Ориентировка во времени

Значительную трудность для дошкольников представ­ляет восприятие времени. И это вполне объяснимо. Ведь время не имеет наглядной формы, текуче, необратимо, восприятие его зависит от субъективных состояний, но­сит личностный характер.

Из частей суток дошкольники легче всего определяют ночь и утро, несколько труднее — вечер и день. Вначале ребенок ориентируется во времени посредством вневре­менных качественных признаков, за счет последователь­но, систематически изменяющихся событий, деятельности, главным образом режима (утро — «это до завтрака», день — «в середине дня, когда бывает обед», вечер — «когда мама с работы за мной приходит»). Нередко в раннем и млад­шем дошкольном возрасте наблюдаются казусы, связан­ные с ошибками в ориентации во времени.

«Сана (2,6), ложась спать, моется и говорит няне: «Сейчас я сказу: «С добрым утьем»? Няня: «Нет, это ты утром скажешь, а сейчас ве­чер». Сана: «Какая язница?" (Все смеются.) Сана: «Мы помылись — надо сказать «с добьим утьем». Няня: «Разница в том, что утром светло бывает и люди начинают работать, а вечером темно и люди ложатся спать. Так вечером надо сказать «спокойной ночи». Сана: «Нет, «спокой­ной ночи» надо сказать, когда ночную юбаску оденесь. А я сейчас помыясь только. Надо сказать «с добьим утьем» (из дневника А. М. Леушиной).

Дети среднего и старшего дошкольного возраста чаще опираются на более существенные признаки в определе­нии времени (утро — «светло, когда солнышко встает» и т. п.).

Неравномерно усваивают дети название дней недели. Старшие дошкольники, посещающие детский сад, отвечая на вопрос «Какие дни недели ты знаешь?», наиболее часто называют субботу, воскресенье и понедельник — дни, как правило, эмоционально насыщенные, особо значимые для них (суббота и воскресенье — проводят вместе с роди­телями, другими членами семьи; понедельник — снова в детский сад, где ждет встреча с товарищами, воспита­телем, животными в уголке природы...).

Познавая различные временные интервалы, дошколь­ники, даже старшие, нередко испытывают затруднения в их дифференцировке, расчленении. Так, в понятие «дни недели» они могут включить «субботу, воскресенье, завтра, вчера» или «воскресенье, понедельник, май, новый год»[100].

Раньше начинает формироваться и более развито у детей представление о настоящем времени; значительно более неопределенно представление (особенно у млад­ших дошкольников) о прошедшем времени. Чтобы лучше воспринять его, старшие дошкольники используют опре­деленные временные ориентиры, не только расплывчатое «давно» (оно было и раньше), но и такие, как «до рево­люции», «это еще до войны случилось» и т. п.

Несколько позже дети начинают осваивать будущее время, что очень важно для целевой жизни. Ведь заглядывание вперед, создание перспектив невозможно без осозна­ния того, что есть «завтрашний день», будущее.

Формирование элементарного понятия о будущем времени относят к третьему году жизни, когда в речи ребен­ка начинают появляться слова «буду», а затем все более определенные «потом», «после», «завтра».

На протяжении дошкольного детства представление о будущем постепенно развивается. Однако ориентиров­ка в нем, особенно в отдаленном будущем, вызывает зна­чительные трудности.

Постепенно в ходе развития дошкольник с трудом, но начинает осознавать и такую особенность времени, как текучесть.

Характерным примером в этом отношении могут быть отрывки из дневника наблюдений над Гильдой:

«В 3—5 лет, говоря о предстоящем возвращении домой, она спраши­вает: «Когда мы пойдем домой, будет сегодня?» Но уже в 5 лет она диктует матери письмо к отсутствующему отцу: «Сегодня мы хорошо готовили» — и в пояснении к слову «сегодня» добавляет: «Сегодня по­тому, что знаешь, это сегодня, но отец будет сразу знать, что это было вчера» (из дневника К. и В. Штерн).

Ориентировка во времени развивается на протяже­нии всего дошкольного возраста.

Как показывают специальные исследования[101], вос­приятие времени у дошкольников успешно формиру­ется на основе знаний временных эталонов, на основе переживания-чувствования длительности временных ин­тервалов, развития умения оценивать временные интер­валы без часов, на основе чувства времени.

Формированию представления о длительных времен­ных интервалах способствуют систематические наблюде­ния в природе, использование календаря в детском саду, дневников наблюдений.

Как верно отмечала известный методист в области дошкольного воспитания Ф. Н. Блехер, отрывной кален­дарь дает детям наглядное представление о том, что «дни уходят», «события приближаются», прошел месяц, насту­пил другой. К концу дошкольного возраста дети уже хо­рошо понимают, что время нельзя остановить, вернуть, ускорить, что оно не зависит ни от желания, ни от дея­тельности человека. Они научаются ориентироваться во времени, что становится возможным, если формирование адекватного представления о временных интервалах, их отношениях происходит в разных видах содержательной детской деятельности.

У дошкольников рано возникает представление о дви­жении, перемещении предметов.

«4, 9, 6. Садимся в последний вагон электрички в метро на стан­ции «Первомайская».

Кирилл говорит: «Вот и хорошо! Дольше будем видеть лес, когда выедем из тоннеля».

— Как это понимать?

Кирилл: «А так, когда пелвые вагончики снова уйдут в тоннель, мы еще будем видеть лес».

— Это так. Но это еще не значит, что мы дольше будем видеть лес. Ведь первые вагончики выезжают из тоннеля в то время, когда наш последний еще в тоннеле.

Кирилл: «Это так. Но мы последними будем смотреть лес, значит дольше. Эх ты, непонимаха!» (из дневника В. С. Мухиной).

Психологи отмечают наличие общности развития вос­приятия времени и пространства у ребенка. Специальные исследования дают основание считать, что общность представлений объясняется способностью ребенка от­ражать мир в единых временно-пространственных комп­лексах[102].

Наши рекомендации