Социальная адаптация как механизм социализации личности
Психология социальной работы под ред. М. А. Гулиной
<!-- Начало документа -->
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие | |
Глава 1. Психология социальной адаптации и дезадаптации личности (М. АН. Гулина, Ю. Л. Ковалева) | |
Социальная адаптация как механизм социализации личности | |
Представления о социальной адаптации в различных психологических школах | |
Дезадаптация личности | |
Стратегии социальной адаптации | |
Контрольные вопросы | |
Глава 2. Общая теория социальной работы (М. А. Гулина) | |
Теория социальной работы с точки зрения общей теории систем | |
Развитие профессиональных стандартов в социальной работе | |
Этические правила деятельности психолога | |
Психологическое консультирование в социальной работе | |
Контрольные вопросы | |
Глава 3. Психологические основы методологии социальной работы (М. АН. Гулина) | |
Современный структурный подход в социальной работе | |
Диагностический и функциональный подходы в современной социальной работе | |
Психоаналитический подход в современной социальной работе | |
Современная теория процесса психоаналитического консультирования | |
Когнитивно-бихевиоральные модели в социальной работе | |
Терапевтическая когнитивная оценка | |
Мультимодальная терапия | |
Принципы гуманистической психологии в социальной работе | d:\Application Data\Microsoft\Word\B3190Part19-90.html |
Контрольные вопросы | |
Глава 4. Психологическая и социальная помощь семье и ребенку | |
Социально-психологическая помощь младенцам и детям раннего возраста; программы раннего вмешательства (Р. Ж. Мухамедрахимов) | |
Поддержка родителей детей с особыми потребностями (Р. Ж. Мухамедрахимов, О. И. Пальмов) | |
Психодинамические механизмы эмоциональных и поведенческих расстройств у детей и подростков (Н. Л. Васильева) | |
Общие принципы и развитие семейного консультирования (М. АН. Гулина, Ю. Л. Чупахина) | |
Семейная психотерапия (Н, Л. Васильева) | |
Психология социальной работы с детьми, пережившими насилие в семье (М. АН. Гулина, О. Н. Боголюбова) | |
Психологические особенности детей - социальных сирот (М. АН. Гулина, А. Л. Козлова) | |
Основы групповой терапевтической социальной работы (Ю. Т. Ковалев, М. Ал. Гулина) | |
Контрольные вопросы | |
Глава 5. Кризисная помощь | |
Психологические особенности проживания кризиса и утраты (М. АН. Гулина, И. Ю. Налимова-Большакова) | |
Феномен посттравматического стрессового расстройства (М. АН. Гулина, О. П. Вихрева) | |
Проблема суицида и суицидального поведения (М. АН. Гулина, С. Ф. Левин) | |
Психологическое воздействие безработицы (С. Ф. Левин, И. Ю. Налимова-Большакова) | |
Психологические особенности людей пожилого возраста (М. АН. Гулина, Л. Б. Духновская) | |
Психологическая помощь подросткам (М. АН. Гулина, С. Ф. Левин) | |
Психологические проблемы гомосексуальных отношений (М. АН. Гулина, О. Н. Александрова) | |
Психологическая помощь в местах лишения свободы (М. АН. Гулина, С. Ф. Левин) | |
Контрольные вопросы | |
Приложение. Примеры упражнений по групповой психотерапии (М. Ал. Гулина) | |
Чтобы 'лед тронулся' | |
Самые большие ожидания и самые большие опасения | |
Пища для размышлений: незаконченные предложения | |
Роли выживания в семье: психодрама | |
Альтернативы гневу | |
Игры со стыдом | |
Слова, которые ранят | |
Список использованной литературы | |
Список рекомендуемой литературы | |
Предметный указатель |
За годы работы в области неклинической психологии и социальной помощи мы накопили не только опыт понимания человеческой боли, но и умение интегрировать ее в нечто созидающее. (Как сказал один социальный работник: "Мы, конечно, можем, сесть и заплакать от всего Этого, но кому это поможет?") Мы надеемся, что все это нашло отражение на страницах нашего учебника.
Коллектив авторов
Предисловие
Развитие социальной работы как государственно организованных программ помощи наименее защищенным слоям населения в нашей стране началось только чуть более 10 лет назад, хотя традиций попечительской и благотворительной деятельности были достаточно глубокими в дореволюционной России. Рождением, или институализацией, социальной работы как профессиональной области можно считать 1870 год: время первой Национальной конференции социальных работников США. В настоящее время за рубежом социальная работа - отдельная научная область, в которой проводятся обширные исследования, защищаются диссертации и присваивается ученое звание Professor of Social Work (профессор социальной работы); практически каждый зарубежный университет имеет в своем составе отдельный факультет социальной работы, где требования к профессиональным навыкам выпускников очень высоки. Развитие социальной работы в нашей стране даже в сравнительно короткий срок со всей очевидностью показало такую же необходимость профессионализации этой одной из самых гуманных практик.
Это, в свою очередь, невозможно без развития психологии социальной работы, так как профессионализация социальной работы связана именно с пониманием психологических механизмов и возможных последствий - как положительных, так и отрицательных - действий социальных работников, психологов, психиатров, социальных педагогов, работников приютов, служащих собесов, пеницитарных и других подобных учреждений, занятых в различных социальных программах.
