Софья кимовна нартова-бочавер
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
ПРОСТРАНСТВО ЛИЧНОСТИ
МОНОГРАФИЯ
Ответственные за выпуск — Н. Иванова, М. Вишневская
Корректор — О. Михайлова
Компьютерная верстка — Д. Панин
Обложка — В. Арбеков
Издательство «Прометей» МПГУ
129278, Москва, ул. Кибальчича, 6, стр. 2
Тел.: (095) 683-15-65; 683-53-60
E-mail: [email protected]
Лицензия ЛР № 020457 от 22 июля 1997 года
Подписано в печать 20.01.2005.
Печать офсетная. Объем — 19,5 п. л. Формат 60×90 / 16.
Гарнитура SchoolBool C.
Тираж 500 экз. Заказ № 58
Отпечатано в типографии МПГУ
Москва, ул. Кибальчича, д. 6, стр. 2
Тел.: (095) 683-22-33
Список опечаток
Страница | Абзац | Опечатки | Должно быть | Примечание |
2 абзац сверху (абз. св.) | к идиографическому | к идеографическому | Опечатка по всей книге кроме стр. 239 (написано в соответствии со словарем) | |
2 абзац снизу (абз. сн). | приведшей к эзистенциализации | приведшей к экзистенциализации | ||
1 абз. сн. | самосозания | самосознания | ||
3 абз. св. | как дятельности | как деятельности | ||
1 абз. сн. | не некоторых подходах | на некоторых подходах | ||
1 абз. сн. | изменение контекста может приводит и к «переписыванию» | изменение контекста может приводить и к «переписыванию» | ||
1 абз. сн. | чувство анонимости | чувство анонимности | ||
1 абз. св. | черепномозговой травмой | черепно-мозговой травмой | ||
2 абз. сн. | их интерес в психологическим исследованиям | их интерес к психологическим исследованиям | ||
3 абз. св. | [206—206] | [206—?] | Номер пункта неизвестен | |
1 абз. св. | свою приватности | свою приватность | ||
1 абз. сн. | притязания ребенка проходя четыре этапа | проходят притязания ребенка проходят четыре этапа | ||
1 абз. сн. | самостоятельная активность у него пока отсутствуют | самостоятельная активность у него пока отсутствует | ||
Таблица, 1 столбец слева, 2 строка | СПППП | СПП | ||
3 абз. сн. | приводит в стремлению | приводит к стремлению | ||
5 абз. сн. | по отношением к другим | по отношению к другим | ||
3 абз. св. | все мы общается | все мы общаемся | ||
1 абз. сн. | качественной интрепретации | качественной интерпретации | ||
1 абз. св. | сохранению свой целостности | сохранению своей целостности | ||
2 абз. св. | дальнейшее совершенствание | дальнейшее совершенствование | ||
П. 31 | Метологические вопросы | Методологические вопросы | ||
П. 207 | analitically | analytically | ||
П. 209 | Ecologycal psychology | Ecological psychology | ||
П. 221 | friendschips | friendships | ||
П. 227 | Adolescense | Adolescence | ||
П. 236 | children»s | Children’s | Та же опечатка в П. 256, П. 261 | |
П. 240 | meta-analisis | meta-analysis | ||
П. 246 | assotiations | associations | ||
П. 268 | Assotiation | Association | ||
П. 262 | Effekts | Effects | ||
П. 256 | сhildren»s behavior | children's behavior |
Сноски
Сноски к стр. 14
1 Отмечается, что, вопреки терминологической артикуляции, в практике античной культуры ценность субъекта как демиурга, творца была высока: в частности, при строительстве дорог строители не обходили гору, а прорубали через нее тоннель. На востоке существовало скорее предметно-объектное отношение к действительности, ориентированное на спонтанность происходящего, что может быть связано со спецификой аграрной культуры.
Сноски к стр. 15
1 В клинической практике картезианство, по мнению М. Фуко, привело к низведению людей с психическими нарушениями с пьедестала уважаемых безумцев и началу пенитенциарной психиатрии. Таким образом невербальное знание, символические прогнозы, которые были раньше частью социального бытия, оказались из него исключенными, нерациональное познание стало осуждаться, а субъектами познания и знания стали признаваться только образованные рационально относящиеся к миру люди [178].
Сноски к стр. 19
1 Ярким примером постмодернистского искусства являются талантливая пьеса и фильм Т. Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Идея «попадания» героя в текст продуктивно используется также в разных видах психотерапии, в частности, в гештальттерапии, не последнюю роль в которой играет освобождение от личной ответственности.
