IV. Ориентировка в пространстве и времени. Продолжать учить детей ориентироваться во времени и воспринимать пространственные отношения между объектами: далеко

Продолжать учить детей ориентироваться во времени и воспринимать пространственные отношения между объектами: далеко, близко, внизу, наверху, рядом. Учить воспринимать эти отношения, ориентируясь от себя и от другого объекта, принятого за точку отсчета; правильно воспринимать верх и низ бумаги, соотносить пространственные отношения в объеме и на плоскости.

Учить детей различать правую и левую руку, расположение предметов справа и слева от себя, направление слева направо (в процессе деятельности).

Учить детей ориентироваться в процессе деятельности на заданный темп, обозначенный словами быстро, медленно; различать времена суток: ночь, утро; познакомить со сменой дней: сегодня, завтра.

К концу учебного года дети должны:

уметь выделять предметы из множества, владеть количественным и порядковым счетом, выделять итоговое число, соотносить количество предметов с количеством пальцев, с числительным, с цифрой в пределах 5; понимать, что количество не зависит от цвета, формы, величины, расположения предметов в пространстве; сопоставлять группы предметов по количеству с помощью наложения, приложения, пересчета; преобразовывать неравенства в равенства, прибавляя или отнимая один элемент (предмет); раскладывать множества в пределах 4 на разные группы и составлять из разных групп; уметь образовывать числовой ряд от 1 до 5 путем присчитывания по единице; владеть операциями объединения и разъединения на предметах в пределах 5;

уметь сравнивать предметы по величине путем наложения, приложения и с помощью условной меры (два предмета); раскладывать в порядке убывающей и возрастающей длины, ширины, высоты, толщины, соблюдая точку отсчета;

воспринимать форму предметов, пользуясь зрительным и тактильно-двигательным восприятием; отвлекаться при восприятии формы от величины, цвета, функционального назначения предмета; различать все указанные в программе формы;

ориентироваться в пространстве от себя и от других предметов: далеко, близко, внизу, наверху, рядом; различать левую и правую руку; верх и низ бумаги; уметь при пересчете, наложении, приложении двигаться слева направо.

Речевой материал: два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, всего, наложи, приложи, который, разложи, все, толще, тоньше, начало, обведи, ощупай, измерь, цилиндр, брусок, овал, прямоугольник, верх, низ, левая, правая, слева, справа, где; разложи по порядку; разложи по-другому; дай столько же морковок; морковок больше, а зайцев меньше; тут меньше, а тут больше; два гриба, пять грибов, четыре конфеты; сделай поровну; сколько всего, всего пять конфет; три больше, а два меньше; тут и тут поровну.

IV год обучения

I. Количество и счет

Формировать у детей представление о числах до 10 на основе действий со множествами и измерений с помощью условной меры.

Учить детей выбирать предметы из множества по слову, цифре, по образцу; соотносить количество предметов с количеством пальцев в пределах 10. Познакомить с числительными и числами в пределах 10. Учить выделять из множества предметы, имеющие разные свойства: Дай все синие; все длинные, все шары; все круги,

Пересчитывать выделенные предметы (Сколько шаров?) и всю совокупность в целом (Сколько всего игрушек?).

Упражнять в количественном и порядковом счете в пределах 10 с соблюдением всех известных детям приемов:

называние числительных по порядку, слева направо, соотнесение каждого числа с предметом;

выделение итогового числа при количественном счете;

согласование в итоговом числе числительного с существительным.

Продолжать учить различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы сколько? и который?

Продолжать формировать представление о том, что количество не зависит от цвета, формы, величины, расположения предметов в пространстве, их функционального назначения.

Познакомить детей с обратным счетом в пределах 5.

Закреплять представления о равенстве и неравенстве групп предметов, учить самостоятельно выбирать способ сопоставления в зависимости от количества объектов, их свойств, пространственного расположения и т. п.; выражать результат сравнения в словесной форме; преобразовывать неравенства в равенства в пределах 10, добавляя или отнимая 1 и 2 предмета.

Продолжать знакомить детей с образованием числового ряда в пределах 10 путем присчитывания по единице; показать место числа в ряду, опираясь на конкретный материал (6 меньше 7, 6 больше 5; 6 меньше 7, если добавить 1, будет 7; 6 больше 5, если взять 1, будет 5).

Продолжать подводить детей к пониманию состава числа: закрепить умение раскладывать на группы предметы в количестве 4 и составлять группу из 4 предметов; учить раскладывать на группы предметы в пределах 7 и составлять такие группы из меньших— из единиц, двоек, троек. Познакомить с разменом монет в пределах 5 (3 коп.= 1коп.+ 1 коп. + 1 коп.= 1 коп.+ 2 коп.; 5 коп.= 1 коп.+1 коп.+ 1 коп.+ 1 коп.+ 1 коп.= 1 коп.+ 1 коп. + 1 коп + 2 коп.= 1 коп.+ 1 коп. + З коп. = 3 коп.+ 2 коп.; 2 коп.= 1 коп.+ 1 коп.).

Продолжать формировать у детей операции объединения и разъединения на предметах: с открытым результатом в пределах 7, с закрытым результатом в пределах 5. Познакомить со знаками + , —, =. Учить фиксировать процесс и результат операций с помощью разрезных цифр.

Продолжать использовать при счете слуховое и тактильно-двигательное восприятие: считать количество звучаний, считать количество предметов на ощупь.

II. Величина

Учить детей с помощью условной меры определять величину (длину, ширину, высоту) протяженных и объемных, сыпучих и жидких тел; при измерении протяженных тел выделять часть предмета, равную условной мере; определять, сколько раз условная мера уложилась в измеряемом объекте; при измерении сыпучих и жидких тел вырабатывать представление о выбранной мере как об измененной величине; учить соблюдать одинаковую полноту меры; с помощью измерения сопоставлять величину протяженных, объемных, сыпучих и жидких тел.

Продолжать учить при непосредственном сопоставлении предметов по величине пользоваться единой точкой отсчета; раскладывать предметы в убывающем и восходящем порядке, пользуясь единой точкой отсчета. При использовании измерения показать количественный состав числа в пределах 5.

Учить сравнивать с помощью условной меры численность групп, состоящих из отдельных предметов.

Познакомить детей с простейшими задачами (в пределах 5).

III. Форма

Познакомить детей с округлыми и угловатыми формами: сопоставлять формы, у которых есть углы, прямые стороны (куб, квадрат, параллелепипед, прямоугольник, треугольник), и формы, у которых нет углов (шар, круг, цилиндр, овал). Продолжать учить выделять форму в предметах и группировать предметы по форме.

Наши рекомендации