, а в случае необходимости и лечение, уход, воспитание и развитие пребывающих там лиц.
Учреждения социального обеспечения, действующие круглосуточно, как правило, разделяются на учреждения для детей, престарелых, лиц с ограниченными возможностями и других лиц, не способных функционировать в обществе. Учреждения социального обеспечения могут быть либо государственными учреждениями или учреждениями местных самоуправлений либо публично-правовыми или частноправовыми юридическими лицами.
Виды учреждений социального обеспечения:
· центр по дневному уходу – учреждение, обеспечивающее дневное обслуживание.
· дом поддержки – учреждение, обеспечивающее дневное или периодическое круглосуточное обслуживание лиц с ограниченными возможностями, проживающих дома.
· центр социальной реабилитации – учреждение, основанное для активной реабилитации лиц с ограниченными возможностями.
· попечительский дом особого назначения – учреждение, основанное для предоставления места жительства, обслуживания и реабилитации душевнобольных и лиц с ограниченными умственными способностями.
· Лечебно-трудовые мастерские (ЛТМ) и специализированные цехив системе органов здравоохранения представляют основную базу для организации трудовой деятельности инвалидов по психическому заболеванию. Они развернуты в структуре психоневрологических диспансеров и психиатрических больниц.
· С реабилитационной целью в стационарах создаются терапевтические сообщества пациентов. Они базируются на функционировании разных небольших групп пациентов - психотерапевтических, работающих в трудовых мастерских, выписывающихся больных. Групповая психосоциальная работа помогает тяжелым больным преодолеть явления дефекта, служит полем для отработки планов и действий, отвечающих реальности.
· Немаловажное значение в предотвращении явлений «госпитализма» и социальной дезадаптации имеет применение дифференцированных в зависимости от психического состояния, реабилитационных режимов, внедрение социоориентированных методов в лечение больных.
Вопрос 7. Психогигиена и психопрофилактика. Понятие первичной, вторичной и третичной
Психопрофилактики. Вопросы психопрофилактики детского и подросткового возраста.
Психопрофилактика — отрасль психиатрии, занимающаяся разработкой мероприятий по предупреждению психических заболеваний и их последствий. В соответствии с установкой Всемирной организацией здравоохранения профилактику принято разделять на первичную, вторичную и третичную.
Первичная профилактика проводится в донозологический период и направлена на предотвращение развития заболевания лиц, которые относятся к группам риска по тому или иному заболеванию. При этом обращается внимание на наследственность, условия жизни и работы, вредные привычки. С социальной точки зрения этот вид реабилитации наиболее перспективен. Экономически он более рентабелен, так как позволяет перераспределять финансы лечебной работы на профилактическую, менее дорогостоящую.
Вторичная профилактика проводится в период заболевания или в состоянии ремиссии. Ее целью является предотвращение обострений хронически текущего заболевания, снижение темпов развития патологических процессов, инвалидизации и осложнений.
Третичная профилактика адресована лицам, у которых после перенесенных заболеваний появились необратимые последствия и инвалидам. Основная профилактическая задача на данном этапе заключается в сохранении и уменьшении инвалидизирующих симптомов, в том числе и на уровне социального функционирования ганизации здравоохранения выделяют первичную, вторичную и третичную психопрофилактику.