Сноски к стр. 20
1 К. Г. Юнг писал по этому поводу так: «В основу этой удивительной книги положено не скудное европейское «или-или», а величественное и утверждающее «и-и» [198, с. 10] и ниже: ««Книга мертвых» говорит о первичности души, что крайне важно. Ибо это единственное, в чем жизнь нас не убеждает. Наша жизнь настолько переполнена вещами, теснящими и подавляющими нас, что, окруженные ими как «данностями», мы не находим времени поразмыслить: кем же они «даны»? Умерший освобождается от мира «данностей»; цель поучений «Книги мертвых» — помочь его освобождению» [198, с. 13].
2 «...В «И цзин» противоположности не есть нечто самодовлеющее, они — лишь состояния, сменяющие друг друга. Так само противостояние становится относительным. Все дело в правильности отношения... При этом вся работа по адаптации к конфликту во внешнем мире совершается внутри. Если удается сохранить гармонию между внутренним и внешним «Я», мир — при всем многообразии его проявлений — не причинит вреда... Негибкость приведет к результату, прямо противоположному ожидаемому, и битва будет продолжаться вечно» [29, с. 10].
Сноски к стр. 32
1 Качество «прозрачности» субъекта проявляет себя не только по отношению к сознанию или телу, но также — по отношению к личной территории. Так, например, С. С. Рапапорт пишет: «...вписанность человека в освоенную среду и неанализируемость («недискретность»), или иначе — неосознаваемость этого слияния — условие нормального существования» [145, с. 71]. А вот новая или резко изменившаяся среда предстает в виде отчужденной, неузнаваемой, сдвинувшей социальные значения, и чтобы она оказалась «обжитой», признанной своей, нужно осуществить ее освоение, в ходе которого человек опирается на особого рода «семантизаторы» своего — лицо друга, вещь, что-то знакомое или узнаваемое. Таким образом, персонализованная среда, как и собственное тело человека, «прозрачна» и начинает осознаваться только при появлении каких-то препятствий.
Сноски к стр. 34
1 «...В самом широком смысле личность человека составляет общая сумма всего того, что он может назвать своим: не только его физические или душевные качества, но также его платье, его дом, его жена, дети, предки и друзья, его репутация и труды, его имение, его лошади, его яхта и капиталы. Все это вызывает в нем аналогичные чувства», — писал У. Джемс [45, с. 131]. И там же: «Трудно провести черту между тем, что человек называет самим собою и своим. Наши чувства и поступки по отношению к некоторым вещам, составляющим нашу принадлежность, в значительной степени сходны с чувствами и поступками по отношению к нам самим».
Сноски к стр. 37
1 Так, если некоторый человек переживает субъективно отсутствие вероятности того, что на него упадет потолок, а инженерные расчеты говорят о другом, последним обстоятельством можно пренебречь, считал Левин, потому что оно бесполезно для понимания жизненного пространства существующего в «безопасности» человека.
Сноски к стр. 116
1 Проиллюстрируем это отрывком из романа Дж. Стейнбека «Заблудившийся автобус»: «Глаза Хуана смотрели на нее издалека, как на что-то забавное. И это вселяло в Алису ужас. Она знала, что он видит в ней не сердитую женщину, омрачающую мир, а просто одну из миллиона сердитых женщин, которых можно изучать, разглядывать — да, и даже получать от этого удовольствие. В ужасе Алисы был холод одиночества. Хуан заслонял собой весь мир, а она — она знала это — ничего ему не заслоняла. Он мог видеть не только вокруг нее, но и сквозь нее — что-то другое» [162, с. 126]. В приведенном примере общение со стороны Хуана принимает форму отчуждения, со стороны Алисы — симбиоза, но в обоих случаях отсутствует психологическая интимность.
Сноски к стр. 122
1 Солидный анализ работ, посвященных изучению влияния социальной и эмоциональной депривации в детском возрасте, представлен З. Матейчиком и М. И. Лисиной, и потому останавливаться на особенностях этих видов нарушений или несформированности границ психологического пространства в нашей работе мы не будем.
Сноски к стр. 161
1 Поскольку использовалась интервальная шкала, а распределение близко к нормальному, коэффициент корреляции рассчитывался с использованием программы MS Excel по формуле: , где 1 х,у 1 и