Психоаналитические теории и модели детского развития
Ранние теории рассматривали детское развитие в системе «ребёнок-предмет». Были попытки объяснить развитие с различных точек зрения. Но впервые показал, что развитие ребёнка определяется противоречием между врождёнными потребностями и ограничениями, которые общество накладывает через взрослых, впервые показал З.Фрейд. Анализ свободных ассоциаций пациентов привёл Фрейда к выводу, что болезни взрослой личногсти сводятся к переживаниям детства. Нудовлетворённость желаний ведёт к фиксации влечения, что создаёт напряжение, вызывая либо неврозы, либо регресс. Чрезмерное удовлетворение – тоже плохо.
В основе – конфликт между структурами «Оно», «Я» и «Сверх-Я» .
По 3.Фрейду, человек рождается с врожденными сексуальными влечениями. Наступает период в жизни человека, когда удовлетворение сексуальных потребностей начинает связываться со взрослым человеком. Возникает Эдипов комплекс. Появляются не только физические запреты, но и моральные. Ребенок вынужден ограничивать свои влечения новой инстанцией - "Сверх-Я". На "Я" давит "Оно" и "Сверх-Я".
По 3.Фрейду, общество -- источник всевозможных травм (рождения, отнятия от груди и т.п.). На этой основе возникла теория развития как теория детских травм. Отсюда и возникает проблема социализации личности.
Два открытия 3.Фрейда -- открытие бессознательного и открытие сексуального начала. Бессознательное, насыщенное сексуальной энергией - "либидо".От напряжения личность спасается с помощью "защитных механизмов" -- таких, например, как вытеснение, проекция, регрессия, сумбимация. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Проекция -- это перенос на другое лицо своих аффективных переживаний любви или ненависти. Регрессия -- соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления. Сублимация - один из механизмов, благодаря которому запретная сексуальная энергия переносится на виды деятельности, приемлемые для индивида и общества.
Одно из основных положений психоаналитического учения о развитии личности заключается в том, что сексуальность и есть основной человеческий мотив. Сексуальные влечения по 3.Фрейду носят амбивалентный характер, следовательно, личности свойственны конструктивные и деструктивные тенденции.
В соответствии со своей сексуальной теорией психики З.Фрейд все стадии психического развития человека сводит к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам либидонозной иди сексуальной энергии. В них отражено развитие "Оно", "Я", "Сверх-Я" и взаимовлияние между ними.
Оральная стадия. (до 1 года) эрогенная зона — слизистая рта и губ. Поскольку все желания младенца не могут быть немедленно удовлетворены, появляются первые ограничения, и кроме «Оно», развивается «Я».
Анальная стадия. (1-3 года) эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Ребенка в это время приучают к опрятности, возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться «Сверх-Я» как носитель морально-этических норм. Внешний мир выступает перед ребёнком как барьер, развитие приобретает здесь конфликтный характер. Особенности характера, -- аккуратность, опрятность, пунктуальность; упрямство, скрытность, агрессивность; накопительство, экономность, склонность к коллекционированию.
Фаллическая стадия. (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). По мнению 3. Фрейда, фаллической стадии соответствует зарождение таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, а в дальнейшем утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью.
Латентная стадия. Латентная стадия (5-12 лет) как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения хорошо контролируются. Психическая инстанция "Я" полностью контролирует потребности "Оно".
Генитальная стадия. (12-18 лет) соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению. Нормальное развитие, по 3. Фрейду, происходит с помощью механизма сублимации, а развитие, которое происходит посредством механизмов вытеснения, регрессии или фиксации, рождает патологические характеры.
Описаны два наиболее ярких типа характера, формирующихся на этой стадии; психическая гомосексуальность и нарциссизм.
Дочь 3.Фрейда, Анна Фрейд дополнила обычный подход изучением невербального поведения ребенка. Методы психоанализа включились в экспериментальное изучение детского развития. Признанной заслугой А.Фрейд считается описание линий развития:
кормления, опрятности, физической самостоятельности. Ступени от незрелости к зрелости, а не хронологический возраст, рассматриваются ею как показатели развития. Нормальное детское развитие, согласно взглядам А.Фрейд, идет скачками, вперед и снова назад с прогрессивными и регрессивными процессами.
В отличие от классического психоанализа, А.Фрейд одна из первых рассматривает детское развитие как процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности. По мнению А. Фрейд, шансы ребенка остаться психически здоровым во многом зависят от того, насколько его "Я" способно преодолеть неудовольствие.
Э. Эриксон продолжил развитие психоаналитической теории З.Фрейда. Сделал акцент на социальном аспекте развития. Теория получила название эпигенетической или социогенетической. Принцип – стадии развития определяются генетической предрасположенностью и кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена для дальнейшего беспрепятственного развития.
Центральные понятия – идентичность и самоидентичность. Идентичность заключается в том, чтобы отвечать требованиям общества. Самоидентичность – удовлетворение своих потребностей в личностном развитии. Вместе – «быть самим собой в глазах значимых других». Еще одно важное положение теории Эриксона —кризисность развития: 1-я стадия. доверие-недоверие к окружающему миру (0 – 1 год); 2-я стадия. автономия-зависимость (1 – 3 года); 3-я стадия. уверенность в себе-чувство вины (4 – 5 лет); 4-я стадия. трудолюбие-чувство неполноценности (6 – 11 лет); 5-я стадия. идентичность-смешение ролей (12 – 18 лет); 6 – близость-изоляция ; 7 – генеративность(жизненная активность, развитие чувства сохранения рода); 8 – цельность-отчаяние – завершение жизненного пути
Основная задача Э. Эриксона состояла в разработке новой психоисторической теории развития личности с учетом конкретной культурной среды.
Концепция Э. Эриксона называется эпигенетической концепцией жизненного пути личности : «любой человек может пройти все эти стадии, к какой бы культуре он не принадлежал, все зависит от того, какова продолжительность его жизни».