В главах учебника, посвященных общим теоретическим и методологическим вопросам, большое внимание уделено динамике представлений о предмете социальной работы. Если довоенный период характеризовался большим вниманием к прагматическим проблемам, с которыми сталкивались социальные работники, то в послевоенный период, параллельно с бурным развитием альтернативных психоанализу направлений в психологии личности и психотерапии, социальная работа стала приобретать все более психологическое содержание как практика и все более часто психологические концепции стали привлекаться для интерпретации накапливаемого опыта. Эта тенденция психологизации социальной работы в ее определенных разделах простирается вплоть до современного периода, когда пишутся труды по "лечению в социальной работе" (например, F. Turner, Social Work Treatment ["Лечение в социальной работе"], 1979), по психодиагностике в социальной работе, а практическая подготовка социальных работников складывается из разнообразных тренингов по навыкам вмешательства в ситуацию, требующую помощи (intervention skills), по умению слушать клиента и т. д. Так, уже в 1954 г. предметом социальной работы стало считаться предотвращение и снижение социально и психологически опасных эффектов кризисных ситуаций; акцент также ставился на развитие этичных гармоничных и эффективных взаимоотношений между индивидуумом и обществом и сообществом, в которых он находится. Ведущими в социальной работе стали 3 крупных блока методов: консультирование, поиск ресурсов и создание сети вокруг клиента. Стало ясно, что в отличие от других практик целью социальной работы должно быть самоусиление человека, которому оказывается помощь.
Над теорией социальной работы в послевоенных Европе и Америке работала целая плеяда крупных теоретиков, часть из них видела функции социальной работы в помощи людям достичь таких взаимоотношений, которые способствуют реализации их потенциала в соответствии с их культурными обычаями и ценностями. Замечательное по своей лаконичности определение дал американский ученый Г. Херн, который в 1958 г. писал, что "взаимоотношения являются сущностью социальной работы, будучи как ее целью, так и ее средствами". Интересно, что по времени это очень близко к периоду разработки в советской психологии В. Н. Мясищевым его концепции, где сходным образом была определена сущность психотерапии.
Социальная работа в истории развития своего предмета претерпела ряд радикальных изменений фокуса исследования, самым серьезным таким изменением является смещение внимания от причин к функции: от поиска и излечения причин дисфункций к созданию работающей адекватной программы, в которой общество несет ответственность за данную дисфункцию. Прежние модели "помощи нуждающимся" становятся все менее популярными: практика социальной работы отражает все более развивающуюся демократическую этику, что проявляется в понимании социального благополучия как "права" всех и каждого, а не "дара" привилегированных непривилегированным, хотя верно и то, что социальные работники и по сей день отождествляют себя с давней традицией беспокойства и ответственности за нужды людей и социальные стрессы.
Первая в России специализация "психология социальной работы" была создана на кафедре социальной адаптации и психологической коррекции личности факультета психологии СПбГУ в 2000 г.
Основным направлением учебной работы кафедры и специализации стала подготовка психологов (как теоретиков и исследователей, так и практиков) для сферы оказания неклинической психологической помощи всем слоям населения, особенно наименее защищенной его части - это, например, дети - социальные сироты; люди, пережившие острую утрату или находящиеся в посттравматическом состоянии; дисфункциональные семьи или семьи в периоды кризисов, миграций и т. п.
Все авторы учебника - практикующие в своей области специалисты, выпускники факультета психологии СПбГУ, практически все обучались или стажировались за рубежом и на своем опыте знают, как непросто "трансплантировать" зарубежные социальные программы в условия современного российского общества.
Над книгой также работали выпускники кафедры: ст. преподаватель СПбГУТ им. М. А. Бонч-Бруевича С. Ф. Левин, психолог-консультант центра помощи женщинам "Цапля" О. В. Александрова, психолог-исследователь центра помощи семьям "Хоум-Старт" Ю. А. Чупахина, психолог Челябинского центра занятости И. Ю. Налимова-Большакова.
М. А. Гулина
От издательства.
Марина Анатольевна Гулина - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной адаптации и психологической коррекции личности СПбГУ, автор более 80 научных работ, из которых около 20 опубликованы за рубежом. М. А. Гулина является дипломированным специалистом в области психоанализа, гештальт - терапии и рационально - эмотивной терапии; состоит членом профессиональных психологических обществ России (РПО), Санкт-Петербурга (СПбПО), США (АРА, IATA), Великобритании (EEG&BPS); член редакционного совета международного журнала The British Journal of Social Work. Является руководителем ряда проектов социальной и психологической помощи, практикующий психотерапевт.
Глава 1
Психология социальной адаптации и дезадаптации личности
Социальная адаптация - это интегративный показатель coстояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции, а именно:
· адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;
· адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
· изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других (Психологический словарь. М., 1997. С. 13).
·
Социальная адаптация как механизм социализации личности
При изучении адаптации одним из наиболее актуальных вопросов является вопрос о соотношении адаптации и социализации. Процессы социализации и социальной адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Часто социализация связывается только с общим развитием, а адаптация - с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в новых условиях общения и деятельности. Явление социализации определяется как процесс и результат активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. Понятие социализации в большей степени имеет отношение к социальному опыту, развитию и становлению личности под воздействием общества, институтов и агентов социализации. В процессе социализации формируются психологические механизмы взаимодействия личности со средой, осуществляющиеся в процессе адаптации. Таким образом, в ходе социализации человек выступает как объект, воспринимающий, принимающий, усваивающий традиции, нормы, роли, созданные обществом; социализация обеспечивает нормальное функционирование индивида в обществе. В ходе социализации осуществляются развитие, формирование и становление личности, в то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Социальная адаптация является одним из основных механизмов социализации, одним из путей более полной социализации.
Социальная адаптация - это:
1. постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды;
2. результат этого процесса.
Социально-психологическим содержанием социальной адаптации является сближение целей и ценностных ориентации группы и входящего в нее индивида, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы.
В ходе социально-психологической адаптации осуществляется не только приспособление индивида к новым социальным условиям, но и реализация его потребностей, интересов и стремлений; личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность. В результате социально-психологической адаптации формируются социальные качества общения, поведения и деятельности, принятые в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться.