Основные категории педагогики. К основным педагогическим категориям относятся: личность

К основным педагогическим категориям относятся: личность, образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

Личностьвыступает в педагогике в качестве цели, субъекта и главного критерия эффективности педагогического процесса. Конкретно это предполагает:

1) опору в образовании на естественный процесс саморазвития творческого потенциала и способностей человека и создание для этого соответствующих условий;

2) рассмотрение деятельности как одного (но далеко не единственного) условия развития личности, что предполагает вовлечение детей в разнообразные виды деятельности: познание, труд, общение;

3) признание того, что природа личности значительно сложнее и разностороннее, чем её деятельность. Активность самосознания личности, её мотивы в саморазвитии не всегда обнаруживают себя непосредственно в деятельности. Важная роль в этом процессе принадлежит системе межличностного взаимодействия и межличностных отношений, исследованием которых и занимается современная педагогика.

Образованиепонимается как:

1) результат процесса обучения и воспитания, а именно: формирование у обучаемых образов об окружающем мире (законченных представлений об изучаемых предметах) и о самом себе.

2) процесс обучения и воспитания человека;

3) система, т.е. совокупность образовательных (или учебных и воспитательных) учреждений в рамках конкретного города, региона, страны. На протяжении длительного времени возникали и приобретали устойчивый статус разные воспитательные и образовательные учреждения (детские сады, школы, гимназии, школы-интернаты, лицеи, колледжи, институты, университеты, академии, дома молодежи, дворцы творчества и т. д.).

Главный критерий образованности – системность знаний и мышления, когда человек способен самостоятельно восстанавливать недостающую информацию путем логических рассуждений.

Воспитание- целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Оно не должно рассматриваться только в контексте внешнего приспособления индивида к социальным требованиям. Воспитание призвано формировать внутреннюю нравственную позицию человека, процесс присвоения личностью общечеловеческих ценностей. Воспитание не только призвано передавать исторический и культурный опыт от поколения к поколению, но и стимулировать личность к самовоспитанию, помогая ей разобраться в сложных жизненных ситуациях.

В качестве результатов воспитания выступают личностные новообразования, находящие свое проявление в изменении её системы потребностей, интересов, мировоззрения, представлений о самом себе и о других людях, ценностных отношений. Следствием этого выступает образ жизни и стратегия поведения, позволяющая не только эффективно адаптироваться к окружающим условиям, но и ориентироваться в языке (символах) современной культуры.

Задача воспитания всегда была тесно связана с исторической потребностью общества в подготовке подрастающего поколения. Истории известны такие системы воспитания, как спартанская, система рыцарского воспитания, воспитание джентльмена, домострой, система коллективных творческих дел и т.п.

Обучение – это специально организованный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, в результате чего обеспечивается развитие личности ученика.

Итак, знания, умения и навыки (ЗУН) являются основой обучения. Знания – это итог познавательной деятельности в форме фактов, представлений, понятий, законов науки. Умения – готовность самостоятельно выполнять теоретические и практические действия. Навыки – компоненты практической деятельности, доведенные до совершенства путем многократных повторений.

Педагогическая деятельность – это такой вид социальной деятельности, который направлен на реализацию целей образования. Традиционными видами педагогической деятельности являются обучение и воспитание. В структуре любой педагогической деятельности можно выделить три взаимосвязанных компонента:

1) конструктивная составляющая: а) отбор и сочетание учебного материала, планирование и построение педагогического процесса;

2) организаторская составляющая: а) выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности и б) организация совместной деятельности педагога с учащимися;

3) коммуникативная составляющая: установление педагогически оптимальных отношений педагога с воспитанниками, с коллегами, с родителями, умение общаться и находить с ними общий язык.

Педагогический процесс – это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Обычно выделяют два компонента педагогического процесса: а) содержание образования; б) средства образования, (т.е. чему учить и как учить).

Системообразующим фактором педагогического процесса выступает специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников. Чтобы это взаимодействие было эффективным, необходимо наличие постоянной обратной связи, которая позволяет педагогу своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов поставленным целям.

Педагогическое взаимодействиешире понятия «педагогическое воздействие», так как является следствием взаимовлияния педагогов и воспитуемых и состоит из: а) деятельности учителя, который передает знания, жизненный опыт, основы культуры и научного знания, создавая условия для личностного развития ученика; б) деятельности ученика, который не только овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, но и пытается самостоятельно мыслить и проявлять инициативу в поиске новых знаний (справочники, учебники, научная литература, Интернет).

Педагогическая технология– это взаимообусловленная система действий педагога, которая представлена: а) описанием целей образования и педагогических задач; б) системой методов воспитания и обучения для реализации данных задач.

Педагогическая задача– это ситуация воспитания и обучения, которая содержит в себе определенную проблему. Умение видеть такие проблемы и оформлять их в виде педагогических задач является показателем высокого профессионализма педагога. Отмеченное профессиональное качество педагога находит выражение в умениях: а) изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию в задачу или проблему, находя для каждой из них новое решение; в) создавать новые идеи для нестандартных решений конкретной педагогической проблемы.

Наши рекомендации